Образовательного проект «Школа маленького экскурсовода и туриста»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект описывающий работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом с примерным тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка и реализация образовательного проекта
«Школа маленького экскурсовода и туриста»
Данный проект разрабатывается с использованием идей музейной педагогики, здоровьесберегающих технологий и физического развития.
Одна из центральных образовательных идей данного проекта — это воспитание гражданственности и патриотизма, интереса к истории и культуре родного края, города, развитие здорового ребенка
Базовые идеи проекта:
Воспитание ребенка на национальных традициях, событиях, достопримечательностях малой Родины способствует формированию установок на позитивные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Любить Родину – значить знать, прежде всего, малую Родину. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Использование в работе с детьми краеведческого материала воспитывает патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.
Цель проекта: планомерное знакомство дошкольников с историей нашего отечества, края, города, содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка, познакомить с основами спортивного туризма
Задачи:
Приобщение детей к национальной и мировой культуре.
Воспитание духовных и познавательных потребностей детей.
Воспитание визуальной грамотности, музейной культуры.
Развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости, развитие коммуникативных навыков.
Воспитание желания поделиться своими знаниями с другими.
Развитие связной монологической и диалогической речи.
Расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;
Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве);
Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка - будущего туриста;
Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения;
Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.
Методическая работа поданному проекту предполагает: разработку системы передачи знаний дошкольникам о городе, в котором они живут, его истории, памятниках архитектуры и природы, а так же системы знаний по туризму.
Содержание и задачи НОД с детьми включают:
1.Знакомство с родным городом, краем (обогащение понятия «город» историко-культурным содержанием).
2. Воспитание любви к родному городу.
3. Обогащение активного и пассивного словаря детей.
4.Воспитание культуры поведения, навыков правильного общения в музее, на улице.
5.Закрепление правил поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, на природе).
6. Знакомство с основами спортивного туризма.
7. Развитие навыков туризма.
Как показывает опыт, работа по краеведению и музейной педагогике и туризму интересна как детям, так и взрослым (и в этом ее особая привлекательность!). В процессе обучения детей многие взрослые — педагоги и родители — открывают для себя много нового. Часто родители получают новую информацию по истории города от своих детей. В наш век стрессовых нагрузок и серьезных нарушений в экологии проблема подрастающего поколения особенно актуальна. В последние годы ведется целенаправленная работа, в рамках национального проекта, по оздоровлению населения России.
Формы работы:
Экскурсии в музеи, посещение выставок, просмотр экспозиций;
Игровые, театрализованные занятия в дошкольном учреждении и в музеях;
Беседы (коллективное индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее, на экскурсии);
Встречи с музейными специалистами и коллекционерами;
Участие в работе музея группы;
Оформление детских выставок и экспозиций.
Прогулки-походы, соревнования, туристские тропы.
В работе с детьми используются различные виды деятельности, что позволяет ребёнку ярче и шире воспринимать окружающий мир, расширять его кругозор, пополнять знания фактами по истории города и словарный запас историческими названиями, развиваться физически
Так же проводится целенаправленная работа с родителями. Сюда входит проведение консультаций и бесед для родителей на темы: «Архитектура Сочи», «Старый город Сочи», «Где можно интересно провести время с детьми», совместные прогулки и походы с родителями.
Детский сад приглашает родителей посетить занятия по краеведению и туризму. При этом важна помощь родителей в подборе наглядного материала (иллюстраций, книг, фотографий улиц, города и т. д.) для занятий. Необходима также помощь родителей по закреплению пройденного материала (беседы с детьми дома) и в организации автобусных и других экскурсий.
На основе впечатлений от занятий по музейной педагогике разворачивается ролевая игра «Школа маленького экскурсовода». 'Гак, детям дается понятие, что экскурсии можно водить везде, в том числе и по детскому саду.
Цель игры: учить детей проводить экскурсии по учреждению для гостей детского сада, используя полученные знания и приобретённый в музее опыт.
Задачи:
Развивать социальное поведение, навыки правильного
общения с взрослыми и сверстниками, правила поведения в общественных местах.
Развивать связную речь, память, учить логически рассуждать.
Развивать интонационную выразительность и темп речи, работу над дикцией.
Развивать ориентировку в пространстве, используя в речи пространственную терминологию.
Знакомство со всеми сотрудниками дошкольного учреждения, учить вежливому обращению к взрослым.
Планомерно знакомить детей с функциональной организацией ОУ, объясняя назначение каждого помещения.
Ролевая игра «Школа маленького экскурсовода» является долгосрочной и рассчитана на два года. Занятия по данному направлению проходят в разных формах: фронтально, индивидуально и с подгруппами. На первых порах экскурсии проводят педагоги, далее экскурсии по детскому саду могут проводить подготовленные дети, а затем к этому привлекаются и остальные дети.
Так же проводятся прогулки походы по темам:
- «К тайнам природы»;
- «Лесной стадион»;
- «Семейный туризм»;
- «Туристская тропа».
Родители воспитанников принимали активное участие в организованных прогулках-походах, что наполнило их новым содержанием:
- позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников;
-изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников.
Убедились, что туризм - это нечто большее, чем отдых. Туризм – это школа жизни, школа мужества. Каждый поход требовал новых знаний и умений. В теоретическую подготовку детей включили познавательные занятия по теме «Туризм».
Ожидаемые результаты по проекту:
сформирован интерес к роли экскурсовода;
сформированы коммуникативные навыки — дети готовы
к новым формам общения;
дети знают назначение каждого кабинета и помещения ДОО;
дети знают каждого сотрудника, могут рассказать о его профессии и его деятельности в ДОО;
повышается авторитет сотрудников детского сада среди
детей, родителей и педагогов ДОО.
Дети познакомились с основами туризма.
Перспективное планирование занятий в подготовительной группе
Месяц | Вид занятия, тема | Цель | Оборудование |
Сентябрь | Социальный мир «История возникновения родного города» | Закрепить знания детей о родном городе, полученные в старшей группе: название города, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города, его названия. Воспитывать интерес к истории родного города и страны. | Иллюстрации старого и современного города Сочи, презентация |
Сентябрь | Природный мир «Природа города Сочи» | Познакомить детей с климатом, рельефом, животным и растительным миром города Сочи. Воспитывать бережное отношение к природе. | Иллюстрации животных и растений нашего региона, макет города, презентация |
Октябрь | Природный мир «Памятники природы города» | Познакомить детей с памятниками природы города Сочи. Продолжать воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | Иллюстрации памятников природы города (водопады, реки, ущелья и др.), презентация |
Октябрь | Целевая прогулка в парки города «Дендрарий» и «Ривьера» | Познакомить детей с парками города | Схемы парков, презентация |
Ноябрь | Природный мир «Парки города Сочи» | Познакомить детей с историей и природным многообразием парков города Сочи. Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям города | Иллюстрации парков города, схемы парков, презентация |
Ноябрь | Рисование «Мой Сочи» | Закрепить знания о достопримечательностях Сочи. Воспитывать любовь к городу. | Иллюстрации достопримечательностей города, презентация |
Декабрь | Социальный мир «Ворота города Сочи» | Познакомить детей с историей железнодорожного и морского вокзала г.Сочи. Закрепить знания детей о видах транспорта. Воспитывать к родному городу. | Иллюстрации вокзалов города, презентация |
Декабрь | Социальный мир «Памятники архитектуры» | Познакомить детей с памятниками архитектуры г. Сочи. | Иллюстрации памятников архитектуры города, презентация |
Январь | Социальный мир «Что такое музей» | Познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музей. Познакомить детей с мини-музеем в группе. | Мини- музей города в группе, презентация |
Январь | Целевая прогулка в музей истории города Сочи | Познакомить детей с историей города. | |
Февраль | Рисование «Мой любимый уголок города Сочи» | Закрепить знания города. Воспитывать любовь к городу. | Иллюстрации достопримечательностей города, презентация |
Февраль | Социальный мир «Путешествие по городу Сочи» | Закреплять знания детей о достопримечательностях города. Развивать интерес к истории города. Воспитывать уважение к труду людей, живущих в городе, любовь к своему родному городу. | Карта-схема города, иллюстрации достопримечательностей города, диск с видеорядом объектов природы, макет города, презентация |
Март | Социальный мир «Музеи города Сочи» | Познакомить детей с музеями г.Сочи. Воспитывать интерес к музеям. | Иллюстрации музеев города, презентация |
Март | Социальный мир «Памятники истории города Сочи» | Познакомить детей с памятниками истории г.Сочи. Воспитывать бережное отношение к памятникам истории. | презентация |
Апрель | Природный мир «Что такое заповедник» | Познакомить детей с понятием заповедник. Познакомить детей с Кавказским государственным биосферным заповедником и сочинским национальным парком. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Иллюстрации животных и растений нашего региона, макет города, презентация |
Апрель | Природный мир «Климат и рельеф г.Сочи» | Познакомить детей с понятиями климат и рельеф. Познакомить с климатом и рельефом г.Сочи. | Макет города Сочи, презентация |
Май | Социальный мир «Город Сочи в годы Великой Отечественной войны» | Познакомить детей с жизнью в городе в годы ВОВ. Воспитывать у детей уважение к пожилым людям, воспитывать чувство патриотизма. | презентация |
Май | Итоговое занятие «Что я знаю о своем родном городе Сочи» | Уточнить географическое расположение и климатические условия города Сочи; сформулировать представление о специфическом предназначении города как город-курорт; расширить знания о достопримечательностях родного города; поддерживать интерес к культурно-историческим традициям города; вызвать чувство гордости за свой город, желание, чтобы он стал еще лучше. | Карта-схема города, иллюстрации достопримечательностей города, диск с видеорядом объектов природы, макет города, иллюстрации старого и современного города Сочи, презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Школа маленького экскурсовода»
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями. Музей это место, где де...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»
Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...
Проект на тему: Путешествие в прекрасное. « Школа маленького экскурсовода» Тема: «Русь матушка и защитники богатыри»
Школа маленького экскурсовода – познавательно - краеведческое направление, где решат задачи приобщения детей к национальной и мировой культуре ,расширения знаний о родном крае , воспитывать духовных и...
Проект на тему: Путешествие в прекрасное. « Школа маленького экскурсовода» Сказачная гжель
Школа маленького экскурсовода – познавательно - краеведческое направление, где решат задачи приобщения детей к национальной и мировой культуре ,расширения знаний о родном крае , воспитывать духовных и...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСКУРСОВОДЫ»
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСКУРСОВОДЫ»Цель создания разработки: обобщение знаний и дальнейшее стимулирование...