Картотека подвижных игр по программе «Наш дом - Южный Урал»
картотека на тему
Цель народной педагогики –воспитание совершенного человека, гармоничного и всесторонне развитого.
В силу особенностей исторического, экономического и политического развития, религиозных, культурных, языковых влияний народы Южного Урала имеют хозяйственное, культурное и национально – психологическое сходство. Между народами гораздо больше сходного, чем различного. Формирование нравственных чёрт характера, физическое развитие детей через игры, особенности взаимоотношений в семье, народные праздники, детей приучали находить удовольствие в труде, бережно относится к природе и т. д.
Данная картотека способствует:
- расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;
- формированию эмоционально – положительное отношение к этнокультурному наследию региона
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sentyabr1.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Татарская народная игра «Земля ,вода , огонь , воздух»
Цель: Развитие ловкости, координации движении, быстроты мышления, сообразительности.
Правила: играющие собираются в круг,в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из 4-х слов (земля, вода ,огонь , воздух). Если «земля» - то тот,кто поймал мяч должен быстро назвать какое-либо животное; «вода» - рыбу;
«воздух» - птицу; «огонь» - машут руками. Все поворачиваются кругом . Кто ошибся - выбывает из игры.
Татарская народная подвижная игра «Ласточка»
Правила: Круг 1 метр. По жребию выбирают «ласточку» и
«сторожа».Ласточка садится в центр круга,скрестив и поджав под себя ноги, сторож ходит вокруг - охраняет. Остальные стараются коснуться рукой ласточки. Сторож ловит. Если ему это удается, то пойманный становится сторожем. «Ласточка» меняется после смены 2-3 «сторожей».
Башкирская народная подвижная игра «Ласточки и Ястребы»
Цель: Развитие бега с увертыванием, ориентировки в пространстве, ловкости.
Правила: Игроки делятся на 2 команды, становятся в 2 ряда спиной друг к другу. В одном ряду - «ястребы», в другом - «ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов (или ЛА- ,или Я -),окончание не произносит. Тогда группа, чье название (начало) произнесено -разбегаются в разные стороны, другая их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.
Русская народная подвижная игра «Дед Мороз»
Правила: По считалке выбирают Деда Мороза, он встает а центр круга, нарисованного на снегу (на полу). Дети идут по кругу и приговаривают :
Дед Мороз, Дед Мороз,
Через дуб перерос,
Приносил подарков воз:
Морозы трескучие,
Снега сыпучие,
Ветер вьюжит,
Метели кружат,
Холод стужу напустил,
На реке мост намостил.
Дети разбегаются, Мороз - ловит (до кого дотронулся a замороженный» сидят неподвижно в круге ). Когда 3-х заморозит, они готовят «откуп» - по желанию детей или педагога.
Русская народная хороводная игра «Чурилки» (от слова «чур»)
Цель: Развитие слухового внимания, ориентировке в
пространстве.
По считалке выбирают двоих : одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют :
Трынцы - брынцы, бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет,
Того жмурки не поймают.
Или:
Колокольцы, бубенцы Зазвонили, удальцы.
Отгадай откуда звон ?
После, игрок начинает звонить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается.
Татарская народная подвижная игра «Спутанные кони»
Цель: Прыжки, развитие ориентировки в пространстве.
Правила: Играющие делятся на 3-4 команды, выстраиваются за пинией в колонки. Напротив ставят флажки - стойки. По сигналу первые игроки прыжками огибают флажки, возвращаются, затем прыгают вторые и т.д. Выигрывает та команда, которая закончила эстафету первой.
Татарская народная подвижная игра «Хромая курица»
Цель: Учить согласованности движений, равновесии, беге.
Правила: На расстоянии 10 метров 2 линии (старт - финиш). Все распределяются на тройки. Два крайних игрока берутся за руки, а средний закидывает одну ногу за руки сверстников. По сигналу тройки бегут. Средний скачет, опираясь на плечи товарищей. Кто быстрее.
Русская подвижная игра«Дедушка Мазай»
Цель: Развитие быстроты мышления, бега с увертыванием.
Правила: Выбирают Деда Мазая, остальные договариваются, какие движения будут показывать :
Здравствуй, дедушка Мазай!
Из коробки вылезай.
Где мы были, мы не скажем,
А что делали - покажем.
Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, Мазай их ловит. Кого поймал -тот Мазай.
Русская народная подвижная игра «Овечки»
Правила: Выбирают водящих по считалке : один - пастух, Другой - волк, остальные - овечки. Овечки садятся на землю в ряд. Пастух ходит и приговаривает:
Пасу, пасу овечек,
Пасу день и вечер,
А как ночь придет,
Волк придет и овечек украдет.
аВолк» приговаривает : Пастух, ступай домой, тебе мама обнову купила. Пастух идет домой с спрашивает у мамы, что она ему купила. Мать бранится : а Что я могла тебе купить?» В это время волк уносит 1-2 овечек. Пастух считает овечек, недосчитывает, боится говорить матери. Продолжает пасти, опять приходит Волк, опять посылает пастуха домой, опять ворует овец, пока всех не перетаскает. Тогда пастух говорит маме, они вдвоем идут искать овец. Приходят к Волку: «Тук, тук, нет ли пришлых овец?». Волк говорит, что нет, а овечки блеют : «Значит ты нас обманываешь?» . А Волк отвечает : «Я не знаю, как они сюда попали?». Тогда мать и сын делают ворота, овечки проходят, Волк убегает.
Татарская народная подвижная игра «Продаем горшки»
Цель: Развитие бега по окружности, ориентировка в пространстве.
Правила: Дети делятся на две группы (горшки и хозяева).
Горшки стоят на коленях, хозяева позади горшков, руки за спину. Ведущий за кругом, касается хозяина горшка. Хозяин и водящий бегут по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее займет место за горшком, тот и победил. Оставшийся становится ведущим.
Русская народная подвижная игра «В перстень»
Цель: Развитие внимания, ловкости, ориентировке в пространстве.
Правила! Дети сидят, ладошки сложены. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого. Одному незаметно кладет «колечко» (камешек), говорит: Я на лавочке сижу
Зачем перстень хороню.
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок.
Мне вам не сказать, не сказать.
Сидящие отвечают: Мы давно уже гадали.
Мы давно перстень искали.
Все за крепкими замками,
За дубовыми дверями.
Один из играющих отгадывает, у кого спрятан перстень. Если отгадает эти двое бегут в разные стороны. Кто первый сядет на свободное место - тот водящий.
Татарская народная подвижная игра « Темербай»
Цель: Развитие зрительного внимания.
Правила: Дети в кругу, в центре «Темербай» он говорит:
Пять детей у Темербая Дружно, весело играют.
В речке быстро искупались,
Наплескались, наплескались И красиво нарядились,
И ни есть, ни пить не стали В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так:
(водящий делает движения, все повторяют). Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Башкирская народная подвижная игра «Конное состязание»
Цель: Продолжать знакомить через игры с национальными традициями (скотоводство - традиционное занятие башкир),прививать любовь к животным.
Правила: Игроки парами встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Игрок «конь» - руки назад, вниз, берется за руки с наездником. Кто первый (наездник) прибежит, должен подпрыгнуть, достать узорчатый платок, подвешенный на стойке.
Татарская народная хороводная игра «Юрта»
Цель: Развитие ловкости, слухового внимания.
Правила: Дети делятся на 4 подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все 4 круга идут и напевают :
Мы все ребята Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой « построила» юрту.
Русская народная подвижная игра «Штандарт»
Правила; Необходим мяч, используемый в большом теннисе. Водящего выбирают по считалке. Он подбрасывает мяч и кричит : «Штандарт». Все разбегаются по площадке в разные стороны. Водящий ловит мяч и пятнает мячом убегающих. Кого запятнал, тот водящий. Если не удалось запятнать, то роль ведущего выполняет тот же ребенок.
Башкирская народная игра «Хакысташ»
Цель: Способствовать развитию быстроты движения рук, развивать внимательность, стремление к достижению цели.
Правила: очередность устанавливают считалкой, если камешек, подлежавший ловле на лету, упадет, игрок выбывает из игры, передает камешки очередному. Всего 2 части в игре.
- часть - начинающий подбрасывает 5 камешков вверх, рассыпая их по земле. 5-й из упавших, подбрасывается снова и подхватывается 1-й, из рассыпанных по земле, ловится брошенный вверх, не допускается его падения, так ловятся все оставшиеся камешки. Затем снова все камешки рассыпаются и надо их ловить по 2 штуки.
- часть - подбрасываются все камешки, надо их ловить тыльной стороной ладони, и подбрасывать снова вверх, ловить по одному. Кто завершит 1-ю и 2-ю части - тот выиграл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»
Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного ...
Проект по реализации образовательной программы «Наш дом — Южный Урал» (Е.С.Бабунова)
Цель проекта: реализация пр. «Наш дом – Южный Урал» (Е.С. Бабунова) через приобщение детей младшего дошкольного возраста к культурным ценностям Южного Урала....
Методические рекомендации по реализации программы "Наш дом-Южный Урал".
Общие методические рекомендации по реализации содержания программы «Наш дом – Южный Урал»....
Презентация работы по региональной программе "Наш дом-Южный Урал"
Работа по региональной программе«Наш дом – Южный Урал»( по требованиям ФГОС)...
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...