Экологические занятия в детском саду.
план-конспект занятия по окружающему миру

Авраменко Ирина Викторовна

На занятиях дети познакомятся с живой и неживой природой, многообразием живых существ, их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания. Эмоционально откликнуться на красоту природы помогут художественные произведения писателей-классиков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий экологической сказки для старших дошкольников 5-7 лет «Рыбалка Кота Леопольда»

Материал предназначен для детей 5-7 лет

Автор:  старший воспитатель МАДОУ «Малиновский д/с»
Цель: Формирование у детей основ экологического сознания средствами театрализованной деятельности

Ход праздника

Музыка, танец рыбок.
Ведущий: - Сверху солнышко печёт, 
А внизу река течёт. 
Брызги синие искрятся, 
В речке рыбки веселятся.

Там, где лес и где река
Шёл рыбак издалека. 
Леопольда вы узнали,
Знаем мы наверняка.
Появляется кот Леопольд с удочкой 
(слова: М. Пляцковский, музыка: Б. Савельев «На крутом бережку»)

Ведущий: -За котом – задиры-мыши,
Подойдём-ка к ним поближе.
Появляются мышата, Белый и Серый, обращаются к Леопольду:
Белый: -Кот, куда ты?
Леопольд : -На рыбалку. 
Отдохнуть.
Серый: -А рыб не жалко?
Леопольд: -Рыбок я не обижаю,
Вот, и леска без крючка.
Рыбки сразу уплывают,
Лишь проглотят червячка.
Не обижу ни одной.
Может быть, и вы со мной?
Белый: -Нет уж, это не для нас!
Серый: -Зуб за зуб!
Белый: -Глаз за глаз!
Леопольд: -Что ж, а я люблю купаться,
Загорать и закаляться. 
На природе отдохну,
В ручку чистую нырну. (идёт дальше)
Серый: -Да, нырнёшь, как бы не так,
Берегись, наш старый враг!
Белый: -Отдых мы тебе устроим, 
Погоди, сейчас подстроим…

Танец мышей «Зуб за зуб...» 

Ведущий: -Дотащили до реки
Разный мусор: башмаки,
Банки, тряпки и галоши
Для затеи нехорошей.

Серый: - Леопольд, скорей, сюда!
Белый: - Выпал птенчик из гнезда!
Серый: - Плачет бедная синица,
Помоги ей!
Леопольд: - Ой, беда!
(Леопольд убегает на помощь)
Мыши в это время бросают в реку мусор:
Серый: - Вот теперь лови, родной,
Не поймаешь ни одной. (прячутся за куст). 

Возвращается Леопольд, говорит, забрасывая удочку:
- Эти вредные мышата
Обманули, как всегда,
Никого я не нашёл там…
Поворачиваясь к реке:- Ой, здесь мутная вода!?
Что с тобой случилось, речка?! 
Было чудное местечко,
А теперь здесь вонь и грязь
Кто здесь бросил эту мразь? 
(вытаскивает тряпку)
Выплывает Золотая Рыбка:
-Леопольд, спаси, прошу,
Видишь, еле я дышу.
В речке стало душно, гадко,
Рыбкам жить теперь не сладко.
Грязь прилипла к плавникам,
Стало трудно плавать нам.
Умирает старый рак:
Придавил его башмак.
Это мыши постарались – 
Навредить тебе пытались
И прошу я: помоги.
Бедным жителям реки!
А добро я долго помню,
Все желания исполню.
Выскакивают мышата.
Белый: -Не от нас здесь грязный ил, 
Там медведь машину мыл, (показывают в сторону)
Бросил старую резину, 
Смыл разводы от бензина.
Сорока: -А ещё грязна река 
От большого пикника!
Две лисицы без печали
День рожденья отмечали.
Было здесь на берегу…
Ой, припомнить не могу…
Много было здесь зверья,
Ой, головушка моя…
Что тут было, шум да гам,
Разный мусор тут и там,
Банки-склянки то и дело
У гостей в реку летели!

Леопольд, обращаясь к мышатам: 
-Да и вы –то хороши,
Порезвились от души.
А теперь страдают рыбки…
Золотая рыбка: - Да уж, нам не до улыбки.
Леопольд: - Что ж, пора за дело браться.
Вы поможете мне, братцы?
Серый, обращаясь к брату:
- Я нырну на дно реки!
А ты здесь мне помоги
Золотая рыбка: -Только лапки береги,
Стёкла есть на дне реки!
Все вместе очищают реку от мусора (музыка)
Речка весело заплескалась, выплывают рыбки, выползает рак:
Рак: - Вот спасибо вам, друзья,
Всем вам благодарен я.
За поддержку, за заботу,
За тяжёлую работу.

Обращаются к зрителям:
Золотая рыбка: - Мы попросим вас, ребята,
Нарисуйте-ка, плакаты,
Чтоб люди помнили всегда –
Дороже золота вода!
Рыбки: - Напомните родителям,
Особенно – водителям:
Оставишь грязь на берегу –
Смоет всё дождём в реку! 
Рак: - Чтобы трубы от заводов
Не мутили воду рек,
Не сливали нам отходы,
Помни, каждый человек!

Леопольд: Берегите водоёмы:
Озёра, реки и пруды
- Потому что без воды…
Хором: - Ни туды, и ни сюды!



Предварительный просмотр:

Экологическая сказка для детей 5-7 лет

Поучительная сказка «Как рыбка море спасла»

(авторская экологическая сказка для детей дошкольного возраста)
Описание: Материал будет полезен работникам дошкольных учреждений: воспитателям, специалистам. Предназначен для детей дошкольного возраста.
Цель: формирование способностей к сочинительству, придумывание сказочных сказок, историй по экологическому воспитанию.
Пояснительная записка:
Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу (В.А. Сухомлинский)
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев ... 
Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор.

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы.
Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит вас с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель.
Вы знаете, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, добрые, о животных, растениях, неживой природе и предметах, экологические сказки.
А что такое экологическая сказка?
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
Чему учат экологические сказки?
Экологические сказки учат:
• познавать окружающий мир;
• воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
• думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
Предлагаю Вашему вниманию экологическую сказку:
Поучительная сказка «Как рыбка море спасла»
Жила - была золотая рыбка в синем море. Но построили рядом с морем, люди завод. Люди стали засорять море, кидать много грязи, мусора. Стало жить рыбке совсем плохо. Обратилась она к людям и спросила: «Люди, зачем Вы засоряете море, в котором живут много рыб? Мы не хотим жить в мусоре». Так она ответа и не получила. Она решила позвать себе на помощь других людей, которые бы помогли убрать из моря много мусора. Добрые люди, откликнулись на помощь маленькой, беззащитной рыбы, и решили они сломать трубу, из которой течет грязь. Задумались тогда плохие люди, и решили закрыть завод. Зажилось рыбке в море очень хорошо и замечательно!

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/2/16459_576588b114b29c26adecd899dc087450.jpg.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательной исследовательской деятельности в детском саду в старшей группе. Наблюдение за деревьями

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 5-6 лет «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/3/27743_b6ecc6b8ca98ae079d3df21704bbebd4.jpg.jpg


Цель:
Формирование экологических представлений
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к деревьям, умение замечать красоту, знать о пользе деревьев;
Обратить внимание на региональные особенности времён года и растительный мир;
Воспитание любви и привязанности к родному краю.
План:
1. Рассматривание лэпбука «Весна»;
2. Загадки о деревьях;
3. Беседа: «Лес – наше богатство»;
4. Физминутка: «Деревья»;
5. Рассматривание альбома «Деревья нашего края»;
6. Рисование: «Дерево»;
7. Прогулка: 
• «Наблюдение за деревьями»;
• Загадки – описания ( о деревьях);
• Игра: «Назови дерево»;
• Игра: «Медведь и пчелы».
8. Чтение сказки: «Сказка про лес»

