Конспект занятия «Фольклорное развлечение, посиделки»
план-конспект занятия
Адресная группа: учителя-логопеды, педагоги ОО, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Купинский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Областной центр диагностики и консультирования»
Конспект итогового занятия второго цикла ДКРз
Тема: «Фольклорное развлечение, посиделки»
Любовь Владимировна Лысенко,
учитель—логопед высшей квалификационной категории
Купинского филиала ГБОУ НСО ОЦДК
Купино
2019 г.
Аннотация к итоговому занятию
«Фольклорное развлечение, посиделки»
Цель: обобщить знания детей о малых формах русского фольклора, изученных в процессе реализации проекта.
Задачи
Коррекционно-развивающие:
- формировать интонационную выразительность речи;
- развивать грамматический строй речи;
- обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
- развивать коммуникативно – речевые навыки;
- формировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к народному творчеству;
- расширять представления об окружающем мире;
- воспитывать чувства патриотизма, гордости, осознания себя, как гражданина России.
Актуальность
Заявленная тема занятия обусловлена тем, что на протяжении второго цикла ДКР занятий реализовался творческий проект «Малые формы фольклора в диагностико-коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в режиме ДКР занятий». Итогом этой работы стало фольклорное развлечение, на котором присутствовали педагоги ДОУ и родители. У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речи: звукопроизношения, связной речи, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи. За время реализации проекта у детей повысился уровень познавательной активности, мотивация речевой деятельности. Словарный запас обогатился исконно русскими словами. Более активно дети стали использовать в речи прилагательные, наречия и другие части речи. Включение в ДКР занятия малых форм русского фольклора проходило в игровой форме, с использованием слайд-шоу, яркого, содержательного дидактического материала и атрибутов, что способствовало запоминанию малых форм фольклора и усвоению грамматических норм родного языка. Моя задача, как логопеда, показать на итоговом занятии педагогам и родителям такие доступные и эффективные методы и приёмы работы, способствующие коррекции и развитию речевых навыков детей с ОВЗ, как малые формы русского фольклора. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.
Адресная группа: учителя-логопеды, педагоги ОО, родители.
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- фольклорный материал, иллюстрации, дидактический материал для праздника, атрибуты для игр, русские народные костюмы.
Ожидаемый результат:
- предоставлена информация по теме занятия;
- продемонстрированы возможные варианты включения малых форм русского фольклора в работу с детьми с ОВЗ.
Предложенные приёмы работы могут быть рекомендованы к использованию учителям-логопедам, педагогам образовательных организаций, воспитателям дошкольных организаций, родителям. Использование малых фольклорных форм на занятиях способствует формированию правильного произношения звуков, их автоматизации в речи; развитию грамматического строя речи. Так же фольклорные произведения способствуют обогащению словарного запаса и развитию связной речи.
Цель: обобщить знания детей о малых формах русского фольклора, изученных в процессе реализации проекта.
Задачи
Коррекционно-развивающие:
- формировать интонационную выразительность речи;
- развивать грамматический строй речи;
- обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
- развивать коммуникативно – речевые навыки;
- формировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к народному творчеству;
- расширять представления об окружающем мире;
- воспитывать чувства патриотизма, гордости, осознания себя, как гражданина России.
Словарная работа: обогащение словарного запаса детей исконно русскими словами.
Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, атрибуты для игр, русские народные костюмы, леденцы и конфеты для поощрения.
Предварительная работа: включение малых форм русского фольклора в ДКР занятия, в процессе реализации проекта.
Ход развлечения:
Ведущий: ребята, сегодня мы с вами будем веселиться, играть, русскую старину вспоминать. Но сначала сядем рядком, да поговорим ладком. Кто загадку отгадает, тот и место занимает.
Загадки.
- Всех перелётных птиц черней,
чистит пашню от червей (грач).
- На шесте – дворец,
во дворце – певец (скворец).
- Весной веселит,
летом холодит,
осенью питает,
зимой согревает (дерево).
- Дышит, растёт, а ходить не может (растение).
- Зелена, а не луг, бела, а не снег,
кудрява, а не голова (берёза).
- Никто не пугает, а вся дрожит (осина).
- Не найдешь на белом свете
Силачей таких, как эти,
Трудовой такой семьи!
Кто же это? (муравьи).
- Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком (пчела).
- В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался (паук).
Ведущий: молодцы ребята, пока мы с вами загадки отгадывали, не заметили, как на посиделках в русской избе оказались.
(На экране слайд внутреннего убранства русской избы, дети рассматривают).
Кто знает, что такое посиделки?
Ответы детей: на посиделки собирались в большой избе; пели песни; водили хороводы; играли в разные игры.
Ведущий: правильно всё, давайте тоже будем веселиться. Пусть наши добры молодцы, девчат посмешат небылицами-перевёртышами, посоревнуются в умении шутить, прибаутки говорить.
(Выходят мальчики)
Перевёртыши.
- Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьет,
Уточка в сапожках избу метет.
- Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик — овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Прибаутка.
- Петушок, петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?
Ведущий: от души мы посмеялись! Вы, ребята, молодцы, получайте леденцы! (угощает мальчиков леденцами).
