Конспект занятия "Посиделки" для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект  интегрированного занятия (ознакомление с окружающим, музыкальным, изобразительным)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

 

для детей

старшей группы

Цель:

     Прививать интерес  к истории и культуре русского народа, воспитывать уважение к народным традициям, приобщить к народной культуре на основе активного использования фольклора (песни, загадки, пословицы);

    Развивать творческие способности (музыкальные, театрально – игровые, изобразительные);

   Расширять словарь детей, используя в речи старинные слова: рушник, ухват, чугун, прялка, веретено. Вызвать у детей интерес к лепке съедобных кондитерских  и кулинарных изделий из сдобного теста для угощения: формовать скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки.

   Активизировать приемы декорирования лепных образов.

   Развивать творческие способности с использованием элементов ТРИЗ и мелкую моторику рук.

Предварительная работа.

 Экскурсия в музей, разучивание  песен, игр, потешек, пословиц.

Знакомство с бытом, традициями русского народа, знакомство с истоками народного искусства.

Рассматривание иллюстраций, предметов старинного быта и изделий народного промысла.

Беседы с детьми. Подготовка теста. Съедобное тесто – смешать 500 гр. муки, 0,5 стакана сахарного песка, 1 яйцо, 100 гр. маргарина, 0,5 пачки дрожжей, 1 стакан молока. Вымешивать руками до получения мягкого теста.

 Материал:

Группа оформлена в стиле избы: печь, сундук, лавка, вышитые полотенца, половики, прялка.

Сдобное тесто, формочки для выпечки, скалка для раскатывания теста, разделочная доска, полиэтиленовый пакет для хранения теста, трубочки, технологические карты.

Игра: «На что похоже?», фартуки, мешочки с перышками.

Фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Хозяйка обращаясь к детям. Сегодня радостный день. Правда, ребята? А      вы знаете, почему у меня в избе поселилась радость.

             Радость побежала по дорожке,

             Радость распахнула все окошки,

             Радость разбудила всех детей,

             Радость пригласила к нам гостей.

Здравствуйте дорогие гости!

Здравствуйте, ребята!

             Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие!

             Проходите, присаживайтесь.

             Горница у меня небольшая,

             Да красивая какая!

             Теплый дух идет от печки,

             А в углу сундук стоит.

             Много он добра хранит.

Хозяйка. Ребята, рассаживайтесь поудобнее на лавочке, места всем хватит. Сядем с вами рядком, да поговорим ладком. Я вам столько нового и интересного расскажу, только слушайте внимательно.

   Знаете ли вы, ребята, что на Руси люди любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня? Организовывали они вечерком, после трудового дня,  но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, пряли. А вас сегодня я познакомлю с предметами старины: печью, сундуком, посудой. Показывая прялку, спрашиваю детей: ребята, а вы знаете, что это такое?

Дети. У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

          Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься.

          Хорошо прядется – весело поется.

Хозяйка. В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свеча – ведь электричества тогда еще не было, девушки пряли и пели песни и загадывали загадки.

Хозяйка. Ребята, а вы любите загадки? Тогда отгадайте загадки:

             Летом спит,

             Зимой горит –

              Пасть открывает,

              Что дает – глотает              (Печь)

                            Бабушки седа, бела,

                            Зимой всем мила,

                            А как лето наступает,  

                        Про бабушку забывают             (Печь)

        В каждой избе была печь. Печка – матушка, печка – кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

Были в избе  горшки, чугунки и ухваты. Отгадайте загадку:

                 Не бык, а бодает,

                 Не ест, а еду хватает,

                 Что схватит – отдает,

                 А сам в угол идет.                          (Ухват)

Хозяйка. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб,  пироги. А вы, любите, когда вас угощают? Я хозяйка добрая, люблю гостей встречать, угощать! И вас сегодня угощу!

      Ребята, у меня на печи есть мешочек с перышками, я чувствую, что вы устали без дела, поиграем немножко!

               Физминутка – (тренировка длительного  выдоха). Дети подбрасывают вверх перышко, дуют, чтобы оно продвигалось дальше, отдохнули.

Хозяйка. А вот и сундучок, который много добра хранит. Раньше в деревнях шкафов не было, их заменял сундук, в нем хранили вещи.