Ход занятия:

Модница в белом платье,
Длинные сережки,
Тонкий стан,
Первая одевает
Желтый наряд осенью. (Береза)

Пришла весна - одела зеленый наряд,
Наступило лето - загорала,
А осенним днем одела красные бусы... (Рябина)

Под окном оно растет,
Из цветочков золотых
Собирают пчелки мед.
Лечит и от простуды и от гриппа
Прекрасный доктор - ... (Липа)

Хоть орешки и малы.
Все же желуди вкусны.
Много маленьких плодов
Подарить он всем готов. (Дуб)

Без них нам на свете никак не прожить!

Не сможем дышать и не сможем ходить.
Не будет ни тени, ни пищи, ни дома.
Все звери умрут без надежного крова.
Их надо беречь, уважать, защищать.
И люди должны это все понимать! (Деревья)
«ЧЕЛОВЕК И ДУБ»
По лесу идёт человек с топором
Да с легкой зубастой электропилой.
И катится, катится, катится гром,
И пахнет тревожно смолой.
А я вижу дуб, замечательный дуб:
Зеленый, веселый, живой…
Подходит к нему пожилой лесоруб,
И дуб вдруг поник головой.
С макушки до пят пробрала его дрожь,
Как будто молил он: «Не надо, не трожь!»
И тихо сказал, уходя, лесоруб:
— Пусть тысячу лет проживёт этот дуб!
И. Векшегонова
- Ребята, сегодня день наблюдений. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?
Ответы детей
- Какие вы знаете деревья?
- Какие деревья растут на территории нашего детского сада?
- Как деревья и кустарники готовятся к зиме?
Ответы детей
- Весна – прекрасное время для наблюдений за деревьями. Все в природе просыпается после зимы, а у деревьев скоро наступит период цветения, когда начнут, распускаются листья. Еще неделю назад деревья спали, а сейчас начали появляться маленькие почки. Почему?
Ответы детей
Рассматривание альбома с фотографиями деревьев: 
«ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО» 

- Какие деревья вам знакомы?
- По каким признакам мы определяем, что дерево проснулось?
- Что происходит с почками?
- Что происходит после цветения?
- Что происходит с семенами?
- Какими бывают леса?
- Назовите хвойные деревья?
- Назовите лиственные деревья?
- Чем отличается хвойный лес от лиственного?
- Что общего у деревьев? 
(Ствол, ветки, корень)
- Приглашаю всех на весеннюю полянку.
ФИЗМИНУТКА: 
«ДЕРЕВЬЯ»

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! 
(потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. 
(потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, 
(дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. 
(наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. 
(наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? 
(вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. 
(дети садятся за столы)
РИСОВАНИЕ: «ДЕРЕВО»
ИГРА: «МЕДВЕДЬ И ПЧЕЛЫ»

Итог занятия:
Ребята, как нужно обращаться с деревьями, кустарниками?
Нельзя ломать ветки, т.к. деревья - очищают воздух, дают кислород. 
Без деревьев и растений не будет жизни на нашей планете. 
О деревьях нужно заботиться. 
Чтение сказки

«СКАЗКА ПРО ЛЕС»

