Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.
консультация на тему

Музыкальное искусство является одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей. Сказки, игры, знакомство с национальными узорами, инсценировка сказок, песни, народные танцы – все эти виды детской деятельности дают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_narodnoy_kultury_v_muzykalnom_vospitanii_detey.docx27.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Традиции народной культуры в музыкальном воспитании  детей.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Сказки, игры, знакомство с национальными узорами, инсценировка сказок, песни, народные танцы – все эти виды детской деятельности дают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прощлым русского народа. Музыкальное искусство является одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

В детском саду с народным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, занятиях в группе, на досугах и при участии в народных праздниках. Дети с интересом воспринимают предлагаемый материал, легко запоминая короткое,  образное содержание потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок и попевок.

Народная песня – одно их ярких произведений музыкального фольклора. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты русского песенного народного творчества. В народной песне отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Маленькие дети с удовольствием слушают игровые, плясовые песни: «Дождик», «Солнышко», «Петушок», «Зайчик ты, зайчик», «Огуречик», а также колыбельные песни: «Котя, Котенька- коток», «Идет коза рогатая». Для старших дошкольников         используются песни разнообразные по форме и по содержанию. Это песни  повествовательного, танцевального, игрового характера, песни протяжные, лирические, торжественные, героические, грустные, веселые. К ним относятся: «Ходила младешенька», «Пошла млада за водой», « Во кузнице», «Соловушка», «Со вьюном я хожу».

Хороводные игры, созданные на основе русских народных игр очень разнообразны как по характеру, так и по содержанию. Хороводы для старших детей «Теремок», «Ворон», «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем», «Как пошли наши подружки», «Во поле береза стояла» просты по форме, богаты яркими,  понятными детям образами, они вызывают желание проявить себя даже самого  застенчивого ребенка. Систематическое  использование хороводных игр в работе с дошкольниками создает предпосылки для творческой инициативы самих детей.

Частушки – удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Частушками в русском народе называют веселые короткие песенки, которые чаще всего состоят из 4 строчек. Как и другое устное народное творчество, частушки быстро запоминаются детьми. Остаются частушки в репертуаре праздников у дошкольников и школьников. В возрасте от 3 до 5 лет малыши легко и быстро запоминают короткие веселые частушки-песенки и с радостью их исполняют.

Игры – драматизации и драматизированные русские народные сказки занимают важное место в музыкальном воспитании детей. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения. Русские народные сказки поучительны и отличаются простым языком, что позволяет использовать их практически для всех возрастных категорий дошкольников. Вот некоторые примеры русских народных сказок: «Заяц-хваста», «Емеля», «Теремок», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Лиса и заяц». Эти небольшие по объему сказки, с простым сюжетом позволяют задействовать практически всех детей. 

Игра на русских народных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа: помогала в труде, сопровождала праздники. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, музицирование на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений для игры на инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании во время активного музицирования — все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативности.

Народные календарные праздники – это способ знакомства детей с традициями русских праздников, взглянуть на них глазами современного человека. Это могут быть игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок с участием персонажей легенд и сказок, с использованием народных игр и песен. Участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества, музицирования на народных музыкальных инструментах, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений- все это позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления. Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, хороводы, мы, привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях как добро, дружба, любовь к природе, к родной стране. Народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты. Все это создает реальные предпосылки дл всестороннего гармоничного развития человека.

Список литературы

  1. Г.П.Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста»
  2. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» Под редакцией А.В.Орловой.
  3. М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду»
  4. http://gamejulia.ru
  5. А.Н. Зимина «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях»
  6. https://open-lesson.net/1140/

Сценарий праздника

«Россия, Россия – края дорогие…»

Цель: формирование национального самосознания, уважение к  

            историческому прошлому России.

Задачи: 1. воспитание уважения к родному краю, истории русского народа,

                   патриотизма

               2. развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся

               3. нравственное и эстетическое воспитание школьников посредствам

                 привлечения к активной творческой деятельности

               4. обраьтить внимание на красоту и особенности русского языка вызвать интерес к фольклору.

5. продолжать учить детей русским нгародным играм рививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство

(Зал оформлен в русском народном стиле)

Дети входят  в зал парами под музыку народной песни «По улице мостовой», выполняют перестроения и садятся.

Ведущий: Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

 Раздольные  русские песни поют.

Россия… какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы слышатся в этом слове. Крепко любили и любят свою Родину русские люди, они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали ее от врагов. Много сложили о ней пословиц и поговорок. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине?

1.Жить-Родине служить.

2. Человек без Родины. что соловей без песни.

3. На чужой стороне и весна не красна.

4. Родина –мать, умей за нее постоять.

  Ребенок:

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

 

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

 

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

 

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

(В. Гудимов)

(Песня «Моя Россия» слова Н. Соловьева, музыка Г.Струве)

1  ребенок:

 Праздника весёлого
Ждёт честной народ,
Чтобы с песней русскою
Встать всем в хоровод.


2 ребенок:
Из друзей, подружек
Цепь живым венком,
Что пойдёт-закружит
Плавным ручейком.
3 ребенок:


Да, забава предков
По сей день живёт, -
У березки встали
Все мы хоровод. (Агеева Инесса)

(Хоровод «Во поле береза стояла»)

1 ребенок:

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

2 ребенок:

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки.

Чайки в балалайки.

3 ребенок:

Две синицы – крошки

Заиграли в ложки.

Все: Играют, играют

Всех потешают.

(Дети исполняют на русских народных инструментах песню «Ах вы. сени»)

Ведущий: Русские люди – на все руки мастера. Они все умеют делать. И песню сочинить, и пляску придумать, и в игру поиграть. Давайте, ребята, в горелки играть, веселой игрою солнышко звать.

Дети играют в «горелки». Произносят слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.

Раз, два, три   - беги.

( Дети стоят вокруг водящего, выполняют движения по тексту, показывают, как летят птички, имитируют игру на колокольчиках, 3 раза хлопают в ладоши и разбегаются. Водящий ловит их. Игра проводится 2-3 раза.)

1 ребенок:

Вдоль улицы во конец

Шел удалый молодец.

То был Ваня – удалец.

2 ребенок:

Девица в венце.

Румянец на лице.

Собой хороша.

Стоит не дыша.

3 ребенок:

Ох. раз, еще раз

Мы поклонимся сейчас.

Постараемся для вас.

(Танец  «Ой ты, Порушка-Параня»

Ведущий: Наш народ трудом живет, а какие вы знаете пословицы о труде?

  1. Дело мастера боится.
  2.  Маленькое дело лучше большого безделья.
  3. Есть терпенье – будет и уменье.
  4. Птицу узнают в полете, а человека в работе.
  5. Что посеешь, то и пожнешь.

Ведущий: Послушайте еще одну. «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Уж не про нашего ли Дрему она?

Ребенок: Дрема дремлет, спать хочет.

Тебе полна, Дрема. дремать.

Тебе пора, Дрема, вставать.

Встань, колокольцы звенят.

Встань, часы говорят.

Все: Люди сходятся, в хоровод становятся.

Дрема: Мне давно было встать,

Мне кругом походить.

Мне людей посмотреть.

Мне себя показать.

(Дрема ловит детей. Выбирается новый ведущий.)

Ведущий: У русского  народа много песен лирических. Они связаны с душевными переживаниями человека и имеют яркую эмоциональную окраску. Образы природы в песнях   сравнивались с людьми. Тонкая рябина, белая береза или ивушка олицетворяли нежные женские девичьи образы.

1 ребенок:

Низко ива клонится
В зеркало пруда,
Под дождём полощется
Стылая вода.
Тихо плачет девица,
Горько слёзы льёт,
Молодое деревце
Ей поклоны бьёт.


2 ребенок:

Укрывает ласково
Млечною фатой,
Дарит солнца ясного
Лучик золотой.
Серебристой лентою
Заплетает тень
И слова заветные
Шепчет каждый день.
3 ребенок:
Распахнула ивушка
Мокрые глаза,
Тянет словно крылышки
Ветви в небеса,
Расцвела, как девица,
Заиграв, косой,
Любовалось деревце
Девичьей красой.
4 ребенок:
Низко ива клонится,
Деревце обняв,
В белых росах полнится
Ожерелье трав.
А под высь небесную
Уносилась грусть,
Соловьиной песнею
Воспевая Русь. (С.Ромашина Источникhttps://www.chitalnya.ru/work/657290/)
                                   

                                          (Танец – хоровод «Ивушка»)

Ведущий:   Я приглашаю вас  на ярмарку. На ярмарку ведь приезжали не только продать и купить товар, но и повеселиться! Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом проведения традиционного досуга — местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений.

Ребенок:

Эй, девчонки- хохотушки.

Затевайте – ка частушки!

Запевайте поскорей.

Чтоб порадовать гостей!

(Девочки с платочками исполняют частушки)

 Ведущий: А  я приглашаю  наших ребят  на  любимую ярмарочную игру: «Ручеек». Напоминаю правила игры: Все участники становятся парами, тот кто остался без пары идет и выбирает себе понравившуюся пару. Готовы?

(Игра «Ручеек»)

Ведущий: Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни. А песнями, играми счастье копится и полнится.

Ведущая: Чем дальше в будущее входим,

 Тем больше прошлым дорожим.

  И в старом красоту находим,

    Хоть новому принадлежим.

Дети: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь, 
Мы прощаемся с гостями.
Говорим: 
ВСЕ хором: до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» «Национальные традиции и культура как область воспитания детей дошкольного возраста»

Выступление на конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» «Национальные традиции и культура как область воспитания детей дошкольного возраста»...

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья об использование малых форм русского фольклора в физическом воспитание детей....

Русская народная культура в музыкальном воспитании дошкольника. "Честная Масленица - Широкая Боярыня"

Дошкольное детство — очень важный период для закладки ценностных ориентиров и культурно-нравственных основ. По мере взросления ребенка они дадут ему крепкий фундамент и хорошую подпитку дл...

Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.

@page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; background: transparent } a:link { color: #000...

Сообщение на РМО музыкальных руководителей «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (по программе Д.А.Рытова)

Сообщение на РМО музыкальных руководителей«Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей»(по программе Д.А.Рытова) Основная идея программы - воспитание ребёнка через приобщ...

«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова

laquo;Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова...

Народные игры как средство приобщения к традициям народной культуры в физическом воспитании дошкольников

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловко...