НОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор «Знакомство с ненецкой национальной одеждой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
На одной половине зала стоит чум. Звучит фонограмма ненецкой музыки «Сингакотя».
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами вспомним где мы живем?
Дети (варианты ответов) на Севере, на Ямале, в ЯНАО, в Надымском районе, в селе Ныда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ННОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор
«Знакомство с ненецкой национальной одеждой»
Задачи:
- Познакомить детей с ненецким национальным костюмом;
- Развивать наблюдательность и внимание;
-Активизировать словарный запас и расширить кругозор;
- Воспитывать любовь к родному краю, умение ценить культуру коренного народа – ненцев, культуру народов;
-Формировать чувства толерантности.
Оборудование: куклы Нанине и Едейка в ненецких костюмах; макет чума; расписные мешки ненецким орнаментом; набор иллюстраций «Дети севера»; аркан; игрушка оленя; аудиоаппаратура; фонограмма ненецких песен.
Участники: взрослые – воспитатель, Хозяйка чума, дети – воспитанники подготовительной группы
Предварительная работа:
1. Проведение бесед с детьми «Мой округ», «Национальности проживающие в ЯНАО», «Культура коренного народа - ненцев», «Дружба народов».
2. Чтение ненецких сказок, рассматривание картинок людей в ненецкой одежде.
Ход мероприятий
На одной половине зала стоит чум. Звучит фонограмма ненецкой музыки «Сингакотя».
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами вспомним где мы живем?
Дети (варианты ответов) на Севере, на Ямале, в ЯНАО, в Надымском районе, в селе Ныда
Воспитатель: Какой народ самый первый поселился на Ямальской земле?
Дети: ненцы
Воспитатель: Правильно, молодцы. К нам в гости пришли куклы Нанине и Едейка. Посмотрите, как они красиво и нарядно одеты.
Куклы Нанине и Едейка одеты в ненецкую национальную одежду. А что бы узнать больше, куклы приглашают нас в гости в чум.
Играет ненецкая музыка, гостей встречает Хозяйка чума.
Хозяйка чума: Здравствуйте дорогие гости, проходите, присаживайтесь.
Дети рассаживаются возле чума.
Зачем пожаловали?
Дети: Мы хотим узнать о национальнойненецкой одежде.
Хозяйка чума: Есть у меня 2 расписных мешка – тутяко, для хранения мужской и женской одежды, много интересного могу я вам рассказать и показать, а вы слушайте внимательно и запоминайте.
Давайте посмотрим и узнаем, что внутри. (открывает мешок, достает верхнюю мужскую одежду)
- Одежда ненцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Выделкой шкур и шитьём одежды занимаются женщины. Выезжая на оленях в тундру, ненцы одевают малицу – глухую (без разреза) одежду из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном.
Малица (малъця) — длинная глухая одежда из оленьих шкур, сшитая мехом внутрь, с пришивным капюшоном и рукавицами. Поверх малицы обычно надевают сорочка из плотной материи, иногда из сукна.
Показывает ремень
Малицу подпоясывают сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади в качестве амулета - зуб медведя.
Обувью служат кисы — высокие меховые сапоги из камуса (оленьи лапы), с подошвами из «щеток» (шкура между большим и малым копытом оленя). Внутрь кисов вкладывают стельки из сухой травы. Кисы надевают с «чижами».
У мальчиков такая же одежда только меньше размером. Маленькие оленеводы помогают родителям в тундре.
Сейчас мы с вами поиграем в национальную игру «Поймай оленя ». Я вам дам аркан, ваша задача набросить аркан на шею оленя (игрушка)
Проводится игра «Поймай оленя»
Воспитатель: А какую одежду носят женщины?
Хозяйка чума: Есть у меня второй мешок, где хранится женская одежда.
Показывает ягушку.
Женскую одежду — ягушку — шьют из оленьего меха в виде двойной, мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными как у малицы, рукавицами. Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись звенящие металлические (медные) прорезные бляхи и бусы. Летнюю ягушку шьют из сукна и украшают бисером. Женская обувь отличается лишь деталями выкройки.
Праздничная одежда отличается от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные малицы у мужчин). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к ягушке). Широко распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы), бусы, бисер, а так же используется Орнамент – это узор для украшения одежды и быта.
-Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев имеют свое обозначение: «Оленьи рога», «Тропы оленьи», «Уши зайца», «След медведя» и многие другие.
- Одежда ненцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Выделкой шкур и шитьём одежды занимаются женщины. Выезжая на оленях в тундру, ненцы одевают малицу – глухую (без разреза) одежду из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном.
Ну, вот и пусты мои мешки, все показала и рассказала я вам.
Воспитатель: Да и нам уже пора домой возвращаться.
Хозяйка чума: По нашему обычаю и гостеприимству вы должны попить чай с северными ягодами. Вот морошка, вот брусника. Угощайтесь, ребята.
После чаепития, куклы и Хозяйка чума прощаются с детьми.
Воспитатель: Вот мы и дома. Понравилось вам в гостях? Сейчас мы узнаем, кто был внимательным во время нашего путешествия.
Детям задаются вопросы на закрепление материала: Из чего шьется одежда, как называется верхняя женская одежда, мужская? Как называется обувь? Чем украшается одежда?
Список используемой литературы:
«Картина мира в фольклоре ненцев» Пушкарева Е.Т.
Автор: Неупокоева Любовь Васильевна
Должность: Воспитатель
Место работы: МДОУ «Детский сад «Чебурашка»
Место расположение: ЯНАО Надымский район с. Ныда
Цель: Познакомить детей с ненецким национальным костюмом.
Игра «Полет на луну» подготовительной группы
Задачи:
Расширять знание о космосе
Вызывать интерес к теме
Развивать творческое мышление, сообразительность, находчивость.
Оснащение:
мягкие модули - для постройки ракеты
исследовательский чемоданчик - пробирки, колбы, баночки и т. д.
телескоп
глобус
фотоаппарат
Предварительная работа:
Педагог проводит беседу с детьми о космосе: «Знаете ли вы что такое космос? Кто такие космонавты? Что такое Луна?».
Планета - это небесное тело, которое вращается вокруг Солнца и получает от него свет и тепло. Мы живем на планете Земля. Луна – это небесное тело, спутник Земли, светящейся отраженным солнечным светом. Сегодня мы поиграем в космонавтов. Космонавты- смелые, ловкие люди; они много знают, много читают и всегда внимательны.
Игра «Полет на луну»
Проводится «Отбор в группу космонавтов»: дети строятся и маршируют под музыку, меняя темп.
Проводятся игровые упражнения на координацию движения рук (достать до кончика носа указательным пальцем левой руки, отвести руки в стороны и подвести указательные пальцы друг к другу), туловища (упражнение ласточка), ног (прыжки на одной ноге, приседание на одной ноге). По результатам проверки к полету все готовы. Теперь у вас есть командир, группа космонавтов исследователей, космонавт – механик, космонавт-журналист.
Затем показывает упражнение с воображаемыми предметами (надевает скафандр космонавта, потом шлемофон), дети повторяют движения. Ведущий теперь вы космонавты и вы готовы лететь на Луну. Но перед тем как полетите на Луну вам необходимо собрать исследовательский чемоданчик, т. к. на Луну вы летите, чтобы взять на исследование минералы.
У вас есть своя ракета. Я буду диспетчером на космодроме. Займите свои места.
Диспетчер: Пристегнуть ремни!
Дети: Есть! Пристегнуть ремни!
Диспетчер: Ключ на старт!
Есть! Ключ на старт.
Диспетчер: Продувка один!
Дети: Есть продувка один!
Диспетчер: Продувка два
Дети: Есть продувка два
Диспетчер: Внимание! Старт!
Дети: Поехали!
Звучит песня, диспетчер объявляет, что начался метеоритный дождь (воздушные шары), задача космонавтов спасти корабль и не столкнуться с метеоритным дождем, т.е. отбивать воздушные шары и не допустить попадание в корабль.
Ведущий приглашает «космонавтов» выйти из ракет и погулять по поверхности Луны, объясняя, что на Луне не ходят как по земле: здесь надо прыгать с ноги на ногу (под веселую музыку танец «Лунная походка»), а механик обследует ракету, ремонтирует части сбитые шарами. Так как на луне нет воздушного пространства – за спинами у космонавтов кислородные баллоны.
Ведущий просит детей найти воду на луне и взять её на пробу, после того как дети не находят воды ведущий объясняет что на луне нет воды, и просит взять воздух на пробу.
Ведущий предлагает космонавтам взять на исследование минералы.
Космонавты, а давайте найдем нашу планету, вы видите, какая она маленькая её почти не видно, а еще хочу предложить посмотреть в телескоп на кометы и созвездия.
Космонавт-журналист предлагает сделать общий снимок на луне, фотографирует планету земля.
Диспетчер: С Земли звучит команда: «Всем космонавтам занять места в ракете»
Дети: Есть! Занять места!
Диспетчер: Ключ на старт!
Дети: Есть! Ключ на старт! Поехали!
Затем ведущий говорит: «Космонавты, вы совершили героический полет на Луну. Земляне поздравляют вас с возвращением на родную планету!»
Под веселую маршевую музыку космонавты обходят круг почета.
Автор: Неупокоева Любовь Васильевна
Должность: Воспитатель
Место работы: МДОУ «Детский сад «Чебурашка»
Место расположение: ЯНАО Надымский район с.Ныда
Цель: Заложить основы естественно-научных представлений о космосе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/22/picture-141051-1353609653.jpg)
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", ясельный возраст, "Домашние животные""...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-142386-1403065474.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Тема: Беседа «Наши мамы»
Данное занятие знакомит детей с общественным праздником «День матерей»Учить доброму, внимательному отношению к матери...
Конспект комбинированного НОД по ознакомлению детей с формированием целостной картины мира, расширение кругозора. Тема : Беседа о творчестве И.И.Левитана.
Программное содержание : Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины. Закрепить умение самостоятельно выражать эстет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-498031-1413569982.jpg)
Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».
Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/03/picture-1316828-1614779155.jpg)
Конспект НОД в средней группе на тему «Как дикие звери к зиме готовятся» Формирование целостной картины мира (расширения кругозора, ознакомление с окружающим миром) Подготовила и провела: воспитатель: О.В.Медведева (Разновозрастная группа от 3 – 5 лет)
Конспект НОД в средней группе на тему«Как дикие звери к зиме готовятся»Формирование целостной картины мира (расширения кругозора, ознакомление с окружающим миром)Подготовила и провела: вос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/18/picture-958791-1631974781.jpg)
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» Занятие по окружающему миру в средней группе в режиме онлайн.
Дать детям представление о солдатах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» .Познакомить детей с некоторыми военными профессиями. Воспитывать гордость за наши...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/24/picture-1177500-1732474432.jpg)
ООД. "Познавательное развитие". ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА.Беседа об одежде, тканях.
ООД .Беседа об одежде, тканях....