НОД по ознакомлению детей старшей группы с родным краем.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Ольга Георгиевна Лукьянова

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности

  по формированию целостной картины  мира

для методического объединения воспитателей

Тема: «Урал – жемчужина России»

Участники:  дети  старшей группы

Вид деятельности: познавательно-речевая деятельность; продуктивно-творческая деятельность.

Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать формировать интерес к Южному Уралу. Закрепить знания детей о том,  что Урал богат различными полезными ископаемыми..  Познакомить детей с историей Урала через легенды.
  • Закреплять навыки пластилинографии с использованием дополнительного материала.
  • Активизировать словарь детей новыми словами:  «полезные ископаемые»,  «легенды», «поделочные», «самоцветы».

Развивающие:

  • Развивать творческое мышление; внимание, воображение
  • Развивать  умение составлять из частей целое;
  • Развивать речевую активность, коммуникативные навыки.

Воспитывающие:

  • Способствовать созданию у детей эмоционально-положительного фона на занятии;
  • Продолжать воспитывать любовь к родному краю;
  • Вызвать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

  • Беседы о Родине, России, родном крае – Урале;
  • Чтение художественной, краеведческой литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине;
  • Рассматривание картин, иллюстрацией с изображением природы родного края;
  • Чтение уральских сказов П.П.Бажова;
  • Знакомство с коллекцией камней – самоцветов Уральских недр;
  • В изобразительной деятельности: рисование героев сказов П.П.Бажова; освоение живописи цветным пластилином; лепка украшений уральских мастеров в технике пластилинографии;

Демонстрационный материал и оборудование:

  • Проектор
  • Теневой театр к легенде
  • Выставка коллекций минералов, поделочных камней;
  • Выставка изделий из поделочных камней;
  • Для лепки: пластилин, дощечки, влажные салфетки.
  • Шкатулка с «драгоценными» камнями, поднос для поделок
  • 2 одинаковые банки, горячая вода, пачка соли, 2 ложки столовые.

Раздаточный материал:

фломастеры; «Танграмм»; заготовки для пластилинографии; пластилин; бисер, бусины, камешки, нитки.

Ход образовательной деятельности:

 Дети входят в зал.                                                    Слайд № 1

Дефектолог: 

1.Ребята, сегодня к нам пришли гости.  Поздоровайтесь с гостями.  Антон расскажет нам стихотворение.

«Шар большой, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома.

Дом на улочке одной,

Неприметный, небольшой.

Этот дом, страна, земля –

Это Родина моя!»

Мы сегодня поговорим с вами о Южном Урале.  Южный Урал богат полезными ископаемыми: гранит, известняк, железная руда, которую добывают в нашем городе Магнитогорске.

Посмотрите на коллекцию  полезных ископаемых. Вот это бут, это известняк…   возьмите в руки и опишите мне какие они на ощупь? (шершавые, холодные) А каких  они цветов? (белые, серые, коричневые). Люди используют такие камни для строительства домов, заборов, дорог и многого другого.

Звучит музыка и выходит хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, ребята. (здороваются). Ветер донес до меня информацию, что вы много знаете о полезных ископаемых. Но  на Южном Урале существуют и другие виды камней. Предлагаю вам отправиться в путешествие. Маршрут путешествия вы узнаете  по карте.

Вас ждут два испытания, если вы сними,  справитесь, то получите от меня мои сокровища.

Слайд № 4

2. Дидактическое упражнение: «Найди место».

Дефектолог: Ребята, чтобы отправиться путешествовать нам нужно выбрать транспорт. Напомните мне, на каком транспорте мы могли бы путешествовать? (ответы детей)

-Я предлагаю вам воспользоваться  самолетом. Слайд № (самолет).

- Чтобы попасть в самолет, что нам для этого нужно? (билеты).

- Подойдите ко мне, и вытяните любой  билет с номером места в самолете. (дети и Хозяйка медной горы  подходят и вытягивают любой билет на котором написаны цифры).

Дефектолог: У всех есть билеты? (да) А теперь еще раз посмотрите  и запомните номер своего билета, займите свои места. (на стульях прикреплены цифры) Пристегните ремни безопасности. (имитация пристегивания ремня). Я буду пилотом.

3. Физкультурная минутка «Самолет»

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло в перед,

Левое крыло в перед,

Полетел наш самолет.

Руки в стороны имитация полета.

Поворот в право

Поворот в лево.

Руки в стороны имитация полета.

Слайд №  карта путешествия

Дефектолог:  Идем на посадку. Ребята, посмотрите на карту,  мы приземлились на первой остановке.   (сидят дети, рассматривают карту)

- Хозяйка Медной горы, мы готовы выполнить первое испытание?

ХМГ: Первое испытание называется «Собери горы». Вот вам конверт (дети садятся за столы)

Дефектолог: В испытании сказано, что туман скрывает от нас  горы Южного Урала, владения ХМГ. Если вы  правильно соберете геометрические фигуры то  вы попадете в горы Южного Урала.

4. Дидактическая игра «Собери гору»

(Дети выполняют задание, а затем идет проверка задания)

Дефектолог: Ребята, назовите какие фигуры вы использовали? (квадрат, треугольник, прямоугольник).

ХМГ: Молодцы, вы справились с заданием и можете отправляться дальше в путь.

Дефектолог: Ребята,  проходите в самолет и занимайте свои места.     Затем зрительная гимнастика.                                    

5.Зрительная гимнастика «Самоцветы»                       Слайд №

Дефектолог: Посмотрите в иллюминатор.     Мы пролетаем над горами Южного Урала.                   Слайд №

6.Дидактическое упражнение «Легенда о соленом озере»

Горы – это гордость Урала. А вот гора «Иреме́ль (башк. Ирәмәл) — вторая по величине вершина Южного Урала, расположенная в районе города Белорецка.  Гора представляет собой двухвершинный массив:  Большой Иремель и Малый Иремель.

Слайд №  (горы Иремель)

- А это гора «Яманта́у».  –  Как в переводе с башкирского языка называется она? ( «Злая гора». Поскольку склоны этой горы заболочены и на склонах горы водилось много медведей).

                                                                                  Слайд №  (гора Ямантау)

- А сейчас мы с вами пролетаем над озером, которое называется «Соленое озеро», но мало кто знает его настоящее название – Мулдаккуль.

- Ребята, кто  хочет рассказать о  Мулдаккуль?

( Интересен Мулдаккуль тем, что вода здесь чрезвычайно соленая, поэтому в озере нет ни животных (в том числе и рыб), ни каких-либо растений. В водной пучине живут лишь небольшие жучки и улитки. 

Горькая соленая вода озера издревле применялась местными жителями для лечения различных кожных недугов.)

ХМГ: Существует легенда о происхождении озера Мулдаккуль или  «Соленого озера» (теневой театр): Слайд №

«По легенде местная девушка влюбилась в бедного юношу, но ее влиятельный отец был категорически против такого брака. Влюбленные решили сбежать, но стража отца девушки догнала молодую пару. Юношу убили, он упал и превратился в высокий холм посреди степи (Мулдак-тау). От горя девушка заплакала и превратилась в соленое от горьких слез озеро Мулдаккуль».                                  

Дефектолог: Идем на посадку. Обратите внимание на карту. Вторая остановка называется «Волшебные камни»

Слайд №

Хозяйка Медной горы: Я рада приветствовать вас в своих владениях, и хочу показать вам свои богатства, полюбоваться неповторимой красотой драгоценных камней-самоцветов и украшений из них.

-Я вам покажу  поделочные камни или как их еще называют  камни - самоцветы. Самоцветы - это прозрачные или не прозрачные камни. Они хорошо отражают свет, переливаются разноцветными огнями на свету, некоторые даже меняют свою окраску в зависимости от освещения. Отсюда и название - самоцветы - "сами светят".

Посмотрите на экран, это камень малахит.                                Слайд №

Какой он? Опишите (зеленый, с разводами). Если это поделочный камень, значит, из него мастера делают поделки, украшения. Что здесь изображено? (шкатулка, ваза).

 А вот это яшма. Какая она? (красная с черными прожилками) А что изготавливают из нее? (часы, бусы). Следующий камень – это родонит, повторите за мной – родонит. Какой он? (розовый с черными пятнами и  полосками) а что из него можно сделать? (шкатулки, бусы)

Правильно, ребята,  пойдемте в мою сокровищницу, я вам покажу другие камни-самоцветы уже в поделках и украшениях.

Возьмите в руки, опишите какие они? (холодные, гладкие, разноцветные).

Дефектолог: ХМГ, а как образуются камни или минералы.

Хозяйка Медной горы: Сейчас вам покажу, как я изготавливаю минералы в своей мастерской?

6.  «Эксперимент с солью и водой»

 ХМГ: - Несложно вырастить солевые кристаллы. Нам понадобиться банка с горячей водой и соль. Возьми Антон (Ян) ложку и размешай соль в воде, а ты Тимур подсыпай соль до тех пор, пока соль не перестанет растворяться и я осторожно опущу  в него затравку, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы. На это уйдет несколько дней, но для вас я ускорю процесс, немного поколдую.  Вы закройте глаза и посчитайте до трех и мы увидим, что получится с нашим кристаллом. Закрывайте и не подсматривайте. Раз, два, три. Открывайте глаза. Посмотрите наш кристалл вырос (пока дети закрыли глаза поменять банки с кристаллом).

Дефектолог: ХМГ, ребята очень умелые и могут тебе  помочь.

ХМГ: Хорошо, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить мою коллекцию  украшениями. Я предлагаю вам стать моими помощниками и изготовить своими руками поделки или украшения из камней? (да) Проходите за столы и выберите кто что будет делать. (дети выбирают картонные заготовки). А теперь подумайте, из какого камня вы сделаете свои поделки (ответы детей).

Практическая работа:

 1.Я вам покажу как сделать малахит: возьму зеленый пластилин и черный, затем аккуратно, размазываю по поверхности изделия, а теперь небольшое количество черного пластилина нанесу и используя прием размазывания.  размажу сверху. Можно использовать нитки  для узора.  

                                                                           Слайд №(технологическая карта)

2. А если я захочу сделать что–либо из  родонита, то мне понадобятся какие цвета?(розовый и черный).                              Слайд №(технологическая карта)

3. Выбрав материал, вы должны покрыть им всю поверхность заготовки и используя бросовый материал украсить работы.

Правильно, но прежде чем начать работу, разомнем наши пальчики.

9.Пальчиковая гимнастика «Каменные братья»

 

Нынче в группе непоседы

- пальцы правой и левой рук в «замке»

О камнях ведут беседу.

– кисти обеих рук сжать в кулачки

 

Всех богатств не перечесть:

- указательным пальцем правой руки показываем на воображаемые камни

 

Есть гранит и яшма есть.

- «пирожки»

 

Сколько тайн земля хранит?

- пальчики здороваются

Уголь, мрамор, малахит, Изумруды и алмазы.

- загибаем поочерёдно пальчики на обеих руках

 

Как же всё упомнить сразу?

- разводим руки, вопросительная мимика лица 

 

Дети выполняют “Украшения” в технике пластилинографии с использованием дополнительного материала, затем рассматривают готовые работы и выставляют их на выставку.

Хозяйка Медной горы: Молодцы, ребята, вы славно потрудились, и в благодарность за ваш труд, я хочу преподнести вам подарок – шкатулку с камнями-самоцветами (камешки выкрашенные лаком для ногтей в разные цвета) из своей сокровищницы. (Дети берут шкатулку с камнями  и благодарят Хозяйку Медной горы)

Дефектолог: Ребята, нам пора возвращаться домой. Садитесь в самолет.

Слайд №  (Самолет. Гул самолете) Опрос детей в самолете.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие по Южному Уралу? Что нового вы узнали? (Высказывания детей.) какие полезные ископаемые добывают на южном Урале?

- Что было сложно, трудно для вас? (высказывание детей)

Будущее нашей страны, во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, свой родной край, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми. На этом наше путешествие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с родным краем.

Перспективный план разработан для ознакомления детей с родным городом. Он поможет распределить работу по месяцам и систематизировать свою работу....

« Ознакомление детей старшей группы с родным городом»

Уточнить и расширить представления детей о достопримечательностях нашего города, познакомить с историей нашего города. Побуждать у детей интерес к родному городу, рассказывая им, чем богат и чем слави...

Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом

Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным                городом - Нижним Новгородом...

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшей группы с родным городом

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшей  группы с родным городом...

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшей группы с родным городом

Интеграция «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое...

Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом

Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом...