«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ НЕДЕЛИ КАК СРЕДСТВО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ»
методическая разработка на тему

 Сидорова Наталья Геннадьевна

 

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что построение образовательного процесса в детском саду должно основываться на комплексно-тематическом принципе. Поэтому тематическая неделя в детском саду становится основой планирования и организации работы в дошкольном учреждении.

Тематическая неделя в детском саду позволяет дать детям много возможностей для практических действий, элементарного экспериментирования, формирования основных навыков, развития мыслительных функций. Она объединяет все виды детской деятельности в детском саду, делает их интересными и разнообразными, а самое главное, полезными для детей. Кроме этого тематическая неделя позволяет использовать региональный и культурный компонент в образовательном процессе.При планировании темы недели учитывается программное содержание основной образовательной программы ДОУ. При планировании учитываются все пять образовательных областей (Познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие). Организация организованной образовательной деятельности строится на основе интеграции и будет подчинена этой основной теме.

Таким образом, воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста будет эффективным, если: обеспечить взаимодействие детей, педагогов и родителей в процессе реальной жизнедеятельности с объектами природного окружения родного края; использовать проектную деятельность как метод организации экологического образования и поисковой деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ОПЫТ

ПО ТЕМЕ:

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ НЕДЕЛИ

КАК СРЕДСТВО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ»

        

 Подготовлен:

                                                           Сидоровой Н.Г.

старшим воспитателем

 МБДОУ Клетский Д/С Солнышко»

                           

ст. Клетская -2014 г.

Актуальность проведения тематических недель в ДОУ

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что построение образовательного процесса в детском саду должно основываться на комплексно-тематическом принципе. Поэтому тематическая неделя в детском саду становится основой планирования и организации работы в дошкольном учреждении.

Тематическая неделя, в которой весь образовательный процесс построен вокруг какой-то темы, имеет большой потенциал для развития дошкольников.

Тематическая неделя в детском саду позволяет дать детям много возможностей для практических действий, элементарного экспериментирования, формирования основных навыков, развития мыслительных функций. Она объединяет все виды детской деятельности в детском саду, делает их интересными и разнообразными, а самое главное, полезными для детей. Кроме этого тематическая неделя позволяет использовать региональный и культурный компонент в образовательном процессе.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, для решения образовательных задач определяем круг общезначимых тем, а также тем, вызывающих интерес у детей. Тематические недели включаются в перспективный план образовательной работы на учебный год. Тематические экологические недели могут быть реализованы как в одной группе, так и во всем детском саду, при этом педагоги выбирают для реализации те мероприятия,  которые актуальны для их возрастной группы с учетом индивидуальных особенностей детей.

         При планировании темы недели учитывается программное содержание основной образовательной программы ДОУ. При планировании учитываются все пять образовательных областей (Познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие). Организация организованной образовательной деятельности строится на основе интеграции и будет подчинена этой основной теме. Планируются также тематические прогулки, которые являются закономерным продолжением данной темы. Кроме этого тема недели находит отражение и в подборе материалов, находящихся в групповых уголках. Для развития художественного творчества можно предложить различные изобразительные средства (цветные и восковые карандаши, пластилин, печатки, трафареты), которые помогут детям выразить свои впечатления. Тематические недели связаны и с перспективным планом работы с родителями. Так, например, в качестве продолжения изучаемой темы можно запланировать конкурс поделок, рисунков, семейных газет и т.д.

Экологические тематические недели  выбраны коллективом нашего детского  сада  не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Актуальным также является привлечение родителей к экологическому воспитанию детей, мы стараемся вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувства любви к природным ценностям.  Мы считаем, что воспитание экологической культуры должно начинаться с ознакомления ребенка с объектами ближайшего окружения, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Ребенок может полюбить и научиться беречь лишь то, что его непосредственно окружает и способно вызвать интерес. Красота природы донских степей, пойменных лесов, загадочная жизнь птиц, животных, растений помогает педагогу заинтересовать детей изучением «книги природы», пробудить  гуманное отношение к природным ценностям родного края. При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Большие возможности дошкольников позволяют родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного их использования, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня физического, умственного и художественно-эстетического развития детей. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

Таким образом, воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста будет эффективным, если:

- обеспечить взаимодействие детей, педагогов и родителей в процессе реальной жизнедеятельности с объектами природного окружения родного края;

- использовать проектную деятельность как метод организации экологического образования и поисковой деятельности детей.

А наши экологические недели являются  мини-проектами, которые зачастую не ограничиваются одной неделей, а находят свое продолжение в детской  продуктивной деятельности, в детском экспериментировании, наблюдениях  в самостоятельной деятельности.

На каждом итоговом  мероприятии обязательно проходит награждение победителей и участников. Поощрительные призы получают все участники,  и как только начинается тематическая неделя, все с нетерпением ждут награждения, которое происходит в торжественной обстановке. Это очень стимулирует всех участников, у всех участников вызывают только положительные эмоции и все с нетерпением ждут следующей экологической недели. Весной, когда в дни каникул проходит очередная акция, традиционно проходит экологический субботник, где дети вместе с родителями и педагогами благоустраивают территорию детского сада,  сажают деревья, цветы и т.д.  Такой опыт совместного труда является важным моментом нравственного воспитания, где взрослые своим личным примером показывают, как нужно заботиться о нашем общем доме – ПРИРОДЕ.

Надеюсь, что опыт, представленный мною, заинтересует, воспитателей,  педагогов-экологов, специалистов ДОУ и будет использован в дальнейшей работе. От всей души желаю всем крепкого здоровья, счастья, душевного равновесия, оптимизма и стойкости духа, новых свершений, творческих открытий и достойных наград! Пусть будут освоены новые методики, пусть воспитанники радуют своими успехами, пусть в коллективе царят поддержка и взаимопонимание!

Старший воспитатель МБДОУ «Клетский Д/С «Солнышко»

Наталья Геннадьевна Сидорова

   



Предварительный просмотр:

Мунициипальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Клетский детс кий сад «Солнышко»

Клетского муниципального района Волгоградской области

Экологическая неделя

   

Подготовила:

Сидорова Н.Г.,

старший воспитатель

Цель:  Расширять знания детей о домашних животных, их содержании и их незаменимой пользе для человека. Воспитывать экологическую культуру у детей и взрослых в процессе освоения экологической среды. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности ребенка в процессе взаимодействия с объектами природной среды. Совершенствовать активные формы  работы с детьми и их родителями.

1. ДЕНЬ:

а)  беседы с детьми о животных, которые живут у них дома; консультация для родителей «Заводить ли домашнее животное?» (Справочник старшего воспитателя № 12 2010г)

б) рассматривание альбомов, иллюстраций, картин о домашних животных;

в) просмотр мультфильмов «Трое из Простоквашино», «Котенок по имени Гав», «Кто сказал «Мяу»?

в) занятие-беседа «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (См. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Л.П. Молодова);

г)  занятие «Домашние животные», «Путешествие в деревню к бабушке»;

д) рассматривание схемы-модели «Животные», сравнительная беседа «Дикие и домашние»

е) Д/И «Домашние-дикие»,  «Кто что ест?», игры-звукоподражания «Кто как кричит?».

ж) П/И «Пошла коза по лесу», физкультурное занятие «Лошадки», «Домик в деревне».

2 ДЕНЬ «Кисонька-мурысонька»

         

а)зарядка «Кисонька-мурысонька» (См. «Ребенок в детском саду» №5, 2006г), «Котенок» (Воспитатель ДОУ» №3 2009г)  

а) рассматривание фотоальбомов «Кошки», «Кошки в вашем доме»;

б) наблюдение за животными во время прогулки;

в) опытно-исследовательская деятельность «Как кошка языком чистит себе шерстку»;

г) художественно-продуктивная деятельность: оригами «Кошка с котятами», лепка «Миска для кошки», коллективное рисование «Кошачья семья»;

д) чтение художественных произведений Л. Толстой «Котенок», К. Паустовский «Кот-зверюга», К. Ушинский «Васька», Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», Белышев «Упрямый котенок»,  потешек «Как у нашего кота», «Киска, киска, киска», «Пошел котик на Торжок», придумывание загадок о кошках

е) П/И «У нашего котища» (Воспитатель ДОУ №4 2010г)

3 ДЕНЬ «Верный друг»

             

а) занятия «Животные – наши помощники» (См. Система экологического воспитания в ДОУ»О.Ф. Горбатенко); беседа «Что делать, если на улице подошла незнакомая собака»

б) слушание  В. Шаинский «Пропала собака», М. Пляцковский «Не дразните собак»;

в) чтение художественных произведений о собаках «Подарили собаку» И. Токмаковой, К. Чуковский «Щенок», М. Пришвин «Жулька»,  

г) художественно-продуктивная деятельность: лепка «Собака», аппликация «Будка для собаки», «Щенок»

д) Сюжетно-ролевая игра «У нас в доме появился щенок»,П/И «Лохматый пес»

4 ДЕНЬ

а) фотовыставка  и выставка рисунков  «Мой четвероногий друг», выставка совместных работ детей и родителей «Что дают нам домашние животные», сочинение познавательных и трогательных историй о домашних животных

б) разгадывание ребусов и кроссвордов «Домашние животные» (См. «Эколошка №8 2009); загадывание загадок о домашних животных

в) обобщающая беседа «Домашние животные»;

г) Беседа о художниках, навсегда полюбивших зверей – Чарушине, Васнецове, рассматривание книг с их иллюстрациями

     

5 ДЕНЬ

а) Праздник-развлечение «Наши спутники и друзья»;

б) Подведение итогов смотра-конкурса, награждение победителей и участников


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по экологическому воспитанию на тему: «Ознакомление детей с природой родного края».

Педагогический опыт по экологическому воспитаниюна тему: «Ознакомление детей с   природой  родного края»....

Экологическая викторина для детей старшей группы «Знатоки природы родного края».

Экологическая викторина для детей старшей группы "Знатоки природы родного края» состоит из конкурсных заданий, которые имеют свое название и значение. В викторине использован ряд  дидактических и...

Экологическому проект: «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»

Цель проекта:продолжать формирование экологической            культуры детей, расширять представления оприроде родного края, о взаимосвязях ...

ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»

Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе....

План по самообразованию по теме: «Моя малая Родина-часть Родины большой. Нравственно патриотическое воспитание дошкольников «Природа родного края», по средствам нетрадиционной аппликации»

Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Конце...

"Экологические сказки как средство эмоционального познания природы родного края»

1 слайдЗдравствуйте уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о том, как экологические сказки помогают детям узнать природу родного края.Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» ...

Отчет по самообразованию по экологическому воспитанию дошкольников. «Формирование знаний о природе родного края средствами художественной литературы»

В 2017-2018 г. мною была выбрана тема для самообразования по экологическому воспитанию «Формирование знаний о природе родного края средствами  художественной  литературы». Так ка...