Патриотическое воспитание в развитии познавательной активности дошкольника через занятия по краеведению.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Опыт работы в старшей и подготовительной группе по краеведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_gazetu.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ.
Россия, Родина, Отечество… Эти слова давно и прочно вошли в нашу речь и являются неотъемлемой частью нашего сознания. Мы произносим их буднично и повседневно, забывая порой, что за ними стоят такие понятия как долг, честь, патриотизм. Они тоже вошли в нашу жизнь давно, но кто – то когда – то же научил нас отличать хорошее от плохого, быть честным и добрым, любить и уважать своих родителей, быть достойным гражданином своей страны. Быть патриотом.
Формирование основ патриотического воспитания начинается в дошкольном возрасте и продолжается на протяжении всей жизни. Но именно дошкольный возраст является той благодатной почвой, которая поможет вырастить настоящих и достойных граждан своей страны. Ведь патриотическое воспитание решает множество задач не только нравственного, но и культурного, эстетического и социального воспитания.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать то, о чём он хочет рассказать детям. Это, прежде всего история и своеобразие местности, в которой живет. Ведь без определённых знаний о своей малой Родине, мы не научим детей любить и гордиться нашей великой страной. Каждый город или маленькое село неповторимы, у каждого есть своя особенность. С рассказа о главных городах страны нужно начинать формирование патриотических чувств: нам есть, чем гордиться, нам есть с чего брать пример. Но и небольшие города тоже имеют своё историческое прошлое, которое дети должны знать, помнить и принимать, каким бы оно не было.
Все дошколята очень разные, но практически все из них имеют ограниченные представления о родной земле, городе, крае, о труде своих родителей, о достопримечательностях и памятных местах малой родины, богатстве природы родных мест. Естественно, перед педагогом встал вопрос о включении в рабочую программу регионального компонента, об отборе содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию любви к малой родине, сохранению и правильному использованию природного богатства родного края.
Используя книги Бабаджанова Н. Г., Корняевой Г.А., Шумилова Е.Ф. хочется поделиться и опытом своей работы по этой теме.
Во-первых, вся деятельность по патриотическому воспитанию с включением регионального компонента строится на тесном взаимодействии педагогов с родителями воспитанников, родителей со своими детьми и всеми воспитанниками группы: анкетирование, выполнение творческих работ, экскурсии, викторины и развлечения, создание развивающей среды.
Во-вторых, учебный материал предъявляется от частного к общему (дом – микрорайон (улица) – район – город – край – страна), от самого близкого и знакомого ребенку до самого отдаленного и, по своей сути, абстрактного для него материала.
В-третьих, обязательное условие всей работы – учет ведущего вида деятельности дошкольника, а это – игровая деятельность.
В-четвертых, создание условий для формирования умений и навыков поисковой деятельности, так необходимых при обучении в школе (использование элементов проектного метода обучения).
В-пятых, по каждому разделу работы для ребенка очень важно иметь осязаемый (видимый, ощущаемый) результат своего труда.
За два года обучения и воспитания старшие дошкольники (5 – 7 лет) получают представления и знания по таким разделам:
- Дом, в котором я живу.
- Мой район.
- Родной город, его памятные места.
- Природа родного края.
- Коренные жители Удмуртии.
- Удмуртия – часть России.
Формы и методы работы общепринятые и разнообразные, но оживляют ее творческие задания для всей семьи, викторины, конкурсы и развлечения. Активность родителей в такой работе – немаловажный залог будущего уважительного отношения ребенка к своей малой родине, ее красотам, богатствам, людям, их труду и, в конечном результате, воспитания чувства гордости за свою Родину.
Дом, в котором я живу.
- Рассматривание иллюстраций разных домов.
- Игра «Найди свой дом по описанию» с использованием фотоматериалов.
- Игра-занятие «Зачем человеку дом?»
- Выставка рисунков «Мой дом».
- Составление рассказа-описания «Дом, в котором я живу».
Мой район.
- Анкетирование «Что я знаю о своем районе?»
- Рассматривание фотографий района.
- Беседа «Улицы моего района».
- Экскурсия по району (с привлечением родителей).
- Коллективная работа по изодеятельности (рисование или аппликация) «Мы живем в Первомайском районе».
Родной город, его памятные места.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток об Ижевске, его памятных местах.
- Просмотр видеофильма из сборника «Ижевск с высоты птичьего полета»
- Определение местоположения города на карте Удмуртской республики.
- Знакомство с государственной символикой: герб и флаг города.
- Автобусная экскурсия по городу (с привлечением родителей).
- Выпуск детско-родительской минигазеты «Любимые места в нашем городе».
- Викторина семейных команд «Наш любимый город».
Природа родного края.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток, просмотр видеофильмов о животном и растительном мире Удмуртии.
- Заочная экскурсия на Хлебозавод.
- Выпуск детско-родительских буклетов «Растительный мир Удмуртии», «Животный мир нашего края».
Коренные жители Удмуртии.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток о коренных жителях края, их образе жизни и занятиях.
- Рассматривание национального костюма.
- Разучивание национальных игр.
- Чтение сказок коренных народов Удмуртии.
- Экскурсия в Лудорвай.
Удмуртия – часть России.
- Определение местоположения Удмуртской Республики на карте России.
- Знакомство с государственной символикой: герб и флаг края.
- Совместная работа родителей и ребенка по составлению рассказа «Чем мне нравится наш город, наша страна».
По отзывам детей и их родителей, им больше всего нравятся творческие задания: изготовление буклетов, подготовка к викторинам, различным развлечениям и конкурсам. Родители также отмечают тот факт, что дети часто просят их в выходной день съездить в лес, посетить достопримечательности города, посетить Цирк, Зоопарк, погулять в центре города, по набережной Ижевского пруда.
Привитие интереса, любви к родной земле, желания сохранять и приумножать ее богатства – кропотливая работа. Только проводя эту работу в системе можно добиться ожидаемых, прогнозируемых результатов, которые не всегда видны сразу. Для этого должно пройти время, и не всегда, мы, педагоги-дошкольники, можем увидеть результаты своего труда…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности дошкольников через игры-эксперименты.
Работа о развитии познавательной активности дошкольников через игры-эксперименты....
Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...
Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...
Развитие познавательной активности дошкольников через проведение опытов и эксперименты
Статья из опыта работы с дошкольниками...
Презентация по экологическому воспитанию детей «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию огорода на окне»
Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности, через организацию огорода на окнеЗадачи:•поддерживат...