«Край родной»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Конспект итогового НОД для подготовительной группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_kray_rodnoy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового НОД для подготовительной группы детского сада

Автор НОД: воспитатель Бельтюкова Мария Николаевна,

 МАДОУ №15, г. Томск

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города

Приобщать детей к истокам культуры своего народа

Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной

тема: «Край родной»

Цель:

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость и чувство  любви к малой Родине.

Задачи:

Закрепить представления о родном городе, историей возникновения г. Томска, о его основателе. Формировать уважительное отношение к гербу города. Развивать кругозор, внимание, память. Воспитывать патриотические чувства к малой Родине; интерес к прошлому и настоящему города; уважение к жителям города; бережное отношение к строениям и памятникам.

Предварительная работа:

НОД «Символика России: гимн, герб, флаг», НОД «История возникновения родного города»

Рассказы воспитателя: «Природа родного края», «Деревянная архитектура г. Томска», «Достопримечательности Томска»

Экскурсии в Музей Леса Томской области; обзорная экскурсия по Томску «Томск в легендах и сказаниях»; оформление фото-коллажей «Город, в котором я живу»; выставка рисунков «Томск – глазами детей»; разучивание стихов о родном городе; совместное сочинение песни о Томске; работа с родителями по поиску и предоставлению информации «Чьими именами названы улицы нашего города?»

Материалы к НОД

Герб Томска (новый и исторический) для показа, трафареты лошади ( по количеству детей), карандаши цветные, ноутбук, проектор, презентация «Виды города Томска»


Карта Мира, карта Томской области; 


Литература: «Исторические и памятные места Томска» В.А. Соловьёва –Новосиб-к,  1982

серия книг «Легенды Томского края»: «Сибирские сказки», «Сказания и былины о Томске»,

«Виды Томска» издательский дом D”Print, г.Томск, 2004

«Гордость Томска» составители С.П. Федотов, А.К. Черненко, Новосибирск, 1982

«Деревянная Архитектура Томска» издат- во Советский Художник, 1975

«Рассказы о Томске» С. Заплавный, Новосибирск, 1980

«Легенды и мифы старого Томска» Понарама, Томск, 2006

«Наш город родной» М.И. Чугунов, В.А. Соловьёва, Новосибирск, 1982

Ход НОД:

Дорогие ребята, сейчас дети прочитают нам стихи, а вы внимательно послушайте и скажите, о чём они.

Аня Ч ( стих- е  Сергея Заплавного)
На трёх холмах,
На четырех ветрах,
В краю таёжном
Посреди, Сибири 
Стоит мой город
Над рекою синей,
Стоит и отражается
в веках.

Рита (стих-е  Давида Лившица)
Скоро ты изучишь этот край.
Будешь знать о том, что здесь когда-то
Жил князец татарский Басандай. 
Ты найдёшь Тояново становье,
Раскопаешь древний тот острог,
Что возник ещё при Годунове
И назвался "Томский городок".

Женя  Л. (стих-е Владимира Петрова)
А город кружевной, резной…
Я в этом городе живу,
В его торжественных узорах,
В которых - старина, в которых
Свет, устремлённость в синеву.
Как расписные терема,
Здесь деревянные дома.

Все вы уже правильно догадались, что речь сегодня на нашем занятии пойдёт о Томске.

Очень много стихов написано о любви к родному городу, есть специально изданный сборник стихов о Томске куда вошли стихотворения, написанные томскими авторами. Мы с вами вместе сочинили песню о нашем городе, давайте сейчас вспомним её и споём вместе.

(дети поют песню)

- Сегодня я получила очень необычное письмо от учёных из столицы нашей Родины, г. Москвы. Давайте прочитаем, что в нём написано. 
(Воспитатель читает письмо).

- Здравствуйте, ребята! Вам очень повезло. Вы живёте на  древней земле. В вашем крае есть камень основания города. Он является памятником истории и культуры. Ребята, а вы знаете, почему ваш город называется Томск? Почему его построили на этом месте? Кто построил ваш город? Молодой он или очень древний? Что изображено на гербе вашего города? Попробуйте узнать и всё нам рассказать. Успехов вам.

Давайте попробуем ответить на вопросы учёных вместе

Я предлагаю вам совершить путешествие на выставку,  посвящённую нашему родному краю, где мы сможем  увидеть информацию о нашем городе. Готовы?

1 зал: «Наш город на карте»

- Приглашаю вас пройти в 1 зал. Он называется: «Наш город на карте». - Подойдём к карте Мира. Мы живём с вами в России. Она занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. (Показать). Наш город очень маленький, и поэтому на карте Мира он не обозначен. Но примерное его место положения я могу показать. Давайте   обозначим его флажком.

