Знакомство с национальной одеждой мари
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Занятие для старших дошкольников. знакомство с национальной одеждой, головными уборами, бытом народа мари.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_natsionalnoy_odezhdoy_mari.docx | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО С НАЦИОНАЛЬНОЙ МАРИЙСКОЙ ОДЕЖДОЙ
Цель. Познакомить детей с женской национальной марийской одеждой, головными уборами, народным творчеством, бытом народа мари.
Научить детей выделять и называть главные элементы узора, различать марийские и башкирские элементы в узоре.
Развивать чувство ритма на основе восприятия одинаковых элементов росписи.
Закреплять умение хорошо насыщать кисть краской (гуашь), держать ее наклонно к бумаге при рисовании широких линий и вертикально – узких линий и точек.
Воспитывать интерес к искусству разных национальностей.
Материал: национальная марийская одежда, украшения, фотографии, картинки и иллюстрации с изображением национальной одежды народа мари, аудиозапись, берестяные туесочки, плетеные корзинки.
Гуашь, палитра, кисти, полоски бумаги.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением башкирских и марийских узоров. Беседа о культуре и быте народов.
НОД
(Звучит марийская мелодия, входит бабушка в национальной одежде).
Бабушка. Здравствуйте, дети!
Дети. Здравствуйте, бабушка!
Бабушка. Я пришла к вам в старинной марийской одежде.
В старые времена женщины и мужчины надевали рубахи (платья). У мужчин они были немного покороче. Посмотрите, я надела домотканое платье (тувыр). Почему домотканое? Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали себе платья, полотенца, дорожки. Платье с множеством оборок, ленточек. Поверх рубахи надевали вот такой кафтан (шовыр) и подпоясывались поясом. На голове носили платки (ялук), на ногах лапти (йондал).
(Бабушка рассказывает и показывает одежду).
Бабушка. Марийский народ очень трудолюбивый. Все женщины ткали себе одежду, вышивали, готовили себе украшения. Мужчины занимались резьбой по дереву, плетением туесков, корзин; были хорошими охотниками.
(показ изделий и иллюстраций).
Бабушка. А эти платья украшены растительным узором (показывает).
Бабушка. А вы знаете, в каких местах на платье вышивали узоры? (на вороте, подоле, рукавах, спине, груди).
Бабушка. Молодцы. Из каких знаков состоит узор? (ромбики, крестики, звездочки).
Для чего вышивали их? (Считали, что они оберегают человека).
Бабушка. Да, поэтому их еще и называют оберегами. Обязательным атрибутом одежды был пояс. Его обязательно носили на себе, повязывали поверх платья, рубахи.
Бабушка. Я вам, внучата, принесла картинки и фотографии с изображениями повседневной и праздничной одежды нашего народа (показ).
В праздники надевали красивую нарядную одежду, украшения. В первую очередь- это головные уборы – такия. Его богато украшали монетами, бусами, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, раковинами каури.
К головным уборам относятся и околоушные подвески пылыштенге. Это украшение из монет, в верхней части которого имелась петля для ушей. На шею надевали онылашйымал – ожерелье из серебряных монет и бисера. На грудь спускалось украшение сога – полоска холста с чешуйчатыми рядами монет, по краям – жемчуг, бусы.
В старину носили головной убор – акай (показ картин, иллюстраций). Это головной убор замужних женщин. Его тоже богато украшали вышивкой. Вот так одевались в праздничные дни.
Бабушка. Ребята, какие предметы одежды и головные уборы вы запомнили? (ответы детей). Я принесла вам чистые полотенца. Будет время, распишите их узорами. Договорились? До свидания!
Дети. Спасибо. До свидания, бабушка!
(Звучит музыка, бабушка прощается и уходит).
Воспитатель. Мы узнали, что марийский народ очень любит вышивать. Узоры эти разные. Это растительный узор(показ элементов узора). На что они похожи?
Дети. На морковь, на свеклу, на редиску.
Воспитатель. Посмотрите, в посылке еще что-то лежит.
(Воспитатель показывает «полотенца», расписанные башкирским узором.)
Воспитатель: В Башкортостане живут народы разных национальностей. Похожие полотенца мы с вами уже видели. Каким узором расписано полотенце? Что означает этот символ (обозначает траву в степи). Правильно, это тоже растительный узор, только башкирский.
Воспитатель. В посылке много полотенец без росписи. Вы сами их распишите растительным марийским или башкирским узором.
(Дети выполняют задание под музыку)
Воспитатель. Молодцы. Сегодня мы с вами познакомились с элементами башкирского и марийского орнаментов.
Какие элементы мы рисовали в марийском узоре? В башкирском узоре?
Дети. В марийском - морковь, редиску, репу, редьку, свеклу. А в башкирском мы рисовали – траву степную.
(Дети выбирают лучшие работы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знакомство с русской национальной одеждой»
Ознакомление с прошлым русского народа...
НОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор «Знакомство с ненецкой национальной одеждой»
На одной половине зала стоит чум. Звучит фонограмма ненецкой музыки «Сингакотя».Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами вспомним где мы живем?Дети (варианты ответов) на Севере, на Ямале, в ЯН...
«Знакомство с национальной марийской одеждой»
Конспект НОДна тему: «Знакомство с национальной марийской одеждой»...
интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованием «Знакомство с национальной одеждой бурят»
Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа....
НОД "Знакомство с национальной селькупской одеждой"
Познакомить детей с особенностями внешнего вида, колоритом национальной селькупской одежды.Расширять лексический запас детей словами на селькупском языке: Воспитывать интерес и уважение к национа...
Конспект НОД со средней возрастной группой на тему «Знакомство с чувашской национальной одеждой»
. Этот материал познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к своему родному краю, к своей родине....
Конспект ООД со средней возрастной группой на тему «Знакомство с чувашской национальной одеждой»
Цель: Создание необходимых условий для развития нравственно-патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста, а также для формирования знаний о их малой родине, о месте, где они живут.За...