Что же наши девицы красавицы сидят, да только посмеиваются? Пришла пора и вам себя показать! Может, кто колыбельную песенку помнит? Или заклички знает?
Колыбельная песенка.
- Котя, котенька, коток,
Котя — серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Приди Васеньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу —
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ешь ты, котя, не кроши,
Котя, больше не проси.
Закличка.
- Ласточка, ласточка,
Милая касаточка!
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем побывала
Весну добывала,
Несу, несу, Весну красну.
Ведущий: ой, ребята, держитесь! Девочки вас на диалог весёлый вызывают!
Диалоги – небылицы.
- Девочка: Федул, Федул, что губы надул?
Мальчик: Кафтан прожёг.
Девочка: Можно зашить.
Мальчик: Иглы нет.
Девочка: А большая ли дыра?
Мальчик: Один ворот остался!
- Девочка: Фома, что из леса не идёшь?
Мальчик: Да медведя поймал!
Девочка: Так веди его сюда!
Мальчик: Да он не идёт…
Девочка: Так сам иди…
Мальчик: Да он не пускает!
Ведущий: и девчата молодцы! И вам за умение – сладкое угощение!
А не пора ли нам поиграть, наши ноженьки размять?
Игра «Бабка-Ёжка»
- Есть в большом лесу избушка
Стоит задом наперёд.
В той избушке есть старушка –
Бабушка Яга живёт.
Нос крючком,
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят,
Не догонишь ты ребят!
(Догонялки, дети убегают от бабы Яги).
Ведущий: в народе говорят «Делу время, а потехе час», на посиделках не только веселились, играли, но и рукодельничали. Пришла и нам пора делом заняться.
Кто знает, какими рукоделиями занимались на Руси?
Ответы детей (вязали, вышивали, лепили из глины, вырезали деревянные игрушки и посуду, украшали свои работы разными рисунками, пряли пряжу…). А мы с вами разрисуем красивыми узорами сарафан русской народной Матрёшки.
Дети рассматривают слайды с изображением матрёшек.
Какие у матрёшек сарафаны?
Ответы детей: яркие, красивые, разноцветные.
А сами матрёшки какие?
Ответы детей: весёлые, озорные, улыбчивые.
Ведущий: Молодца ребята, красивые слова о матрёшке придумали.
Самостоятельная работа: дети украшают узорами сарафан матрёшки.
Ведущий: не заскучали ли наши гости? У меня для вас тоже есть задание: вспомните и назовите, какие пословицы и поговорки о русском быте вы учили с детьми? (Включение родителей). Родителям вручается медаль «Активный родитель».
- Мой дом-моя крепость.
- Дом вести – не лапти плести.
- Делу время - потехе час.
- Хлеб да каша - пища наша.
- Проще пареной репы.
- На чужой каравай рот не разевай.
- Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
- Молочные реки, кисельные берега.
Ведущий: молодцы ребята, славно потрудились, ваши работы украсят наш зал.
Посиделки продолжаются, есть ещё игры и забавы.
Русские народные игры: «Ручеёк», «Мышеловка», «Гори-гори ясно». В играх принимают участие родители.
Ведущий: вот так и проходили в старину посиделки, с играми и шутками, с песнями и хороводами, с рукоделиями и с весёлым чаепитием. За семейными посиделками обсуждали дела семейные, советовались, общались, принимали важные решения. Молодых уважали, старых почитали. Не забывайте русские традиции, пусть ваш дом всегда будет тёплым, радостным и уютным. А сейчас я приглашаю вас на чай с пряниками.
Список литературы:
Галанина Н.А. Использование русского народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор.
Фёдорова Г. Н. На золотом крыльце сидели: Игры, занятия, частушки, потешки для детей дошкольного возраста.
Интернет-ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения «Посиделки».
Фольклорный праздникЦель: Приобщать детей к истокам русского народного творчества, развивать их творческие способности ...
Сценария развлечения "Посиделки на Рябинник" (старший дошкольный возраст)
Итоговое занятие в проекте разработанным творческим коллективом МБДОУ "Слюбовью к Чебулу"...
Сценария развлечения "Посиделки на Рябинник" (старший дошкольный возраст)
Итоговое занятие в проекте разработанным творческим коллективом МБДОУ "Слюбовью к Чебулу"...
Конспект развлечения «Посиделки» с детьми подготовительной к школе группы
Конспект развлечения«Посиделки» с детьми подготовительной к школе группыЦель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников.Задачи: Упражнять в лепке дымковской игрушки с натуры, п...
Конспект занятия фольклорного кружка "Забава"
Первое ознакомительное занятие фольклорного ружка "Забава" с играми, песнями, потешками и т.д....
Конспект развлечения "Посиделки в русской избе"
Цель:Формирование интереса к истории русской национальной культуры.Задачи:Приобщать к общечеловеческим ценностям.Развивать художественные наклонности детей, воспитывать артистические к...
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Посиделки у бабушки Авдоньи» (для детей средней группы )
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Посиделки у бабушки Авдоньи» (для детей средней группы )...