- Сейчас подойдём к карте Томской области. Кто знает,  где находится город Томск на этой карте? Покажите. А с какими городами он граничит? Какие реки протекают в нашей области? На какой реке стоит наш город?

- Молодцы, приглашаю вас пройти в новый зал и сесть на стулья. Этот зал называется: «Как возник наш город». 

2 зал: «Как возник наш город»
- Ребята, мы уже с вами  сказали, что свое название г. Томск получил от имени реки, на которой он стоит. Ни одна река Сибири не имеет столько легенд, сколько имеет она — Тома. Так ласково называли реку местные жители — эуштинские татары.

- Легенд о р. Томи много, мы слышали с вами много легенд во время экскурсии «Томск в легендах и сказаниях». Кто хочет напомнить нам  легенду о реке Томи?

(дети вспоминают и рассказывают) Это было в давние времена. Около  Томска не жили тогда русские люди, а были здесь владения татар. На одном берегу реки правил князь Тоян, а на другом - Басандай. Они враждовали, а  дети их - храбрый Ушай и красавица Тома - полюбили друг друга. Разлучили их жестокие отцы. Тома с горя бросилась о реку - и реку назвали ее именем, а Ушай - в речку Ушайку". Теперь река Ушайка впадает в Томь.

- Молодцы, ребята. Легенда об Ушае и Томе считается одной из первых по времени легенд, связанных с Томском. И течет сейчас по сибирской земле река Томь, впадают в нее речки Ушайка и Басандайка, есть на томской земле и озеро Нестояново, напоминающие людям о прошлом.

Место основания города

- Ребята, а кто помнит легенду об основании нашего города?

(дети рассказывают) В 1604 г. князь эуштинских татар Тоян приехал в Москву и попросил у царя Бориса Годунова принять эуштинцев в русское подданство и построить на их земле русский город. В марте 1604 г. царское правительство приняло окончательное решение о возведении русской крепости на р. Томи. Город начали строить на самом высоком, хорошо защищенном от нападения врагов естественными преградами, на горе.

- Правильно, и сегодня  днем рождения г. Томска принято считать - 7 октября 1604 г. Внутри крепости распологались воеводские хоромы, съезжая изба, денежно-пороховая казна, амбар, церковь, кладбище. С северной стороны к городу примыкал острог. Сегодня, мыс Воскресенской горы - место основания города, признан памятником истории местного значения.

(показ иллюстраций) Здесь мы можем видеть бывшее здание Воскресенской полицейской части, снабженное деревянной башенкой. В прежние времена в ней дежурили пожарные. Сейчас в этом здании располагается музей истории Томска. Посетители музея могут подняться на смотровую площадку и полюбоваться открывающейся оттуда панорамой города. Рядом с музеем находится памятный знак, установленный в 1966 г. - камень, на котором высечены слова "На этом месте в 1605 г. основан город Томск". По имени Воскресенской церкви вся возвышенная часть, на которой зарождался Томск, носит название Воскресенской горы.

Переходим в следующий зал: «Виды нашего города». 

3 зал: «Виды нашего города» (просмотр презентации)

- Итак, мы с вами выяснили почему наш город назвали Томском и где расположен камень основания нашего города. А сейчас, я предлагаю вам посмотреть на экран

- Знаете ли вы этот памятник?

-Дети:  это памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны.

- А где он расположен? Расскажите о нём.

Дети: он расположен  в Лагерном саду.  Сюда приходят томичи 9 мая в День Победы почтить память своих родных и близких, павших в годы ВОВ. Жители города сюда приносят цветы.

(Далее детям показать по порядку изображения других памятных мест и видов города, предложить им  вспомнить как они называются  и  рассказать о них).

-Богородице-Алексеевский монастырь ( православный мужской монастырь в Томске был основан в 1605 году)

- Богоявленский собор ( был построен в 1784 году на месте деревянной Богоявленской церкви, поставленной в 1630 году, и является самым старым сохранившимся зданием в Томске и во всей Томской области. В стенах собора 6 августа 1804 года был торжественно провозглашен указ Александра I о создании Томской губернии с центром в Томске).

-  Планетарий (Томский планетарий был в числе первых 3-х планетариев, открытых в Советском Союзе. В то время Планетарий работал только в Москве. Планеторий открыт в 1948 году)

- Томский областной театр драмы -  является старейшим театром Сибири. Театр был основан в 1850 году. )

- Памятник счастью  (это статуя волка из легендарного мультфильма «Жил-был пес», который плотно поужинал и сыто развалился, приготовившись к пению. Если погладить волка по пузу, он скажет "Бог в помощь" или еще одну из восьми фраз, вложенных в компьютер внутри памятника).

- Памятник рублю в Томске ( деревянный рубль весом 250 килограмм и размером более двух метров. Он был установлен на Новособорной площади , специально к традиционному городскому мероприятию - томскому карнавалу)

- Памятник болельщику ( расположен непосредственно на скамейке стадиона Труд. Установка бронзовой скульптуры на стадионе была приурочена к пятидесятилетию томского профессионального футбола, прототипом послужила фотография неизвестного болельщика 50-х годов из архива. В руке у него газета «Футбол-Хоккей».)

- Памятники деревянной архитектуры

- Мы рассмотрели с вами некоторые достопримечательности и памятники нашего города.

А сейчас назовите, что здесь изображено. Где находится? (Дети называют школы,свой  детский сад, Белое озеро и т. д.).
- В нашем городе много различных  улиц. Назовите улицы, которые вы знаете.

Физминутка

Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Город видим за окном.
(показать руками на окно)

Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)

Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)

Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)

Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)

Вроде бы обычные.
(развести руками)

Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)

Для кого-то - небольшой, - 
(показать руками маленький предмет)

А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Пусть растёт, 
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)

- А сейчас приглашаю вас посетить следующий зал. Он называется - символика Томска.

4 зал - символика родного города

-  У каждого человека есть малая родина, город или село, где он родился и вырос. Когда говорят «москвич», значит этот человек живёт …

Дети: в Москве

-  новосибирец живёт…

Дети: в Новосибирске

- А как называют жителей Пскова, Белгорода, Кемерово?

Дети: пскович, белгородец, кемеровчанин

- Молодцы, ребята! А как можно назвать нас с вами, тех кто живёт в нашем городе?

Дети: мы томичи!

- Правильно, ребята. Конечно же мы – томичи!

- Действительно, ребята, города на земле все очень разные. Нет двух одинаково похожих городов. В каждом городе есть свои герои, свои достопримечательности, своя история. И конечно же свой отличительный знак. Какой, давайте вспомним?

Дети: Герб города

Воспитатель: Конечно же герб. Давайте вспомним, что же изображено на гербе нашего города?

Ответы детей. Дети описывают герб Томска.

-  Дети, а вы помните, что наш герб не всегда был такой. Вспомните, на экскурсии по Томску нам рассказывали что когда то наш город входил в состав Тобольского наместничества? Давайте рассмотрим этот герб (показ картинки)

Этот герб был утвержден в 1785 году:

"В верхней части герб Тобольский, в нижней, в зеленом поле, серебряная лошадь".

Вероятно лошадь символизировала занятия населения Томска извозом на Московском тракте.

Воспитатель: А вот в 1804 году гербом Томска стала белая бегущая лошадь на зеленом щите.

 ( показ картинки)

Воспитатель: а вот так выглядит наш герб сейчас ( показ)

- в зеленом поле серебряный вздыбленный вправо конь с червлеными (красными) глазами и языком, над головою коня золотая корона"

-Молодцы, ребята, вспомнили очень много о нашем городе. Вам понравилась выставка? А сейчас пора вернуться нам в детский сад ( проходят и садятся на ковёр)

-  Ребята, а сейчас, помогите мне сейчас составить рассказ о нашем городе.  Мы отправим его в ответном  письме учёным. Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.

Мы живём в городе ... (Томске).
Жителей города зовут ... (томичи).
Наш город не молодой, Ему уже (более 400 лет).
Наш город расположен на берегу реки ... (Томи).
В городе главная улица ... (Ленина).
Наш детский сад находится на улице ... (переулок Пушкина)
В городе есть... (школы, детские сады, магазины, аптеки, библиотеки, памятники, театры, бассейны, Дворец спорта...).
На улицах города растут: тополя ... (берёзы…).
У г. Томска есть свой символ ... (герб).
Мы очень любим свой родной ... (город).
И хотим, чтобы он был красивым, уютным и ... (чистым).

Ребята, а сейчас давайте нарисуем герб Томска и отправим наши рисунки в в подарок учёным - москвичам.

Дети проходят за столы, рисуют герб используя трафарет фигуры Лошади

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вы знаете, что наступивший 2014 год – это год Лошади? Раз на гербе нашего города изображена лошадь, значит и мы, ТОМИЧИ, должны быть особенно удачливы и счастливы в этом году!

Рефлексия

 - Что сегодня нового вы узнали о родном городе? Что понравилось на нашей выставке? 

Переключение на самостоятельную деятельность

Наше занятие окончено. В нашей  группе, в книжном уголке оформлена выставка, где размещены книги, буклеты о нашем городе и крае.  Вы можете самостоятельно посетить эту выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....