Хозяйка открывает сундук, достает из сундука рушник, вышивки, скатерти, салфетки, платки. Дети рассматривают, любуются. Девочки примеряют платки. Со дна сундука достает игру «На что похоже?». (Показывает карточку с нарисованной фигурой) дети угадывают.

Хозяйка. Я  слышала, что нынче ярмарка, все едут, идут. Ярмарки бывают несколько раз в году и там торговали всем и понемногу. Если мука – то мешками, если дрова – то тележками. Продавали коров и свиней, домашнюю птицу. Торговали и мелкими отдельными предметами.

  С пустыми руками не пойдешь  на ярмарку.

Ребята, я вам загадаю загадку:

                 Мешано, квашено, валено,

                 На стол поставлено. (Тесто)

Да, ребята, это тесто! Кто знает, из чего  делают тесто?       (Из муки)

Да, мука, замешанная на воде, на молоке. А что еще можно добавить в тесто? (Молоко, яйцо, сахар, дрожжи). У каждой хозяйки свой рецепт теста, часто рецепты передавались из поколения в поколения. Многие хозяйки готовили тесто по рецептам своих  бабушек, чтобы тесто было пышным и поднялось, его нужно замесить руками, месить ласково, с хорошим настроением и любовью. Вот и готово тесто. Я поставила его утром, оно поднялось! Как его много стало!

Перед работой поиграем с пальчиками (Дети показывают различные угощения с помощью пальчиков сушки, пироги, блины, ватрушки).

Хозяйка – предложила детям потрогать, погладить, отщипнуть по кусочку (размером с кулачок), показывает детям кондитерские формы. По показу хозяюшки дети раскатывают тесто, нарезают при помощи формочек, лепят, украшают угощения каждый по-своему, по мере готовности переносит свои печенья на противень, предварительно смазанной маслом, и передают повару для выпечки на кухню.

    Хозяйка – радуется вместе с детьми тому, что им удалось слепить много-много угощенья, чтобы хватило всем гостям и детям. Благодарит за помощь. Дети рассказывают пословицы о труде и хлебе:

             Кончил дело - гуляй смело.

    Ну а теперь можно и на ярмарку собираться.

Петрушка. Эй, народ честной, здравствуйте! Всех на праздник – Ярмарку приглашаю! Веселья и хорошего настроенья желаю! В городе мастеров наш праздник открывается, потому что мастера здесь лучшие собираются.

Если приглядитесь, то сами в этом убедитесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия детей старшей группы «Миләш» по образовательной области “Познание”(Формирование целостной картины мира.)

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.Тема: «Страна моя родная. Природа России.»Форма проведения: игра-путешествие.Виды детской деятельности: ...

Конспект для детей старшей группы «Полет в космос».

Уточнение представлений детей о Космосе, планетах Солнечной системы (элементарные представления о Земле).Развитие интереса к деятельности человека по освоению Космоса (представление о проф...

Конспект занятия детей старшей группы по чтению художественной литературы.

Темой занятия является чтение произведения С. Аксакова "Аленький цветочек". Цель занятия: воспитывать любовь к русскому народному устному творчеству....

Конспект для детей старшей группы. «Познавательное развитие». «Мир комнатных растений».

Цели: • развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность, наглядно-действенное мышление; • формировать потребность в заботливом отношении к комнатным растениям....

Конспект ОД детей старшей группы на тему «Символы России: Герб Российской Федерации»

Цель: сформировать представление о сущности и значении герба России как государственного символа Российской Федерации у детей старшего дошкольного возраста.Задачи образовательных областей:Познавательн...

Конспект ОД детей старшей группы на тему: «Белый, синий, красный»

Цель: Фоpмирoвать у детей элементаpные представления об истоpии происхождения Российского флага.  Познакомить со значением  флага в современной жизни. Воспитывать чувство патриотизма и уважи...

Конспект для детей старшей группы "Правила дорожные детям знать положено"

Очень важно научить детей соблюдать правила дорожного движения с раннего возраста. Сейчас как никогда проблема детского травматизма волнует взрослых, ведь главное для нас - это безопасность и здоровье...