Календарнрно-тематическое планирование в старшей группе "Художественные традиции народного искусства в творческой жизни детей"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Данный план работы содержит ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование для старшей группы ДОУ.
СЕНТЯБРЬ
Тема 1.
«Кто мы, откуда? Наши корни.»
Содержание:
1.Моя семья, мои близкие родственники.
2.Семья, это группа живущих вместе близких родственников. Несколько поколений составляют род.
3.Рассматривание семейных фотографий.
4.Изготовление семейного древа.
Тема2.
«Древняя Русь.»
Содержание:
1.Мы – русские.
2.Откуда пошло название нашей родины (Русь.).
3.Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукции).
Тема 3.
«Путешествуем в прошлое России».
Содержание:
На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость,силу и смелость русского народа народных героев: Ильи Муромца,Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки и др.
1.Чтение былин.
2.Просмотр мультфильмов.
3.Рассматривание и обсуждение картины В.Васнецова «Богатыри».
Тема 4.
«Русский народный костюм»
Содержание:
1. Знакомство с историей народного костюма, с его элементами.
2.Рассматривание соответствующих репродукций.
3.Знакомство с такими деталями русского костюма как: понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз.
ОКТЯБРЬ
Тема1.
«Вечера долгие , головушки умные, руки умелые»
Содержание:
1.Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими.
2.Рассматривание фотографий (готовые головные уборы: повязки, кокошник, картуз).
3.Украшение головного убора бусинками, бисером, пуговицами, блестками, тесьмой.
Тема 2.
«С новым урожаем!»
Содержание:
1.Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, зачем он нужен?).
2.Подведение итогов осенних работ: богатый урожай на дачах, огородах.
3. Оформление выставки работ из природного материала «Дары Осени».
4.Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени.
Тема 3.
«У нас сегодня капустник»
Содержание: сочетание сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни.
1.Знакомство с преданием появлении капусты на Земле.
2.Загадки, поговорки о капусте , игра «Вейся, капустка».
Тема 4.
«Покров – первое зазимье».
Содержание:
1.Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.
2.Наблюдение за погодой, приметами поздней осени.
НОЯБРЬ
Тема 1.
«Дом, дом, открой свою тайну».
Содержание:
1.Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью:ухват, чугунок,кочерга, колыбель (люлька) и т.д.
2.Отгадывание загадок о предметах быта.
Тема 2.
«Дух и природа»
Содержание:
1.Духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, пословицы, поэзия и проза, загадки.
2.Чтение стихов о природе.
3.Чтение рассказа воспитателем.
Тема 3.
«Где живет перо Жар- птицы»
Содержание:
1.Знакомство детей с изделиями из Хохломы.
2.Рассматривание изделий Хохломы.
Рисование.
«Этот волшебный завиток».
Содержание:
1.Рассказ детей об основных элементах хохломской росписи.
Физкультура
«Иван-Царевич и Жар- птица»
Содержание:
1.Испльзование на занятии мотивов русских народных сказок.
2.Проведение русских народных игр «Петушиный бой», «Водяной».
Тема 4.
«К худой голове своего ума не приставишь»
Содержание :
1.Беседа об уме и о глупости ( на примере пословиц и поговорок).
2.Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю».
3.Словесная игра «Филя и Уля».
ДЕКАБРЬ
Тема 1.
«На печи лежим, сказки слушаем»
Содержание:
«Нет сказки без правды»,- говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок (элемент драматизации сказки, инсценировка отрывков). Чтение сказки по желанию детей.
Тема 2.
«Начинаем готовиться к зимним святкам».
Содержание :
1.Рассках о двухнедельных новогодних празднествах.
2.Раззучивание колядок, игр к празднику.
3.Знакомство с традициями Рождественских праздников.
4.Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням.
Тема 3.
«Снегурочка – внучка Деда Мороза».
Содержание:
1.Знакомство со сказкой «Снегурочка».
2.Обсуждениу сказки и рассматривание иллюстраций разных художников-иллюстраторов.
Физкультура .
«Выпал беленький снежок»
Содержание:
1.Хоровод «Выпал беленький снежок»
2.Проведение русских народных игр «Лиса и зайцы», «Медведь».
ЯНВАРЬ
Тема 1.
«У нас Рождество»
Содержание:
- Чтение литературы о Рождестве Христовом.
- Наблюдения за природными явлениями в эту пору.
- Подготовка к празднику. В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике с колядками, песнями , танцами, играми , угощениями.
Тема 2.
«Пришел мороз-береги ухо да нос»
Содержание:
1.Знакомство с сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»
2.Загадывание загадок о морозе.
Тема 3.
«О русском прянике».
Содержание:
1.Рассказ о пряниках, о том почему их так называют.
2.Рассматривание и различение на запах приправ, которые кладут в пряники(мята, ванилин, тмин).
3.Изготовление из соленого теста пряников детьми.
Тема 4.
«Что расскажет нам старинная прялка».
Содержание:
1.Рассказ о прялке, о том, какое место занимала прялка жизни женщины на Руси.
2. Рассматривание прялки.
3.Загадывание загадок о прялке, веретене.
ФЕВРАЛЬ
Тема 1.
«Дело мастера боится»
Содержание:
- Знакомство с сказкой «Семь Симеонов».
- Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
- Повторение пословиц о труде и мастерстве.
Тема 2.
«На героя и слава бежит»
Содержание:
- Рассказ о русских богатырях. Чтение былин.
- Праздник «Мой папа- богатырь».
Тема 3.
«Масленица Прасковейка – встречаем тебя хорошенько».
Содержание:
1.Беседа о масленице.
2.Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу.
3.Загадки о блинах.
4. Праздник «Проводы Зимы»
МАРТ
Тема 1.
«Онисим – овчарник».
Содержание:
1.Беседа об овцах.
2.Рассматривание овечьей шерсти и пряжи из нее и готовых изделий.
3.Вязание на спицах.
4.Рассказ о том, что делали раньше в этот день.Загадки об овцах.
Тема 2.
«Сердце матери лучше солнца греет».
Содержание:
Этическая беседа о маме с включением русских народных пословиц и поговорок.
Тема 3.
«Русская матрешка»
Содержание:
1.Рассказ об истории возникновения русской матрешки.
2.Рисование матрешки по образцу.
3.Заучивание стихотворения о матрешках.
Тема 4.
«Грач на горе-весна на дворе».
Содержание:
1.Рассказ о старинных обычаях встречи весны.
2.Загадывание загадок о весне.
3.Разучивание закличек птиц и весны.
4. Знакомство с народными приметами.
АПРЕЛЬ
Тема 1.
«Шутку шутить – людей насмешить».
Содержание:
1.Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки).
2.Словесная игра «Путаница».
Тема 2.
«Благовещенье- птиц на волю отпущенье»
Содержание:
1. Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.
2.Изготовление птиц из бумаги (способом оригами).
Тема 3.
«Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой…»
Содержание:
1.Рассказ о Вербном воскресенье: обряды, обычаи этого дня.
2.Рассматривание веточек вербы с последующим их использованием в игре «Ручеек».
3. Работа детей: склеивают корзиночки-подставки для яиц; расписывают яйца красками или путем аппликации.
Тема 4.
«Христос Воскресе!»
Содержание:
1.Знакомство с праздником Пасхи: обрядами и традициями.
2.Участие детей в празднике.
МАЙ
Тема 1.
«Не бывать на Руси весны без Егория».
Содержание:
Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.
Тема 2.
«Про отцов и дедов помнить от века завещано…»
Содержание:
1.Беседа о празднике Победы: о родственниках погибших в годы войны.
2.Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов.
3.Беседа на тему «Человек жив до тех пор, пока его помнят».
4. Праздничный концерт.
Тема 3.
«Белая береза-русская береза! Любимое дерево на Руси!»
Содержание:
1.Знакомство с русскими традициями народных гуляний на Троицу.
2.Рассказ о березе-главной героине праздника Троицы.
3.Разучивание песен о березке, чтение стихов.
Тема 4.
«Край родной навек любимый»
Содержание:
Экскурсия по историческим местам Щекинского района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние народного декоративно-прикладного искусства на творческие способности детей дошкольного возраста.
Влияние народного декоративно-прикладного искусства на творческие способности детей дошкольного возраста....
Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.
Музыкальное искусство является одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей. Сказки, игры, знакомство с национальными узорами, инсценировка сказок, п...
Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.
@page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; background: transparent } a:link { color: #000...
Сообщение на РМО музыкальных руководителей «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (по программе Д.А.Рытова)
Сообщение на РМО музыкальных руководителей«Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей»(по программе Д.А.Рытова) Основная идея программы - воспитание ребёнка через приобщ...
«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова
laquo;Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова...
Консультация для родителей «Роль народного декоративно-прикладного искусства в творческом развитии детей»
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, ...
Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «Народная культура и традиции»
Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «Народная культура и традиции»...