Устно-поэтическое творчество мордовского народа в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
консультация (средняя группа) на тему

Прасолова Светлана Юрьевна

Устно-поэтическое творчество мордовского народа в экологическом образовании детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustno.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Устно-поэтическое творчество мордовского народа в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

     Большое значение в процессе формирования экологической культуры личности имеют средства духовной культуры, в частности, произведения поэтического творчества, в которых отражена взаимосвязь между природой и национальным характером народа. Фольклор содержит богатый материал в плане обогащения экологических знаний детей. В материалах фольклора в специальной, своеобразной форме запечатлены традиции и обычаи бережного, разумного отношения народа к природе, ее богатству.

    Первоначальное знакомство детей с окружающим миром, с повадками животных и птиц, признаками растений  осуществляется через потешки, прибаутки, колыбельные песни, заклички,  небольшие песенки-обращения к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру), птицам, насекомым. Их лексика отражает то, что окружает детей, что соответствует их интересам и уровню понимания.

   Следующим этапом приобщения дошкольников к знаниям природоведческого характера является  изучение пословиц, поговорок, загадок, в которых отражено мудрое, бережное отношение народа к богатствам природы, знания сложных явлений окружающего мира. Их по праву можно назвать эффективным средством экологического воспитания. Народные загадки, пословицы, поговорки являются своеобразной системой знаний о природе, ее явлениях. Например, «Казьсак моданть  весть, сон тонть – кеменьксть» («Вознаградишь землю один раз, она тебя – десять раз»), «Тундось сы –весе сыргози» («Весна придет – все оживет»).

Многие загадки, пословицы, поговорки помогают знакомить детей с явлениями окружающей природной среды, привлекать внимание к их признакам, на которые обычно дети не обращают внимание. Использование народных высказываний, дающих полную, образную характеристику отдельным животным и растениям, вызывает чувство удивления, произвольно эти признаки и объекты запоминаются и служат основой дальнейшего развития знаний о живых организмах. Загадок такого содержания в мордовском фольклоре довольно много: «Кодамо чувто вармавтомо кавтолды, лембе кизна теке якшамодо сорны» («Что за дерево без ветра шелестит, теплым летом как от холода дрожит?»),  «А моли тол ёнов, ансяк пек пици кедь» («Не похожа на огонь, только ой, как жжет ладонь»). В этих загадках в необычной поэтической форме содержится характеристика растений и животных, вызывающая интерес и радостное желание правильной отгадки. Таинственные силы природы благодаря загадке становятся более близкими и понятными.

Очень важным средством в воспитательном процессе являются сказки. Природоведческая тематика характерна прежде всего для сказок о животных.  В них можно найти не только объяснение явлений природы, яркие запоминающиеся образы, но и фрагменты пищевых цепочек, элементы сложных природных взаимосвязей типа «хищник - жертва. » Сказки знакомят детей с растительным и животным миром территории, занимаемой мордвой, с повадками зверей и птиц ( сказка сообщает, что звери живут в лесу: белка в дупле, медведь спит в берлоге и сосёт свою лапу, заяц любит грызть кору с деревьев). Сказки в увлекательной форме помогают понять ребёнку законы природы, осознать ее значение как многогранной универсальной ценности (познавательной, эстетической), понять красоту, индивидуальную самоценность и неповторимость живых организмов, понять взаимосвязь между живым и неживым в природе.

Познание окружающего мира детьми, знакомство с природой родного края во многом связано с игрой. Те игры, которые мы используем, отражают

явления и события окружающей жизни. Об этом красноречиво говорят названия многих мордовских народных игр: «В зайчиков» («Нумолнесэ») , «В гусей и волка» (« Галынесэ ды верьгизнесэ», «В ворону» (« Варакасо»).

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: накопленный народом опыт по воспитанию бережного разумного отношения к родной земле и природе, гуманного отношения к растительному и животному миру, знания и традиции экологического характера содержатся в произведениях устно-поэтического творчества, рациональное использование которых в реальной жизни имеет большое полезно-практическое значение. Доступность их восприятия, яркая художественно-образная национальная форма пробуждают интерес, целенаправленно воздействует на сознание подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

. «Искусство Эбру» (взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении).

В данном материале показана взаимосвязь экологического образования с изобразительной деятельностью. Также можете познакомиться с искусством "Эбру".  Представлен материал необходимый для этой техн...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

мастер класс «Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении»

Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изоб...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...