открытое комплексное экологическое занятие в детском саду
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Познавательное занятие в ДОУ на теме охраны природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучающее занятие на экологическую тему в подготовительной группе | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в подготовительной к школе группе
с элементами драматизации и с элементами ИКТ
на тему: «Суд природы над человеком»
Программные задачи:
- формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие «экология»;
- активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.);
- развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;
- расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;
- совершенствовать умения детей выразительно читать стихи, красиво и выразительно двигаться, воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
- доставить детям радость, удовольствие от совместных танцевальных композиций, сценок, монтажа.
Оборудование к занятию: глобус; костюмы Воды, Земли; деревья, цветы, грибы, муравейник (веточки, иголки, забор, муравьи), рюкзаки, фотоаппараты, кепки, ракетки, тарелка и картинки, костёр, гнездо, с яйцом (муляж).на полу муляж яйца в траве, птичка, фонтан, конфеты, пакет, бревно, пеньки, мяч, стакан, 2 мерных ковшика, цветы со скотчем, аудиозаписи;; проектор, компьютер; одноразовые пакеты; различный мусор; яблоко и нож, эмблемы, птичка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций экологического содержания, просмотр документальных фильм экологической направленности, беседы с детьми.
Ход занятия
Под музыку летнего леса (пение птиц, журчание ручья и т.д.) на поляну свободно выходят дети, одетые по-походному, с рюкзаками за плечами, с фотоаппаратами, биноклями, мячами, ракетками.
Воспитатель: Смотрите, ребята, какая полянка, давайте отдохнём! (Дети снимают рюкзаки)
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это за звуки? ( пение птиц)
Воспитатель: А почему это они так распелись, как вы думаете? (пришла весна,
прилетели птицы)
Воспитатель: Да, прилетели и селятся в домиках, которые как называются? (скворечники)
Воспитатель: Точно, скворечники – это домики птиц! А дом собаки как называется? (будка, конура)
Воспитатель: А у лисы дом? (нора)
Воспитатель: А белочка где живет? (в дупле)
Воспитатель: Всех нас и людей, и зверей, и птиц, и рыб поселил в себе один общий
дом….( если дети затрудняются ответить, спросить) Наш дом
планета…? (Земля)
Воспитатель читает наизусть стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг -
Тут речка, там зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой.
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря, -
Всё называется Земля!
А если в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидим шар наш голубой -
Любимую планету!
Воспитатель: А земля какой формы? (круглая)
Воспитатель: Правильно, она имеет форму шара.
Воспитатель: Так давайте возьмемся за руки и сделаем один большой круг - нашу
землю.
Воспитатель: Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что
нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. В
древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или
как тарелка, и можно добраться до края Земли. Одни говорили, что её
поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане. Другие
доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на
спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…
Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и
посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
Вот какое представление было раньше у людей о нашей земле!
(показ картинок)
Воспитатель: Ну, что, вы готовы отправиться в поход по нашей необъятной земле и посмотреть, что нас окружает?
Становитесь друг за другом, мы же по тропинкам пойдём и отправляемся в путь.
(Чуть прошли, рассматриваем птичье гнездо, кто-то фотографирует, кто-то рассматривает муравейник...
Воспитатель: Ребята, куда мы пришли? Как красиво птички поют! М-м-м, какой воздух чистый, как легко дышится! Красота какая!!! Cмотрите, птенчик упал. Давайте ему поможем и положим в гнездо. Смотрите, муравейник. как вы думаете, почему вокруг него забор? Видимо, какой-то добрый человек постарался! Нельзя наступать на муравейники и разорять гнёзда!
Вдруг слышится вздох)
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то стонет, кому-то плохо. Стоны слышатся из-под
земли, давайте приляжем и послушаем кто просит о помощи..
Далее за кадром звучит голос Земли (в аудиозаписи):
* Я планета Земля, сейчас я больна.
И в этом, поверьте, лишь ваша вина.
Я людям не верю и им в назиданье
Придумаю страшное наказание.
Вы пожалеете о том, что родились на свет,
За все, что натворили вы,
Придется дать ответ.
Сейчас суда настанет час,
Все встаньте - призываю вас!
Затем читает ребенок:
* Постой, Земля, не торопись!
Ведь мы за взрослых не в ответе.
Да, люди мы, но только дети.
Позволь нам разобраться в том,
За что ты нам грозишь судом?
Воспитатель:- Ребята, давайте же с вами разберемся, за что нас хочет судить Земля,
что мы натворили за эти тысячелетия на земле.
Далее дети читают стихи:
1. Да, мы говорим о самом важном,
Взглянуть на землю стало страшно,
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух - сколько грязи в нем!
2. Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля, - что сделали с тобою?
Воспитатель : Да, вот это натворили мы бед...
Слышится гул фабрик, заводов, слайды с дымом от фабрик.
Пойдёмте дальше.
Воспитатель:- Ой, ребята, что-то так тяжело дышать стало, что случилось?
И голова разболелась, странно...Смотрите, около нас фабрики и
заводы. (слайды)
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют?
(Воздух на земле очень загрязненный).
Воспитатель:- Почему так происходит?
(Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух,
машины загрязняют воздух выхлопными газами).
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть,
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
Воспитатель: Ребята, недалеко от нас расположен город Невинномысск, в котором находится большое количество фабрик и заводов. Самое негативное влияние на окружающую среду оказывает «Невинномысский Азот». «Невинномысский Азот» занимает первое место в России по выпуску азотных удобрений. В безветренные деньки от запахов с этого завода першит в горле и просто невозможно находиться на улице. Вдобавок к этому в питьевую воду попадает много вредных веществ.
Несмотря на то, что в городе много зеленых насаждений, а власти предпринимают меры по улучшению качества воздуха и питьевой воды, зачастую среди местных жителей отмечается высокий уровень заболеваемости.
Слайд №1, слайд №2.
Воспитатель:-- Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию?
А как? (На трубы устанавливают фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества, придумать новое безопасное топливо, например,
электромобили на солнечных батареях).
Воспитатель:- Да, это хорошее решение проблемы, вы молодцы!
Воспитатель:- Молодцы! Пойдемте дальше. Смотрите родничок. Давайте присядем и
отдохнём.
(Дети начинают есть конфеты, бросать фантики и палочки в родничок)
Дети: Мы устали, давайте ножки помочим в родничке. (дети начинают снимать тапочки)
Звучит музыка, имитирующая шум прибоя. Вбегает воспитатель в костюме Воды с криком: "Стойте, стойте!"
* Я царица, я Вода,
Без меня вам никуда.
Я и в озере, и в море,
В океанском я просторе,
В ручейке и в луже я,
Не прожить вам без меня.
Но как же вы не понимаете,
Что меня вы отравляете?
Ко мне относитесь беспечно,
Считаете, что бесконечна!
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, на земле много воды?
Сколько воды на Земле я покажу на примере с яблоком. (Нож и яблоко в рюкзаке). Представьте, что яблоко – это Земля. (Показывает яблоко, которое предварительно разрезано на 4 части) 1 часть(о,25) на Земле – это суша (показывает одну дольку яблока), 0,75 (3 части) занимает вода (показывает остальные 3 дольки).
Дети: Мы пить хотим.
Воспитатель: Ребята, воды, конечно, на земле много, но не всю воду можно пить. А какую воду мы можем пить? Правильно, пресную, чистую и питьевую.
Вода: Есть вода соленая, которая живёт в морях и океанах, и пресная, которая живёт реках, озёрах и прудах.
Воспитатель: Ребята, а какая вода пресная, может вы знаете?
Дети: пресная вода - это вода без соли.
Вода: Знаете, как узнать в каком сосуде морская вода, а в каком пресная? Опускаем яйцо в воду, в одном сосуде яйцо идет ко дну, а в другом зависает в воде, но на дно не опускается.
Соленая вода настолько «сильная» (плотная), что способна удержать яйцо.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что пресной воды на земле становится все меньше и меньше. Это происходит от того, что фабрики и заводы сбрасывают свои отходы в реки, люди загрязняют берега рек, озёр мусором.
Чтобы уберечь от загрязнения реки, ученые придумали разные фильтры, с помощью которых воду можно очистить. Воду очищают в водоочистных сооружениях.
Дети: Мы пить хотим!
Вода: (наклоняется и показывает стакан с грязной водой). Посмотрите, какая я стала грязная, мутная в родничке! набросали фантиков, камешков...
Воспитатель: Ой, ребята, что же мы наделали?
Вода: Давайте почистим родничок, Чтобы ему было легче дышать.
Слайд №3.
Воспитатель: Молодцы! Так как же нужно правильно себя вести у реки, чтобы она всегда была радостной и чистой?
Дети: Надо мусор забирать с собой, надо чистить берега, надо беречь воду и природу и.т.д.
Воспитатель: Конечно, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
Вода: Обращаюсь я к народу: Не бросайте мусор в воду, Берега не загрязняйте, Воду вы не обижайте!
(Вода уходит ?)
Воспитатель: - Ну что же, ребята, снова в путь, но прежде нужно отдохнуть.
Проводится игра с детьми.
Проводится игра с мячом «Земля, воздух, вода»(со взрослыми)
«земля» - называют животного,
«воздух» - птицу
«вода» - обитатели водных глубин.
Дети садятся. Воспитатель загадывает загадку о земле:
Черным - черно, но не страшна,
Всем людям мать-кормилица она.
Входит ребенок в костюме земли, читает стихотворение:
(Звуки леса, пение птиц)
* Была я красива, была я пригожа.
А стала сама на себя не погожа!
Траву на мне вытоптали, кусты повыломали,
деревья на дрова срубили.
Забросали меня пустыми банками,
грязной бумагой, щепками да тряпками.
Была я цветущей и яркой ,
а стала помойкой да свалкой.
(тревожная музыка и тишина)
Такой вы сделали меня!
(Дети подходят к Земле, а в это время появляется мусор)
Слайд №4.
Антимусорный десант с педагогами.
Воспитатель: Что случилось с нашей поляной? Птички перестали петь и лес
замолчал.
Дети. Кто это сделал?
Воспитатель. Скорее всего, такие же ребята как мы. Может быть, здесь отдыхала
целая семья (мама, папа и дети).
Воспитатель: - Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили мы нашу
землю. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны
мусора - это целый грузовик. На планете несколько миллиардов
жителей. Очень скоро человечеству придется спасать себя от мусора.
Воспитатель: А что вы так расстроились?
Дети. Здесь же нельзя отдыхать, играть.
Воспитатель. Вы ведь тоже любите отдыхать здесь в лесу со своими родителями и
разжигаете костры, жарите шашлыки. Разве не так?
Дети. Да, мы отдыхаем, но потом убираем за собой: костёр засыпаем землёй, мусор
закапываем в землю.
Дети. А мы собираем мусор в пакет, а потом папа выбрасывает там, где свалка.
Дети. Пойдёмте на другую поляну, а то здесь очень грязно.
Воспитатель: Нет, эту поляну надо убрать и здесь отдыхать.
Дети. Я не буду убирать грязь, это не я сорил. И мама не разрешает мне ничего брать
в руки.
Воспитатель. А мама твоя, Костя, права, грязь руками брать нельзя. Надо иметь
перчатки, чтобы убирать всё это, или грабли, лопатки, совочки. Никто из
вас не подумал об этом, а я предполагала, что мы это увидим. Поэтому
взяла в пакет несколько прищепок.
Воспитатель. Снимайте рюкзаки! Приступаем к уборке!
(Дети сложили рюкзаки под куст, взяли прищепки и стали убирать мусор. Собрали большую кучу мусора.)
Воспитатель: А куда это всё деть? Ведь большой лопаты нет, чтобы закопать.
( Дети приумолкли.)
Воспитатель. А у меня есть вот что!
(Показываю пакеты.)
Дети. Ура!
Всё сложили в большой пакет, отнесли в сторону.
Воспитатель. Вот видите, как мы быстро навели порядок на поляне, и она стала такой
красивой, а воздух тут чудесный. Давайте подышим.
(Звучит музыка. Фонограмма - шум ручья, пение птиц в лесу.)
Воспитатель. Ребята, вы слышите? Слышите? Птицы запели! Лес ожил! Это они нам
спасибо говорят.
Воспитатель. А теперь можно и отдохнуть.
Кто-то из детей достаёт бинокль, кто-то - фотоаппарат, а кто-то парами разошлись по поляне погулять, полюбоваться муравейником, яркими нарядными мухоморами, прекрасными бабочками, цветами. А кто-то усаживается на пенёчки и отдыхает, слушает, как поют птицы.
(Воспитатель берёт шар, садятся в круг)
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек.
Всю Землю можешь только ты
Разумный человек.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…(Приклеивают цветочки)
Все дети.
Такая планета нужна нам с вами!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, есть такая наука, которая изучает охрану природы.
Это наука - экология. Вы тоже становитесь юными экологами,
защитниками природы (детям выдаются специальные эмблемы и они уходят).
Вдруг заходит Воспитатель и вспоминает, что оставили мусор в пакетах.
Воспитатель: - Что же мне с этим делать?
Заходит Фенёва : "Я знаю..."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия в детском саду
Конспект открытого комплексного занятия в детском саду(средняя группа) Тема: «Путешествие в тридесятое царство к Ивану – царевичу»Программные задачи...
Конспект открытого комплексного занятия в детском саду
Конспект открытого комплексного занятия в детском саду (средняя группа)...
Конспект открытого комплексного занятия в детском саду «Путешествие в волшебную страну» (средняя группа)
Занятие проводилось осенью . Программные задачи· Поупражнять детей в счете в пределах 5.· Проверить знание цифр...
«Играя учимся» Конспект открытого комплексного занятия в детском саду (разновозрастная группа 5-7 лет)
Цель: развитие познавательной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей.Задача:Развивать у дошкольников уверенность в себе, в своих возможностях.Развивать умение слушать своего с...
Экологические занятия в детском саду.
На занятиях дети познакомятся с живой и неживой природой, многообразием живых существ, их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания. Эмоционально откликнуться на красоту природ...
Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.
В презентации раскрывается понятие " Экологическое пространство",виды пространств и т.д...
Комплексное занимательное занятие в детском саду на тему «Как люди путешествуют».
Цель: дать понятие о передвижении людей на дальние расстояния....