Развитие познавательной активности дошкольников через проведение опытов и эксперименты
статья на тему

Кузьмина Раиса Витальевна

Статья из опыта работы с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности дошкольников через проведение опытов и экспериментирование.

 «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством  элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» ( Выготский  Л. С.)

     Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в современном обществе, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром  возможно благодаря его деятельности.  И я считаю, что активность – это важная  предпосылка формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.  

      В работах  современных педагогов и  психологов (Н. Н. Поддьяков, Ф. А. Сохин, Г. И. Щукина и др.) можно  встретить разнообразные определения активности: эмоциональная,  физическая, социальная,  интеллектуальная, умственная, познавательная, творческая, психическая, ориентировочно-исследовательская. Активность –  это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремлении к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления.

       Исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве (как будто бы бесцельное манипулирование с игрушками и предметами). Ребенок при этом овладевает сенсорными эталонами - цвет, форма, размер и другими, осуществляет своего рода природоведческие и социальные эксперименты. Далее манипулирование  усложняется: ребенок все  совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов, растений, животных, людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление  фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-либо систему.

К началу периода дошкольного детства, примерно к трем годам,  начинается их интегрирование. Развитие получает период  любопытства, который при  активном участии нас, взрослых, плавно переходит в период любознательности (обычно к началу старшей группы).  Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты,  экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок начинает самостоятельно рассуждать, делать определенные умозаключения.  В  старшем  дошкольном возрасте  ребенок  способен научиться  осуществлять экспериментирование самостоятельно или при некотором руководстве взрослых. У него уже  проявляются определенные навыки  данной деятельности: начинает  выделять проблему, принимать и ставить цель, решать поставленную проблему,  анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять  факты, выдвигать предположения, отбирать  материалы для самостоятельной деятельности, делать выводы, а также учится фиксировать этапы действий и результаты графически.

 И именно в этот период перед нами, взрослыми, главной  становится необходимость поддерживать и ненавязчиво развивать у него интерес к окружающему миру, желание открывать новое и испытывать радость от таких открытий.

      Общеизвестно, что ребенок наиболее прочно усваивает то, что видит и делает сам.  Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

      В ходе экспериментирования и выполнения различных опытов

-расширяются представления ребенка о физических свойствах окружающего мира  (свойства веществ, виды физических явлений);

-повышается уровень развития любознательности, исследовательских навыков (ребенок учиться анализировать, соблюдать последовательность действий и др.);

-развивается речь  (обогащается и активизируется словарь, присутствуют логические речевые высказывания и др.);

развиваются умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками (наличие общей цели, задачи);

-совершенствуются навыки соблюдения правил техники безопасности;

-формируется эмоционально - ценностное отношение к окружающему (к природе, деятельности человека и др.).

          Во время проведения наблюдений дети получают информацию посредством зрения, слуха, обоняния и др. Это возможно только при непосредственном контакте с предметом или явлением, что и оптимально для правильного проведения опыта. Дети должны сами видеть, слышать объект, чувствовать его запах, вкус, ощущать характер поверхности и т. д. Здесь, как нельзя кстати неоценимую помощь окажет следование   правилу незабвенного Я. А. Коменского: «Насколько возможно, все сделать доступным,  именно: что можно видеть – зрению, что можно слышать – слуху, запахи – обонянию, что имеет вкус – вкусу;         а если что может быть воспринимаемо одновременно несколькими чувствами, то можно представить их вместе».

        Чтобы экспериментирование стало наиболее эффективным, стараюсь соблюдать некоторые требования:

-тщательно отбираю содержание знаний, которые целесообразно дать детям конкретной группы с помощью опытов;

-обязательно путем наблюдений, коротких бесед, опросов уточняю  уровень готовности  моих детей к освоению определенных знаний;

- каждого ребенка привлекаю к участию в посильной работе;

-тщательно отбираю материал, необходимый для данного опыта.

         Обязательным условием успешной работы в данном направлении  считаю обеспечение предметно – развивающей среды, будь то уголок по экспериментированию или мини – лаборатория.

        Я стараюсь  подбирать материал, пригодный для разнообразной поисковой деятельности с детьми:  это и натуральные объекты природы  (песок, земля, вода, воздух, снег, лед, камни, растения и их семена, плоды и др.),  а так же предметы,  изготовленные руками человека (пластмассовые, деревянные, резиновые и т. д.).  Важное условие - целостность материала, четкость его цвета, форм и др. Раздаточный материал готовлю на каждого ребенка и небольшой запас (бывают разные ситуации). Материал должен быть безопасным, эстетически оформленным, раскладываться в индивидуальные розетки, стаканчики, тарелочки, коробочки. С возрастом детей  я обязательно пополняю  содержание уголка. Для этого в группе есть специальное место: небольшой стеллаж, стол, использую ближайший подоконник. Часть материала хранится в недоступном для детей месте, в шкафу ( особо мелкий, или новый, а также требующий особого обращения).

       Повышает интерес детей к исследованиям  наличие  в группе технических средств,  приборов: микроскоп, комнатный термометр, увеличительные стекла, колбы, коллекции  семян и камней, разнообразная  тара для хранения (стаканчики, тарелочки, контейнеры, деревянные палочки, пинцеты.

       Уголок по экспериментированию пополняю  художественным  материалом. Это различные иллюстрации, поделки, творческие работы детей, листы наблюдений, зарисовки.

        В процессе обучения важно сочетать предметно-познавательную и творческую деятельность учащихся.  Этому способствует игра. Игра занимает ребенка, развивает познавательные способности, снимает утомление, расслабляет, побуждает фантазировать, рассуждать, помогает отслеживать результат развития определенных навыков.  Конечно, помогает  присутствие сказочных персонажей: Волшебная Капелька, Незнайка, Старичок – Лесовичок,  Буратино и др.  Они задают вопросы, побуждают детей к рассуждениям, приносят интересные вещи  исследователям и др. Хорошим помощником в моей работе стало и  художественное слово. Я оформила несколько альбомов с  загадками, стихами.

Для развития творческой и познавательной активности дошкольников важно  организовать их познавательную деятельность так, чтобы ориентировать воспитанников  на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации. 

       Эти и лежит в основе всей моей работы: стараюсь объединять познавательную деятельность воспитанников с коммуникативной, игровой, трудовой. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, прогулку, образовательный процесс.

       Особое значение, я считаю, имеет активное участие родителей. Они помогают продолжать, повторять исследования с детьми дома, помогают зарисовать результат,  сами рисуют или фотографируют. Родители помогают в оснащении нашей  мини – лаборатории, участвуют в проведении экскурсий, презентации результатов. А мы готовим для родителей стенгазеты, фоторепортажи, выставки поделок и рисунков и др.

Поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он стремиться познать окружающий его мир. Исследовать, открыть – это значит сделать шаг в неизведанное, непознанное.  А это и есть  возможность для детей думать, искать, экспериментировать, и, в конечном итоге,  самовыражаться и самоутверждаться. Во время экспериментирования ребенок становится исследователем, который  воздействует на окружающие его предметы и явления, чтобы лучше их понять. Ребенок обнаруживает новые свойства, находит различия,  сходство, делает свои первые выводы. Экспериментирование и есть та деятельность, которая помогает ребенку  на его личных наблюдениях моделировать картину мира.

 Наша  задача, воспитателей и родителей, - помочь детям в организации и проведении этих исследований, сделать их доступными и полезными.

Хочется напомнить высказывание особо почитаемого мною Я. А. Коменского из его «Великой дидактики»: « …нужно учить так, чтобы люда, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т. е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах. И это будет значить, что мы снова идем по стопам древних мудрецов, черпая знание не из какого-либо иного источника, а из самого первообраза вещей».

       Систематическое использование исследовательских методов образовательной деятельности  и в повседневной жизни способствует удовлетворению потребности детей в новых знаниях, впечатлениях и способствует дальнейшему успешному обучению в школе и, что особенно важно, дальнейшей социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников через игры-эксперименты.

Работа о развитии познавательной активности дошкольников через игры-эксперименты....

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...

Представление опыта работы «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию огорода на окне»

Ребенок по своей природе исследователь. В ходе опытно – экспериментальной деятельности стремится занять активную позицию, проявляет познавательный интерес, сам находит ответы на вопросы: «...