Жил-был лес.
Лес был темный, сырой и неуютный, и мало какие звери хотели в нем оставаться. Оттого огромные ветвистые деревья, хоть и росли густо, были одиноки, и лишь изредка, грустным шепотом обсуждали свою судьбу.
Птицы не пели в этом лесу - случайно залетев сюда, они поскорее покидали лес, поднимаясь повыше - к небу, туда, где над широкими кронами светило яркое солнце. 
Лес тихо провожал их взглядом и злился. Ему было обидно, что он такой пустой и тихий, что под ветвями деревьев, под листьями совсем нет места солнцу и радости. И зло копилось под корнями деревьев, таилось под жухлой прошлогодней листвой, путалось в буреломах и грозило опутать весь лес. Зло притянуло в лес новых жителей - пауков.
Паукам понравилась темнота и сырость. И буреломы. И тогда паутина налипла на стволы, опутала ветки, покрыла листья... и лес окончательно стал страшным для всех, кто хотел бы в нем поселиться.
Однажды среди деревьев обнаружилась маленькая семечка, крохотная и совсем незаметная. Никто не знал, как она очутилась почти в самом сердце леса: может пауки принесли ее на своих лапках, или же ее занесло ураганным ветром, возможно, ее выронила пролетающая над лесом птица. Это совсем не важно. Важно, что семечка упала в рыхлую влажную землю и ей здесь понравилось. Она пригрелась и крепко заснула. 
А через несколько дней новый росточек пробился сквозь бурелом. Он вел себя скромно, прятал широкие листья и вскоре Лес перестал обращать на него внимание.
Прошел месяц и на самой верхушке ростка внезапно вспыхнуло маленькое яркое солнышко. И впервые за многие годы деревья увидели свет, который до сих пор скрывали от них их же густые кроны. Они бы разбежались от испуга, но деревья не умеют бегать и поэтому они просто замерли, пытаясь понять - хорошо это или плохо... перестали качаться ветки на ветру, перестали шуршать листья. В лесу стало ещё тише, чем прежде. Лес думал. Лесу было тепло от солнышка, и ему понравилось. Лес с любопытством ждал, что же будет дальше.
А маленькое солнышко продолжало расти; каждый вечер росточек прятался в буреломе и каждое утро, выбирался повыше к скрытому густой листвой небу, расправлял смявшиеся за ночь листочки и освещал все вокруг своим светом.
Лес чувствовал, что происходит что-то волшебное. И пауки тоже это чувствовали и волновались с каждым днем больше и больше. В конце концов, они собрались на совет и решили, что нужно пойти разведать, что же греет Лес и приносит ему радость. Выбрали самого большого и смелого паука и отправили его к бурелому, от которого исходило неприятное им тепло. Только большой и смелый паук не смог близко подойти к ростку - слишком ярко светило его солнышко.
Тогда пауки решили дождаться самого темного времени суток - перед самым рассветом - напасть на росточек всей стаей и уничтожить его. Лес тревожно зашелестел листвой, когда увидел, что пауки со всех сторон подкрадываются к его солнышку. Но росточек не слышал, он крепко спал в своем буреломе и видел яркие добрые сны.
Пауки тем временем пробрались между засохшими ветками и стволами совсем близко к ростку и стали оплетать его паутиной, чтобы не дать ему снова проснуться и выпустить солнышко. Они стали грызть и его стебель, чтобы убить и обдирать листья. Но росточек раскрылся – даже сквозь сеть паутины. Солнышко заворочалось и повернулось к паукам. И улыбнулось. И распушило хвост. И внезапно оказалось, что улыбка у солнышка очень зубастая, а свет его хвоста жжет опутывающую росток паутину. Самые трусливые пауки начали медленно отступать, а самые смелые стали выпускать паутину ещё быстрее. Тогда солнышко соскочило с зеленого стебля, начло кусать пауков, отгонять их пушистым хвостом и сиять так ярко, что его свет пробился даже сквозь густую лесную крону. И пауки в ужасе бежали из леса.
Но после этого в лесу не стало пусто, потому что в него вернулись звери и птицы. Они пришли на запах радости и сказки и очень скоро заселили весь лес. Только в бурелом к росточку заглядывали не очень часто, потому что знали, что там живет солнышко. Теплое, ласковое, но немного стеснительное.
Лес был счастлив.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Лес и его обитатели»

Конспект НОД по развитию речи в детском саду «Лес и его обитатели». Старшая группа

Описание: Материал представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, может быть использован на мероприятиях экологической направленности.

Цель: Развитие экологического мышления и воспитание ответственного, бережного отношения к природе.

Задачи.

Образовательные. Познакомить детей с млекопитающим животным, занесенным в Красную книгу «Выхухоль».

Продолжить знакомство детей с разновидностями лесов, ввести в активный словарь слова: дубрава, березняк, смешанный лес.

Направлять мысли и восприятие детей на поиск и открытие закономерностей и связей в природе.

Развивающие. Продолжать развивать творческое воображение, умение разгадывать загадки, делать выводы, находить логические ответы на поисковые вопросы.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Материал и оборудование. Лесная поляна, посылка от жителей леса, дидактическая игра «Правила поведения в лесу», картинки с животными, птицами.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я снова приглашаю вас на прогулку, а куда мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку.

Дом со всех сторон открытый

Он резною крышей крытый.

Приходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем.

Дети. Лес.

Воспитатель. Почему вы так думаете? Мне кажется, что в этой загадке говорится о каком-то доме.

Дети. Лес-это дом для диких животных, птиц, растений и т.д.

Воспитатель. Да. В этой загадке говорится о зеленом доме.

Дети. Летом лес утопает в зелени.

(Стук в дверь. Почтальон приносит посылку, в которой находится карта - схема и письмо).

Воспитатель (читает письмо) «Зеленый дом ждет вас в гости».

Рассматривает посылку, старается ее открыть.

Влетает Баба-Яга, вырывает посылку.

Баба-Яга. Я тоже люблю посылки получать. Чтобы найти вам ее, надо выполнить все задания, которые я вам приготовила. (Теряет карту-схему и улетает).

Воспитатель. Ребята, не отчаивайтесь. Ведь Баба-Яга потеряла схему по которой мы можем найти посылку.

Задание детям. Назвать лесных жителей и сделать шаг вперед. Если загорится сигнальная лампочка, то ответы правильные.

Дети. Кабан, волк, лиса, заяц, рысь и т.д.

(Вскрывают конверт, рассматривают схему)

Воспитатель. Лес - это не только дом для диких птиц и животных, это дом и для растений. Назовите знакомые растения.

На какие группы можно их разделить?

Дети. Деревья, кустарники, трава.

Воспитатель. А знаете ли вы, как получает свое название лес? Его название зависит от того, какие деревья растут в лесу. Посмотрите на карту. Какое это дерево?

Дети. Ель.

Воспитатель. Как называется лес?

Дети. Еловый.

Игра «Найди дом для дерева». (Дети получают карточки с деревьями, на доске большие карты с разновидностями лесов « дубрава», «смешанный», «березняк».)

Воспитатель. Вот мы и нашли дом для деревьев. В каком лесу мы находимся.

Дети. В смешанном.

Воспитатель. А вот и лесная полянка. Лес принял своих гостей.

Давайте поприветствуем земного хозяина.

Здравствуй лес, дремучий лес

Полон сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою?

Ночкой темной грозовою.

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь? Какая птица?

Все открой - не утаи-

Ты же видишь-мы свои!

Воспитатель. Что это нам приготовила Баба-Яга. ( На деревьях висят листочки с загадками).

На ветке не птичка

Зверек-невеличка.

Мех теплый как грелка

Кто это? (белка)

Кто в лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк)

Это, что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы

Уши больше головы? (заяц)

Хитрая плутовка

Рыжая головка.

Хвост пушистый- краса

Кто же это? (лиса)

Воспитатель. Назовите еще животных, которые обитают в наших лесах.

(Подходим к озеру)

Загадка. Нос хоботочек, гусиные лапки

Голенький хвостик плоский и гладкий.

Плавает ловко, отлично ныряет

Быстро пиявок в воде догоняет.

Только вот видит она плоховато

Вы узнали зверюшку, ребята?

Воспитатель. Вижу затрудняетесь. Это выхухоль. (Рассказ воспитателя о зверьке).

Появляются Баба-Яга и Леший.

Баба-Яга. Чего- то я сегодня вредная. Не люблю я, когда красиво. Давай мы все здесь переделаем по-своему.

Леший. Давай, Бабуся Ягуся (начинает ломать деревья).

Воспитатель. Хорошо они делают или плохо?

Дети. Плохо!

Воспитатель. А давайте их остановим. Разве можно так делать? Крикнем громко - Нельзя!

От крика Леший падает с дерева и за ним падает гнездо с птенцами.

Баба-Яга. Ой, что это? Гром что ли? Или сила нечистая?

Леший. Ой, боюсь. Сгинь, сгинь, нечистая сила.

Воспитатель. Это что вы тут хулиганите, гнезда разоряете?

Леший. Ой, бабуся, к нам гости пожаловали! Они, наверное, тоже вредные, не любят красоту, все живое, все цветущее, все поющее. Давай пригласим их с нами повредничать.

Баба-Яга. Давай пригласим. Проходите, гости дорогие, будем вместе вредничать.

Воспитатель. Ах, вы, нехорошие! Это, что же вы творите? (обращается к Лешему и Бабе-Яге).

Разве можно лес обижать? Цветы и веточки ломать? Грибы и ягоды топтать?

Дети. Нельзя!

Воспитатель. Конечно, нельзя. Ведь деревья, цветы, трава, птицы - они живые.

Баба-Яга. Деревья живые?

Леший. Цветы живые?

Воспитатель. А как, вы, дети, думаете?

Ответы детей.

Баба-Яга. А кто сказал, что они живые? А я говорю, что неживые.

Леший. Да они не ходят, да кашу не едят (оба смеются).

Воспитатель. Растения живые, и вот почему: цветок растет-дышит. Если бы он не дышал, он бы не рос. Он впитывает своими корнями воду и только за счет этого растет и размножается. Так и все растения растут. Посмотрите, сколько цветов сорвали и выбросили. Сколько веточек сломали, гнездо разорили. (Баба-Яга и Леший стоят, понурив головы).

Баба-Яга. А мы сейчас посадим снова цветы, веточки на место приделаем, гнездо на место поставим.

Воспитатель. Ну и что? Если сорванный цветок воткнуть в землю, он приживется? А если веточку приставить к сломанному месту она приживется?

Ответы детей.

Воспитатель. Сломали ветку, она теперь живая или неживая?

Дети. Неживая.

Воспитатель. А цветок? Живой или неживой?

Дети. Неживой.

Воспитатель. Слышите, Баба-Яга и Леший. Это вы постарались, сделали их неживыми. Вы вредные.

Баба-Яга. Мы больше не будем такими плохими, а станем хорошими.

Воспитатель. А вы знаете правила поведения в лесу? Сейчас мы проверим.

Игра «Правила поведения в лесу»

Воспитатель. Баба-Яга, что означает этот знак?

Дети. Нельзя в лесу разжигать костер! От огня погибнут и задохнутся многие животные, птицы, растения.

Воспитатель. Леший, а этот знак, что означает?

Леший. Рви побольше и бросай.

Дети. Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.

Воспитатель. (Бабе-Яге) А что же означает этот знак?

Баба-Яга. Ходи где тебе нравится.

Дети. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого могут погибнуть насекомые и растения.

Воспитатель. (Лешему). А что означает этот знак?

Леший. А это значит, топчи муравейники.

Дети. Нет! Берегите муравейники! Помни: муравьи- санитары леса!

Воспитатель. (Бабе-Яге). А что означает этот знак?

Баба-Яга. Разоряй гнезда.

Дети. Не подходи близко к гнездам. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!

Воспитатель. Запомните все правила эти!

Баба-Яга и Леший. Мы хорошо запомнили. Будем теперь правильно себя вести.

Дети. Баба-Яга, отдай нам посылку. Все твои задания мы выполнили.

(Баба - Яга приносит посылку).

Воспитатель. Давайте откроем. Да это же жители леса прислали нам варенье. Да земляничное. А еще альбомы, в которых рассказывают сами о себе, чтобы мы как можно больше о них узнали.

Вот и побывали мы с вами в заказнике. Научили Бабу-Ягу и Лешего правилам поведения в лесу. Сделали доброе дело.

Итог занятия.

Воспитатель. Что же вы можете сказать о сегодняшней прогулке?

Дети. Окружающая нас природа- наше богатство, наша гордость, краса, наша жизнь.

Воспитатель. Мне хочется познакомить вас со стихами Игоря Мазнина.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтобы нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем, беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Воспитатель. Вот какие прекрасные слова. Я надеюсь, что теперь мы с вами всегда будем беречь и охранять природу.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Виртуальная экскурсия на луг»

Экология в старшей группе. НОД

Цель: Сформировать представления детей о луге.

Программное содержание:

- активизировать представления детей о разнообразии живых организмов луга;

- продолжать учить пользоваться микроскопом;

- учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом;

- развивать любознательность, внимание;

- развивать интерес к исследованиям, интерес детей к природе;

- активизировать словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, клетки.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательно-исследовательское развитие.

Предварительная работа:

Беседа о луге. Чтение стихотворений о луге, загадывание загадок о растениях луга.

Беседа о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, рассматривание клеток луковой кожицы, крыла бабочки.

Материалы и оборудование:

картинки насекомых (комар, бабочка, шмель, пчела), картинки цветов (ромашка, одуванчик, клевер, колокольчик), таблицы с изображением насекомых и цветов, видимых под микроскопом и номерами, соответствующих им загадок, предметные стекла с фрагментами насекомых и растений, микроскопы, презентация, картинка луг, числовые оси, карандаши.

Ход

- Ребята, я знаю, вы любознайки! Умеете отгадывать загадки. (слайд 1)

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

(Дюймовочка)

Дюймовочка приглашает вас на экскурсию на луг.(слайд 2)

- Давайте скажем волшебные слова: "Раз, два, три покружись. На лугу окажись!"

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь цветы вокруг,

Да по колено травы.

И. Суриков «На лугу»

- Ребята, вот мы и пришли на луг. (слайд 3)

Вы бывали на лугу или полянке? Какие растения растут на лугу? Кто там живет? Дюймовочка очень умная и смышленая, любит загадывать загадки. Почему у нее такое имя? (ответы)

Верно, она очень маленькая, ее рост всего 2,5 см, и загадки она приготовила такие же маленькие.

Поэтому, чтобы их увидеть нам понадобится микроскоп. (дети садятся за столы парами)

Правила! Давайте вспомним правила безопасности:

1. Предметное стекло брать аккуратно, только за края.

2. Кладите его на предметный столик микроскоп,

3. Устанавливайте нужное увеличение,

4. Включайте свет (I-нижний свет, II-верхний свет)

5. Наводите резкость с помощью винта и рассматривайте.

- Вы готовы? Начинаем! Вот вам первая загадка:

1. В ярком платье модница –

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает…

(бабочка)

Рассмотрите предметное стекло № 1, что это может быть? (слайд №4)

Предлагаю вести дневник наблюдений в виде таблицы. Рассмотрите его.

После каждой загадки фиксировать результаты с помощью картинок.

2. Словно гвоздик на магнит,

Он на нас бросается –

Без бубенчиков звенит,

Без зубов кусается. (Комар)

Уберите стекло №1, положите стекло №2.

На что это похоже? Лапка комара… (Слайд №5)

- Не забываем отмечать в таблице картинки-отгадки!

3. Ранним утром ей не спится

Очень хочется трудиться

Вот и меду принесла

Работящая...(пчела)

Уберите стекло №2, положите стекло №3

Узнали, что это? Голова пчелы! (Слайд №6)

Дюймовочка предлагает выполнить задание и помочь пчелке.

За день пчелка собрала 12 ведёрок нектара. Сколько сот заполнится, если в одну соту входит по два ведёрка нектара?

Возьмите и положите перед собой числовую ось и карандаш. Отметьте на ней точкой сколько ведёрок нектара собрала пчела. Одно деление – это одно ведерко. Кто запомнил, сколько входит ведёрок в одну соту? Поскольку ведёрок будем отмечать дугой? По два…сколько у тебя получилось?

- Молодцы!

Физминутка

А теперь давайте поиграем в игру: «На лугу поутру»

На лугу поутру, мы затеяли игру: (Дети сидят)

Ты ромашка, я вьюнок.

Становитесь в наш кружок. (Взялись за руки построились в круг)

Раз, два, три, четыре.

Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу)

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки. (Бег по кругу)

Прямо к озеру спешим, (Смыкание в круг)

Станет озеро большим. (Делаем большой круг)

Вся природа дивным цветом

Расцвела. Спасибо, матушка земля!!! (Дети кланяются)

Отдохнули, порезвились и на место возвратились.

4. Он растет повсюду летом -

В поле и у кочек.

Он изящен, фиолетов,

Это - ...(Колокольчик)

Уберите стекло №3, положите стекло №4.

На что это похоже? Лепесток колокольчика. (слайд №7)

5. Лист - трилистник, словно веер.

Тонкий гибкий стебелёк,

Шапка красная - цветок.

Сладкий в тех цветочках сок,

Шмель летит за ним на (…клевер)

Уберите стекло №4, положите стекло №5

На что это похоже? Лепесток клевера. (слайд №8)

6. Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся … (ромашки)

Уберите стекло №5, положите стекло №6

Узнали, что это? Лепесток ромашки. (слайд №9)

- Не забываем отмечать в таблице картинки-отгадки!

7. Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

(одуванчик)

Замените стекло №6 на стекло №7

Узнали, что это? Это семечко одуванчика. (слайд №10)

- Ребята, все эти растения являются лекарственными. Скажите, что значит лекарственные? Молодцы!

Дюймовочка предлагает выполнить задание и помочь ей разместить на лугу цветы.

Положите перед собой картинку луг и слушайте внимательно!

В правый верхний угол посадите одуванчик.

В левый нижний угол – колокольчик.

В правый нижний угол посадите клевер.

В левый верхний угол – ромашку.

В центре поместите шмеля.

- Как жужжит шмель? Назовите слова со звуком «Ж» .

- Как вы думаете, шмели кусаются или жалят?

Новая информация. Шмели очень мирные, они могут ужалить при защите своего гнезда, либо если им был причинен вред. В отличии от пчелиного, жало шмеля не имеет зазубрин, оно гладкое, поэтому они могут ужалить несколько раз.

Совет от Дюймовочки! Чтобы не быть жертвой жалящего насекомого, нужно выполнить несколько рекомендаций: не махать руками при виде насекомого, не снимать его с себя если он приземлился на вас, не лезть в его гнездо. Тогда он вас точно не тронет, так как относится к неагрессивным насекомым.

Вы сегодня молодцы!

-Ребята, наше путешествие на луг закончилось. На прощание с лугом хочется сказать вам:

«Берегите, дети – луг, травы и цветы.

Жить нельзя на свете без этой красоты».

- Нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем волшебные слова: "Раз, два, три покружись. В своей группе окажись"

«Если я сорву цветок»

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

(Тим Собакин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое комплексное экологическое занятие в детском саду

Познавательное занятие в ДОУ на теме охраны природы...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в детском саду.

конспект, направлен на воспитание у детей любви, заботы о комнатных растениях....

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...

Занятие – беседа на экологическую тематику в детском саду. Старшая группа Тема: «Кто такие насекомые?»

Познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое....