Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.
консультация по музыке (младшая группа)
Музыкальное искусство является одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_narodnoy_kultury_v_muzykalnom_vospitanii_detey.docx | 30.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Сказки, игры, знакомство с национальными узорами, инсценировка сказок, песни, народные танцы – все эти виды детской деятельности дают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прощлым русского народа. Музыкальное искусство является одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
В детском саду с народным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, занятиях в группе, на досугах и при участии в народных праздниках. Дети с интересом воспринимают предлагаемый материал, легко запоминая короткое, образное содержание потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок и попевок.
Народная песня – одно их ярких произведений музыкального фольклора. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты русского песенного народного творчества. В народной песне отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Маленькие дети с удовольствием слушают игровые, плясовые песни: «Дождик», «Солнышко», «Петушок», «Зайчик ты, зайчик», «Огуречик», а также колыбельные песни: «Котя, Котенька- коток», «Идет коза рогатая». Для старших дошкольников используются песни разнообразные по форме и по содержанию. Это песни повествовательного, танцевального, игрового характера, песни протяжные, лирические, торжественные, героические, грустные, веселые. К ним относятся: «Ходила младешенька», «Пошла млада за водой», « Во кузнице», «Соловушка», «Со вьюном я хожу».
Хороводные игры, созданные на основе русских народных игр очень разнообразны как по характеру, так и по содержанию. Хороводы для старших детей «Теремок», «Ворон», «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем», «Как пошли наши подружки», «Во поле береза стояла» просты по форме, богаты яркими, понятными детям образами, они вызывают желание проявить себя даже самого застенчивого ребенка. Систематическое использование хороводных игр в работе с дошкольниками создает предпосылки для творческой инициативы самих детей.
Частушки – удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Частушками в русском народе называют веселые короткие песенки, которые чаще всего состоят из 4 строчек. Как и другое устное народное творчество, частушки быстро запоминаются детьми. Остаются частушки в репертуаре праздников у дошкольников и школьников. В возрасте от 3 до 5 лет малыши легко и быстро запоминают короткие веселые частушки-песенки и с радостью их исполняют.
Игры – драматизации и драматизированные русские народные сказки занимают важное место в музыкальном воспитании детей. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения. Русские народные сказки поучительны и отличаются простым языком, что позволяет использовать их практически для всех возрастных категорий дошкольников. Вот некоторые примеры русских народных сказок: «Заяц-хваста», «Емеля», «Теремок», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Лиса и заяц». Эти небольшие по объему сказки, с простым сюжетом позволяют задействовать практически всех детей.
Игра на русских народных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа: помогала в труде, сопровождала праздники. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, музицирование на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений для игры на инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании во время активного музицирования — все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативности.
Народные календарные праздники – это способ знакомства детей с традициями русских праздников, взглянуть на них глазами современного человека. Это могут быть игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок с участием персонажей легенд и сказок, с использованием народных игр и песен. Участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества, музицирования на народных музыкальных инструментах, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений- все это позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления. Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, хороводы, мы, привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях как добро, дружба, любовь к природе, к родной стране. Народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты. Все это создает реальные предпосылки дл всестороннего гармоничного развития человека.
Список литературы
- Г.П.Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста»
- «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» Под редакцией А.В.Орловой.
- М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду»
- http://gamejulia.ru
- А.Н. Зимина «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях»
- https://open-lesson.net/1140/
Сценарий праздника
«Россия, Россия – края дорогие…»
Цель: формирование национального самосознания, уважение к
историческому прошлому России.
Задачи: 1. воспитание уважения к родному краю, истории русского народа,
патриотизма
2. развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся
3. нравственное и эстетическое воспитание школьников посредствам
привлечения к активной творческой деятельности
4. обраьтить внимание на красоту и особенности русского языка вызвать интерес к фольклору.
5. продолжать учить детей русским нгародным играм рививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство
(Зал оформлен в русском народном стиле)
Дети входят в зал парами под музыку народной песни «По улице мостовой», выполняют перестроения и садятся.
Ведущий: Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Россия… какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы слышатся в этом слове. Крепко любили и любят свою Родину русские люди, они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали ее от врагов. Много сложили о ней пословиц и поговорок. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине?
1.Жить-Родине служить.
2. Человек без Родины. что соловей без песни.
3. На чужой стороне и весна не красна.
4. Родина –мать, умей за нее постоять.
Ребенок:
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
(В. Гудимов)
(Песня «Моя Россия» слова Н. Соловьева, музыка Г.Струве)
1 ребенок:
Праздника весёлого
Ждёт честной народ,
Чтобы с песней русскою
Встать всем в хоровод.
2 ребенок:
Из друзей, подружек
Цепь живым венком,
Что пойдёт-закружит
Плавным ручейком.
3 ребенок:
Да, забава предков
По сей день живёт, -
У березки встали
Все мы хоровод. (Агеева Инесса)
(Хоровод «Во поле береза стояла»)
1 ребенок:
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
2 ребенок:
Гуси в гусли, утки в дудки,
Чечетки в трещотки.
Чайки в балалайки.
3 ребенок:
Две синицы – крошки
Заиграли в ложки.
Все: Играют, играют
Всех потешают.
(Дети исполняют на русских народных инструментах песню «Ах вы. сени»)
Ведущий: Русские люди – на все руки мастера. Они все умеют делать. И песню сочинить, и пляску придумать, и в игру поиграть. Давайте, ребята, в горелки играть, веселой игрою солнышко звать.
Дети играют в «горелки». Произносят слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.
Раз, два, три - беги.
( Дети стоят вокруг водящего, выполняют движения по тексту, показывают, как летят птички, имитируют игру на колокольчиках, 3 раза хлопают в ладоши и разбегаются. Водящий ловит их. Игра проводится 2-3 раза.)
1 ребенок:
Вдоль улицы во конец
Шел удалый молодец.
То был Ваня – удалец.
2 ребенок:
Девица в венце.
Румянец на лице.
Собой хороша.
Стоит не дыша.
3 ребенок:
Ох. раз, еще раз
Мы поклонимся сейчас.
Постараемся для вас.
(Танец «Ой ты, Порушка-Параня»)
Ведущий: Наш народ трудом живет, а какие вы знаете пословицы о труде?
- Дело мастера боится.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Есть терпенье – будет и уменье.
- Птицу узнают в полете, а человека в работе.
- Что посеешь, то и пожнешь.
Ведущий: Послушайте еще одну. «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Уж не про нашего ли Дрему она?
Ребенок: Дрема дремлет, спать хочет.
Тебе полна, Дрема. дремать.
Тебе пора, Дрема, вставать.
Встань, колокольцы звенят.
Встань, часы говорят.
Все: Люди сходятся, в хоровод становятся.
Дрема: Мне давно было встать,
Мне кругом походить.
Мне людей посмотреть.
Мне себя показать.
(Дрема ловит детей. Выбирается новый ведущий.)
Ведущий: У русского народа много песен лирических. Они связаны с душевными переживаниями человека и имеют яркую эмоциональную окраску. Образы природы в песнях сравнивались с людьми. Тонкая рябина, белая береза или ивушка олицетворяли нежные женские девичьи образы.
1 ребенок:
Низко ива клонится
В зеркало пруда,
Под дождём полощется
Стылая вода.
Тихо плачет девица,
Горько слёзы льёт,
Молодое деревце
Ей поклоны бьёт.
2 ребенок:
Укрывает ласково
Млечною фатой,
Дарит солнца ясного
Лучик золотой.
Серебристой лентою
Заплетает тень
И слова заветные
Шепчет каждый день.
3 ребенок:
Распахнула ивушка
Мокрые глаза,
Тянет словно крылышки
Ветви в небеса,
Расцвела, как девица,
Заиграв, косой,
Любовалось деревце
Девичьей красой.
4 ребенок:
Низко ива клонится,
Деревце обняв,
В белых росах полнится
Ожерелье трав.
А под высь небесную
Уносилась грусть,
Соловьиной песнею
Воспевая Русь. (С.Ромашина Источник: https://www.chitalnya.ru/work/657290/)
(Танец – хоровод «Ивушка»)
Ведущий: Я приглашаю вас на ярмарку. На ярмарку ведь приезжали не только продать и купить товар, но и повеселиться! Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом проведения традиционного досуга — местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений.
Ребенок:
Эй, девчонки- хохотушки.
Затевайте – ка частушки!
Запевайте поскорей.
Чтоб порадовать гостей!
(Девочки с платочками исполняют частушки)
Ведущий: А я приглашаю наших ребят на любимую ярмарочную игру: «Ручеек». Напоминаю правила игры: Все участники становятся парами, тот кто остался без пары идет и выбирает себе понравившуюся пару. Готовы?
(Игра «Ручеек»)
Ведущий: Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни. А песнями, играми счастье копится и полнится.
Ведущая: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Дети: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говорим: ВСЕ хором: до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» «Национальные традиции и культура как область воспитания детей дошкольного возраста»
Выступление на конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» «Национальные традиции и культура как область воспитания детей дошкольного возраста»...
ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья об использование малых форм русского фольклора в физическом воспитание детей....
Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.
Музыкальное искусство является одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей. Сказки, игры, знакомство с национальными узорами, инсценировка сказок, п...
Русская народная культура в музыкальном воспитании дошкольника. "Честная Масленица - Широкая Боярыня"
Дошкольное детство — очень важный период для закладки ценностных ориентиров и культурно-нравственных основ. По мере взросления ребенка они дадут ему крепкий фундамент и хорошую подпитку дл...
Сообщение на РМО музыкальных руководителей «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (по программе Д.А.Рытова)
Сообщение на РМО музыкальных руководителей«Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей»(по программе Д.А.Рытова) Основная идея программы - воспитание ребёнка через приобщ...
«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова
laquo;Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова...
Народные игры как средство приобщения к традициям народной культуры в физическом воспитании дошкольников
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловко...