«Край родной»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Конспект итогового НОД для подготовительной группы детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kray_rodnoy.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового НОД для подготовительной группы детского сада
Автор НОД: воспитатель Бельтюкова Мария Николаевна,
МАДОУ №15, г. Томск
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города
Приобщать детей к истокам культуры своего народа
Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной
тема: «Край родной»
Цель:
Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость и чувство любви к малой Родине.
Задачи:
Закрепить представления о родном городе, историей возникновения г. Томска, о его основателе. Формировать уважительное отношение к гербу города. Развивать кругозор, внимание, память. Воспитывать патриотические чувства к малой Родине; интерес к прошлому и настоящему города; уважение к жителям города; бережное отношение к строениям и памятникам.
Предварительная работа:
НОД «Символика России: гимн, герб, флаг», НОД «История возникновения родного города»
Рассказы воспитателя: «Природа родного края», «Деревянная архитектура г. Томска», «Достопримечательности Томска»
Экскурсии в Музей Леса Томской области; обзорная экскурсия по Томску «Томск в легендах и сказаниях»; оформление фото-коллажей «Город, в котором я живу»; выставка рисунков «Томск – глазами детей»; разучивание стихов о родном городе; совместное сочинение песни о Томске; работа с родителями по поиску и предоставлению информации «Чьими именами названы улицы нашего города?»
Материалы к НОД
Герб Томска (новый и исторический) для показа, трафареты лошади ( по количеству детей), карандаши цветные, ноутбук, проектор, презентация «Виды города Томска»
Карта Мира, карта Томской области;
Литература: «Исторические и памятные места Томска» В.А. Соловьёва –Новосиб-к, 1982
серия книг «Легенды Томского края»: «Сибирские сказки», «Сказания и былины о Томске»,
«Виды Томска» издательский дом D”Print, г.Томск, 2004
«Гордость Томска» составители С.П. Федотов, А.К. Черненко, Новосибирск, 1982
«Деревянная Архитектура Томска» издат- во Советский Художник, 1975
«Рассказы о Томске» С. Заплавный, Новосибирск, 1980
«Легенды и мифы старого Томска» Понарама, Томск, 2006
«Наш город родной» М.И. Чугунов, В.А. Соловьёва, Новосибирск, 1982
Ход НОД:
Дорогие ребята, сейчас дети прочитают нам стихи, а вы внимательно послушайте и скажите, о чём они.
Аня Ч ( стих- е Сергея Заплавного)
На трёх холмах,
На четырех ветрах,
В краю таёжном
Посреди, Сибири
Стоит мой город
Над рекою синей,
Стоит и отражается
в веках.
Рита (стих-е Давида Лившица)
Скоро ты изучишь этот край.
Будешь знать о том, что здесь когда-то
Жил князец татарский Басандай.
Ты найдёшь Тояново становье,
Раскопаешь древний тот острог,
Что возник ещё при Годунове
И назвался "Томский городок".
Женя Л. (стих-е Владимира Петрова)
А город кружевной, резной…
Я в этом городе живу,
В его торжественных узорах,
В которых - старина, в которых
Свет, устремлённость в синеву.
Как расписные терема,
Здесь деревянные дома.
Все вы уже правильно догадались, что речь сегодня на нашем занятии пойдёт о Томске.
Очень много стихов написано о любви к родному городу, есть специально изданный сборник стихов о Томске куда вошли стихотворения, написанные томскими авторами. Мы с вами вместе сочинили песню о нашем городе, давайте сейчас вспомним её и споём вместе.
(дети поют песню)
- Сегодня я получила очень необычное письмо от учёных из столицы нашей Родины, г. Москвы. Давайте прочитаем, что в нём написано.
(Воспитатель читает письмо).
- Здравствуйте, ребята! Вам очень повезло. Вы живёте на древней земле. В вашем крае есть камень основания города. Он является памятником истории и культуры. Ребята, а вы знаете, почему ваш город называется Томск? Почему его построили на этом месте? Кто построил ваш город? Молодой он или очень древний? Что изображено на гербе вашего города? Попробуйте узнать и всё нам рассказать. Успехов вам.
Давайте попробуем ответить на вопросы учёных вместе
Я предлагаю вам совершить путешествие на выставку, посвящённую нашему родному краю, где мы сможем увидеть информацию о нашем городе. Готовы?
1 зал: «Наш город на карте»
- Приглашаю вас пройти в 1 зал. Он называется: «Наш город на карте». - Подойдём к карте Мира. Мы живём с вами в России. Она занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. (Показать). Наш город очень маленький, и поэтому на карте Мира он не обозначен. Но примерное его место положения я могу показать. Давайте обозначим его флажком.
- Сейчас подойдём к карте Томской области. Кто знает, где находится город Томск на этой карте? Покажите. А с какими городами он граничит? Какие реки протекают в нашей области? На какой реке стоит наш город?
- Молодцы, приглашаю вас пройти в новый зал и сесть на стулья. Этот зал называется: «Как возник наш город».
2 зал: «Как возник наш город»
- Ребята, мы уже с вами сказали, что свое название г. Томск получил от имени реки, на которой он стоит. Ни одна река Сибири не имеет столько легенд, сколько имеет она — Тома. Так ласково называли реку местные жители — эуштинские татары.
- Легенд о р. Томи много, мы слышали с вами много легенд во время экскурсии «Томск в легендах и сказаниях». Кто хочет напомнить нам легенду о реке Томи?
(дети вспоминают и рассказывают) Это было в давние времена. Около Томска не жили тогда русские люди, а были здесь владения татар. На одном берегу реки правил князь Тоян, а на другом - Басандай. Они враждовали, а дети их - храбрый Ушай и красавица Тома - полюбили друг друга. Разлучили их жестокие отцы. Тома с горя бросилась о реку - и реку назвали ее именем, а Ушай - в речку Ушайку". Теперь река Ушайка впадает в Томь.
- Молодцы, ребята. Легенда об Ушае и Томе считается одной из первых по времени легенд, связанных с Томском. И течет сейчас по сибирской земле река Томь, впадают в нее речки Ушайка и Басандайка, есть на томской земле и озеро Нестояново, напоминающие людям о прошлом.
Место основания города
- Ребята, а кто помнит легенду об основании нашего города?
(дети рассказывают) В 1604 г. князь эуштинских татар Тоян приехал в Москву и попросил у царя Бориса Годунова принять эуштинцев в русское подданство и построить на их земле русский город. В марте 1604 г. царское правительство приняло окончательное решение о возведении русской крепости на р. Томи. Город начали строить на самом высоком, хорошо защищенном от нападения врагов естественными преградами, на горе.
- Правильно, и сегодня днем рождения г. Томска принято считать - 7 октября 1604 г. Внутри крепости распологались воеводские хоромы, съезжая изба, денежно-пороховая казна, амбар, церковь, кладбище. С северной стороны к городу примыкал острог. Сегодня, мыс Воскресенской горы - место основания города, признан памятником истории местного значения.
(показ иллюстраций) Здесь мы можем видеть бывшее здание Воскресенской полицейской части, снабженное деревянной башенкой. В прежние времена в ней дежурили пожарные. Сейчас в этом здании располагается музей истории Томска. Посетители музея могут подняться на смотровую площадку и полюбоваться открывающейся оттуда панорамой города. Рядом с музеем находится памятный знак, установленный в 1966 г. - камень, на котором высечены слова "На этом месте в 1605 г. основан город Томск". По имени Воскресенской церкви вся возвышенная часть, на которой зарождался Томск, носит название Воскресенской горы.
Переходим в следующий зал: «Виды нашего города».
3 зал: «Виды нашего города» (просмотр презентации)
- Итак, мы с вами выяснили почему наш город назвали Томском и где расположен камень основания нашего города. А сейчас, я предлагаю вам посмотреть на экран
- Знаете ли вы этот памятник?
-Дети: это памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны.
- А где он расположен? Расскажите о нём.
Дети: он расположен в Лагерном саду. Сюда приходят томичи 9 мая в День Победы почтить память своих родных и близких, павших в годы ВОВ. Жители города сюда приносят цветы.
(Далее детям показать по порядку изображения других памятных мест и видов города, предложить им вспомнить как они называются и рассказать о них).
-Богородице-Алексеевский монастырь ( православный мужской монастырь в Томске был основан в 1605 году)
- Богоявленский собор ( был построен в 1784 году на месте деревянной Богоявленской церкви, поставленной в 1630 году, и является самым старым сохранившимся зданием в Томске и во всей Томской области. В стенах собора 6 августа 1804 года был торжественно провозглашен указ Александра I о создании Томской губернии с центром в Томске).
- Планетарий (Томский планетарий был в числе первых 3-х планетариев, открытых в Советском Союзе. В то время Планетарий работал только в Москве. Планеторий открыт в 1948 году)
- Томский областной театр драмы - является старейшим театром Сибири. Театр был основан в 1850 году. )
- Памятник счастью (это статуя волка из легендарного мультфильма «Жил-был пес», который плотно поужинал и сыто развалился, приготовившись к пению. Если погладить волка по пузу, он скажет "Бог в помощь" или еще одну из восьми фраз, вложенных в компьютер внутри памятника).
- Памятник рублю в Томске ( деревянный рубль весом 250 килограмм и размером более двух метров. Он был установлен на Новособорной площади , специально к традиционному городскому мероприятию - томскому карнавалу)
- Памятник болельщику ( расположен непосредственно на скамейке стадиона Труд. Установка бронзовой скульптуры на стадионе была приурочена к пятидесятилетию томского профессионального футбола, прототипом послужила фотография неизвестного болельщика 50-х годов из архива. В руке у него газета «Футбол-Хоккей».)
- Памятники деревянной архитектуры
- Мы рассмотрели с вами некоторые достопримечательности и памятники нашего города.
А сейчас назовите, что здесь изображено. Где находится? (Дети называют школы,свой детский сад, Белое озеро и т. д.).
- В нашем городе много различных улиц. Назовите улицы, которые вы знаете.
Физминутка
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
- А сейчас приглашаю вас посетить следующий зал. Он называется - символика Томска.
4 зал - символика родного города
- У каждого человека есть малая родина, город или село, где он родился и вырос. Когда говорят «москвич», значит этот человек живёт …
Дети: в Москве
- новосибирец живёт…
Дети: в Новосибирске
- А как называют жителей Пскова, Белгорода, Кемерово?
Дети: пскович, белгородец, кемеровчанин
- Молодцы, ребята! А как можно назвать нас с вами, тех кто живёт в нашем городе?
Дети: мы томичи!
- Правильно, ребята. Конечно же мы – томичи!
- Действительно, ребята, города на земле все очень разные. Нет двух одинаково похожих городов. В каждом городе есть свои герои, свои достопримечательности, своя история. И конечно же свой отличительный знак. Какой, давайте вспомним?
Дети: Герб города
Воспитатель: Конечно же герб. Давайте вспомним, что же изображено на гербе нашего города?
Ответы детей. Дети описывают герб Томска.
- Дети, а вы помните, что наш герб не всегда был такой. Вспомните, на экскурсии по Томску нам рассказывали что когда то наш город входил в состав Тобольского наместничества? Давайте рассмотрим этот герб (показ картинки)
Этот герб был утвержден в 1785 году:
"В верхней части герб Тобольский, в нижней, в зеленом поле, серебряная лошадь".
Вероятно лошадь символизировала занятия населения Томска извозом на Московском тракте.
Воспитатель: А вот в 1804 году гербом Томска стала белая бегущая лошадь на зеленом щите.
( показ картинки)
Воспитатель: а вот так выглядит наш герб сейчас ( показ)
- в зеленом поле серебряный вздыбленный вправо конь с червлеными (красными) глазами и языком, над головою коня золотая корона"
-Молодцы, ребята, вспомнили очень много о нашем городе. Вам понравилась выставка? А сейчас пора вернуться нам в детский сад ( проходят и садятся на ковёр)
- Ребята, а сейчас, помогите мне сейчас составить рассказ о нашем городе. Мы отправим его в ответном письме учёным. Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.
Мы живём в городе ... (Томске).
Жителей города зовут ... (томичи).
Наш город не молодой, Ему уже (более 400 лет).
Наш город расположен на берегу реки ... (Томи).
В городе главная улица ... (Ленина).
Наш детский сад находится на улице ... (переулок Пушкина)
В городе есть... (школы, детские сады, магазины, аптеки, библиотеки, памятники, театры, бассейны, Дворец спорта...).
На улицах города растут: тополя ... (берёзы…).
У г. Томска есть свой символ ... (герб).
Мы очень любим свой родной ... (город).
И хотим, чтобы он был красивым, уютным и ... (чистым).
Ребята, а сейчас давайте нарисуем герб Томска и отправим наши рисунки в в подарок учёным - москвичам.
Дети проходят за столы, рисуют герб используя трафарет фигуры Лошади
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вы знаете, что наступивший 2014 год – это год Лошади? Раз на гербе нашего города изображена лошадь, значит и мы, ТОМИЧИ, должны быть особенно удачливы и счастливы в этом году!
Рефлексия
- Что сегодня нового вы узнали о родном городе? Что понравилось на нашей выставке?
Переключение на самостоятельную деятельность
Наше занятие окончено. В нашей группе, в книжном уголке оформлена выставка, где размещены книги, буклеты о нашем городе и крае. Вы можете самостоятельно посетить эту выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"
формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...
Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)
Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...
НОД для детей старшего возраста. Тема:«Узнаём наш край родной - бережём наш край родной!». Образовательная область «Познавательное развитие».
Знакомство детей с родным краем, используя нетрадиционную форму занятия....
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....