природные особенности СПб
методическая разработка на тему
Методические материалы о значении природных особенностей и культурного наследия Санкт-Петербурга в творчестве детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_osobennosti_spb.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
ГДОУ д/с №20
Комбинированного вида Кировского района
Санкт- Петербург
Ул. Лени Голикова д.37/3
Тема.
« Природные особенности и культурное наследие Санкт- Петербурга в детском творчестве».
Педагог дополнительного образования:
Андреева Алла Александровна
2009 год
Содержание:
1.Введение
2.Значение художественно – конструктивной деятельности.
3.Организация педагогических условий для конструирования и художественного труда.
4.Организация развивающей среды.
5.Основные методы и приемы, используемые в работе по конструированию и художественному труду.
6.Формы привлечения детей к конструктивной деятельности:
7.Основные цели и задачи работы по художественно продуктивной деятельности.
8.Основные принципы построения работы студии ручного труда.
9. Приложение.
9.1 Система планирования образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по конструированию и ручному труду.
9.2 Интеграция и сотрудничество с педагогами дополнительного образования.
9.3 Система работы ДОУ по сотрудничеству с семьей по воспитанию у детей дошкольного возраста интереса к художественно – конструктивной деятельности.
9.4. сценарий конкурса «Осень в Санкт- Петербурге».
Введение.
Санкт-Петербург – это воплощенная в камне история. Но не только внешний вид города определяет его характер. Петербургский стиль, петербургская школа , петербуржцы, петербургская природа, даже петербургская речь – понятия, имеющие совершенно четкое культурно-историческое значение.
Развитие личности каждого человека является важным для общества. Характерные для нашего времени проблемы и социально-экономические изменения требуют от педагогов научить детей мыслить масштабно, помочь ребенку выразить себя в современном мире, осознать свою эстетическую и нравственную сопричастность к нему сопричастность.
Вопросы эстетического развития личности, его художественных способностей, приобщение к миру прекрасного, воспитание духовной культуры всегда были главными вопросами в педагогическом образовании. Ребенок в своей познавательно- творческой деятельности усваивает прежде всего смысл, связанный с эмоционально- оценочным отношением к жизни. И здесь роль эстетического и художественного восприятия незаменима. В процессе эстетической деятельности происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, при восприятии и воспроизведении которых осуществляется его творческое и нравственное саморазвитие.
В дошкольном возрасте начинается процесс социализации, приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Это время первоначального становления личности и индивидуальности ребенка, перехода к новому типу отношений с окружающими людьми миром предметов. Для гармоничного вхождения в мир взрослых малышу необходимо иметь опыт взаимодействия с различными сферами культуры, с искусством, с природой.
Мы живем в прекрасном и неповторимом городе Санкт- Петербург , который является воплощением в камне историей. И не только внешний вид города определяет его характер. Петербургский стиль, петербургская школа , петербуржцы, петербургская природа, даже петербургская речь – понятия, имеющие совершенно четкое культурно-историческое значение. Наш город это тот источник, который дает нам все то, что необходимо для развития и становления настоящей личности, гражданина по настоящему культурного и образованного. Знакомство с историей города , его культурой, историческим и памятными местами, архитектурными ансамблями центра и новостройками, природой побуждает детей любить свой город , беречь его, гордиться тем , в каком необыкновенном городе они живут, где волшебным образом живет сказка прошлого и настоящего.
Главную роль в дошкольном возрасте играет формирование эстетического отношения к окружающему миру через синкретические художественные проявления ребенка. Его привлекают звуки, краски, материал. Для дошкольника характерна тяга к ритмам, рифмам, выразительной интонации (произведениям фольклора) и игре, самой любимой и естественной деятельности .
Художественно- конструктивное творчество дошкольника- это процесс создания субъективного нового для ребенка продукта, в который он складывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому.
Дети тонко чувствуют мир загадочного Петербурга, воспринимают его чарующую красоту, искусство выдающихся зодчих, природную неповторимость. Учитывая психологические особенности дошкольного возраста и эмоциональную отзывчивость , необходимо способствовать развитию творческого потенциала детей, фантазии и воображения. Это в свою очередь вызывает у детей живой интерес к городу, его истории, облику, природе, явлениям общественной жизни, позволяет ощущать себя горожанином «Петербуржцем».
Значение художественно – конструктивной деятельности.
Возможности художественно- конструктивной деятельности нельзя недооценивать.
Во-первых. Это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит сразу, а не по истечении длительного времени. Это очень важно, так как у детей длительное ожидание результата приводит к потере интереса.
Во-вторых. Результат- полученное изделие всегда можно использовать в качестве подарка, праздничного украшения помещения, игрушки или дидактического материла, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения.
В-третьих, сам процесс изготовления поделок способствует решению многих педагогических задач, стоящих перед дошкольным воспитанием.
Прежде всего , это развитие мелкой моторики, которая необходима для овладения ребенком письмом в школе. Ручной труд развивает кисти рук- бесспорный факт, который наблюдается у воспитанников, если сравнить как нелегко даются им задания на первых этапах обучения и как ловко они справляются с более сложным заданием впоследствии.
Занятия по художественно- конструктивной деятельности способствуют развитию таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение:
- без внимания невозможно выполнить изделие, соблюдать определенную последовательность. Ребенку необходимо сконцентрировать своё внимание на объяснении педагога.
- на занятии дети усваивают приемы и способы их выполнения , учатся применять их в разных ситуациях, находить свои пути для решения поставленных задач.
- при знакомстве с художественно-продуктивной деятельностью , для более доступного объяснения, проводятся сказочные ассоциации: отступления , сравнения., образы.
Что способствует развитию творческого воображения, фантазии (такие вопросы : «На что похоже?», «Как это еще можно использовать?», Что нужно сделать что бы это превратилось в …?). часто ребенку самостоятельно приходиться искать ответы на вопросы «Зачем?», «Почему?»… , то есть мыслить.
- в развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего , это развитие конструктивных способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками перевоплощения бумажного листа, природного или бросового материала, у некоторых воспитанников появляется в желании создать что-то своё. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется изобретенным кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, созданный путем детского поиска.
Следующее направление это развитие речи ребенка, которое заключается в планировании своей деятельности и последующем обыгрывании своих поделок (по сюжетам знакомых сказок, сочиненных диалогов). Знакомство с художественно- литературными произведениями, обогащение словаря, формирование понятий…
Развитие элементарных математических представлений, сенсорной культуры (знание геометрических форм, цвета, величины, порядкового и количественного счета, оптико-пространственных представлений
Занятия по художественно –продуктивной деятельности влияют на формирование личностных качеств ребенка:
- дисциплинированности ;
-целеустремленности;
- самостоятельности;
-активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);
-любознательности;
Занятия по ХПД способствует развитию коммуникативных способностей и нравственных понятий, решению социальных проблем:
- чувства причастности к общему делу, ответственности;
- умению договориться (выслушать других, высказаться и выразить свое мнение);
- заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать помощь, никого при этом не обидеть)
- приучает детей к сознательной деятельности;
Становиться хобби для детей:
Может стать началом пути к будущей профессии.
Поэтому особое внимание на занятиях занимает задача расширения кругозора, за счет сообщения сведений различного характера:
- прежде всего, это культурологические знания. Знакомство с традициями русского народа, явлениями общественной жизни, целенаправленной работа по знакомству с историей и культурой города,
- информация экологического характера: беседа , рассказы о реальных объектах живой природы, разнообразии их видов и среде обитания, особенностях природы родного края.
Организация педагогических условий для конструирования и художественного труда.
Занятия художественно-конструктивной деятельностью предполагают создание благоприятных педагогических условий:
- проявления интереса и положительного отношения к результатам детского творчества;
- использование разнообразных художественных материалов;
-максимально возможное использование игровых приемов. Смена видов художественно-творческой деятельности;
-поощрение и положительные эмоции по ходу занятий с детьми;
-доступность, учет возрастных особенностей детей (все поделки выполняются доступными для данного возраста способом, с учетом опыта детей);
- постепенное усложнение ( выполнение простейших действий плавно переходит к освоению более сложных специфических приемов);
- системность (занятия опираются на освоенный материал, знакомые приемы постоянно закрепляются);
- интеграция с другими методиками дошкольного образования (развитие речи, элементарными математическими представлениями, изостудией, программой «Город мой над Невой»)
- согласование тематического плана с календарными праздниками;
- учет индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка и коллектива в целом, которое заключается в незаметном наблюдении- «ведении» каждого ребенка, выявлении характерных особенностей;
- информационное сопровождение (нельзя ограничиваться только процессом выполнения работы);
- достаточный уровень знаний самого педагога (знание истории и традиций русского народа, культурного наследия Санкт- Петербурга и особенностей природы родного края, навыки работы с различными поделочными материалами );
- наличие предварительного и подготовительного этапов. Предварительный этап включает в себя знакомство с литературой, приобретение детьми опыта, где отрабатывается определенный прием. Подготовительный этап включает подготовку необходимого материала для выполнения работы, выполнение образца, пооперационной схемы);
Организация развивающей среды.
Концепция программы требует предоставления ребенку возможности максимально активно проявлять себя не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Только тогда , когда ребенок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребенка к самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает ему каналы для саморазвития. Постепенно воспитанник научается определяться в выборе цели деятельности, размышлять о своих намерениях, о путях и способах выполнения действий. Все это способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка.
Для реализации поставленных задач в дошкольном учреждении были созданы следующие условия:
Выделено специальное помещение- «Студия ручного труда», что позволило создать более благоприятные условия для творчества детей.
Оформление интеръера помещения, временных выставок по лексическим темам, творческие работы детей;
Подбор оборудования и инструментов, материалов, изготовление схем, пооперационных карт, подбор мебели для выполнения работ;
Организация пространства для выполнения индивидуальных и коллективных работ, проведения игр.
Обогащение уголков художественного творчества в группах с учетом особенностей их строения и расположения, с учетом дидактических и методических пособий, где каждый ребенок может в свободное время рисовать, лепить, выполнять аппликацию, работать с бросовым и природным материалом. Материалы для ручного труда следует систематически обновлять. Каждому виду материала должно отводиться свое место. Содержание уголка детского творчества меняется в зависимости от интересов детей, от умений и навыков, личных интересов, половых особенностей.
Основные методы и приемы, используемые в работе по конструированию и художественному труду.
В процессе занятий используются разнообразные методы и приемы. Это создание эмоциональной атмосферы, игровой ситуации, искусствоведческий рассказ, привлекающий внимание детей к изображаемому предмету или явлению. Привлечение эмоционального личного опыта детей, беседа, выразительное чтение. Метод сравнения: метод широких ассоциаций. Многовариативный показ произведений искусства, коллективное рассматривание и обсуждение. Восприятие работ художников, дизайнеров, скульпторов, архитекторов и обсуждение темы задания. Наблюдение за событиями в общественной жизни и явлениями в природе, словесное оформление результатов обследования и другие.
Занятия по конструированию и ручному труду предоставляют возможности для широкого использования различных дидактических игр, развивающих психические процессы ребенка дошкольного возраста:
* Игры на восприятие геометрических форм («На что похожа фигура?», найди похожую фигуру», «Сложи рисунок из фигуры», «Сложи орнамент»)
* Игры на восприятие цвета («Какого цвета предмет?», «Какие цвета использовал художник?», «Палитра»)
* Игры на развитие мелкой моторики и координации движений рук, развитие конструктивного праксиса ( « Плетение по зубчатому колесу», «Волшебный квадрат», «Неоновый квадрат», «Выложи узор из нитей», «Выслушай и сделай», «Построй по модели», «Конструируем из палочек», «Создай схему»,
* Игры на развитие мышления ( «Геометрические задачи с палочками», «Нарисуй ответ», «Конструкторские задачи» )
* Игры на развитие восприятия («Сосчитай» сколько раз встречается в на рисунке круг, квадрат, треугольник. «Выкладывание фигур»)
* Игры на развитие внимания («Найди отличия», «Что не так», «Сопоставь», «Найди ошибки в узоре»)
* Игры на развитие памяти ( «Кто назовет больше по памяти изображенных предметов на рисунке», «Что изменилось», «Запоминай»)
* Игры на развитие воображения («Как можно использовать этот предмет? (н-р : карандаш), «На что похоже?», «Что бы это значило?», «Волшебный цветок, дерево, животное или чего на свете не бывает», «Волшебные цилиндры», «Превращение полоски», «Придумай игрушку», «Превращение заготовки»)
Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста и то, что приоритетным видом деятельности является игра, предлагаются следующие формы занятий, которые помогут в интересной увлекательной манере вводить ребенка в мир природы, мир нашего города, его истории и культуры, быта русского народа:
занятие – праздник, занятие-путешествие, занятия «погружения», ассоциативного творчества, занятия- эксперименты, занятия-фантазии, выставка детского творчества, игра, викторина, конкурсы и.другие.
Формы привлечения детей к конструктивной деятельности:
конструирование
по образцу
по модели
по условиям
по простейшим чертежам
по замыслу
по теме
художественное техническое
методы
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
методы стимуляции и мотивации
методы контроля и самоконтроля
наглядные практические словесные
использование натуры упражнение в беседа, объяснение,
предметов, образца, технических совет, поощрение
репродукций, навыках и анализ, указания,
показ приемов работы умениях, художественная
технические средства литература.
Эвристический метод предварительной работы
Способствует
развитию
находчивости и
активности
Особую группу представляют игровые приемы, которые могут применятся
внутри различных методов.
Формы привлечения детей к
конструктивной деятельности.
совместная деятельность занятия работа с родителями
воспитателя индивидуальные собрания
и детей групповые консультации
фронтальные анкетирование
выстаки
игровые
дидактические
развивающие
творческие
конструктивные
Одним из важнейших условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Использование разнообразных форм работы и методов позволяет поддерживать у детей интерес к художественному конструированию, развивает их любознательность, навыки коммуникативного общения.
Вызывая у детей всплеск эмоций, мы побуждаем их к творческой активности, развиваем способность более чутко и глубоко понимать и воспринимать окружающий мир во всем его многообразии, приобщаем к истокам культуры Санкт- Петербурга.
В работе предусмотрено, как изменение в содержании занятий, которое происходит за счет использования игровых приемов, различных многовариативных игр, использования речевого и продуктивного творчества детей, мнемотехники, так и изменение в организации среды, когда кроме студии ручного труда, мероприятия проводятся в изостудии, музыкальном зале, групповых комнатах, на прогулке
Формы подведения итогов реализации данной программы- выставки работ детского творчества.
Основные цели и задачи работы по художественно продуктивной деятельности.
Дошкольный возраст.
Каждый ребенок в продуктивной деятельности раскрывает свой внутренний мир.
Цели:
* Развитие творческой активности детей, обогащение познавательного опыта, пробуждение эмоций, возможность выразить в художественно-продуктивной деятельности свои чувства, настроение, интерес к окружающему миру, к духовному наследию жителей Санкт- Петербурга.
* Через художественно-продуктивную деятельность воспитывать интерес к истории города и го культуре, уважению к труду архитекторов, инженеров, великих сограждан.
* Воспитывать чувство гордости за свой город, воспитывать истинного горожанина «Петербуржца».
Основные задачи педагогической работы с детьми по восприятию предметного мира:
- Расширить у детей интерес к жизни и деятельности людей нашего города и области.
Воспитывать уважение к труженикам, к результатам их деятельности.
- Уточнить представления детей об окружающем мире города, предметах их особенностях, назначении.
Научить видеть общие, типичные, индивидуальные признаки предметов и явлений окружающей действительности. Учить описывать объекты, свои впечатления, события.
- Дать представления о труде художников, дизайнеров, конструкторов, архитекторов, инженеров, городских и сельских профессиях.
- Познакомить с историей нашего города, автомобилестроения, самолетостроения, судостроения. Познакомить с неповторимой, уникальной архитектурой, наиболее известными достопримечательностями , памятниками Санкт - Петербурга, выделяя средства выразительности, конструктивные особенности, оформление. Расширять представления о видах архитектуры, ее особенностях.
- уделять внимание семейному воспитанию, через знакомство с содержанием и основными направлениями работы по конструированию и ручному труду.
Основные задачи педагогической работы с детьми по конструированию и художественному труду.
- Формировать у детей устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, рисунков, фотографий, чертежей, пооперационных карт.
- Упражнять в индивидуальном и совместном конструировании .
- Упражнять в работе с бумагой, учить создавать изображения по представлению и с натуры.
- Упражнять в различных способах вырезания симметричных форм, технике силуэтного вырезания, различной технике аппликации.
- Научить мастерить игрушки, в основе которых лежат объемные формы.
- Учить делать игрушки по принципу оригами. Подбирать материалы по цвету, фактуре, эстетически оформляя игрушки и поделки.
- Учить лоскутной технике, изготавливать декоративные панно из тканей.
- Совершенствовать изобретательность, творчество детей в процессе работы с природным, бросовым материалом.
- Учить использовать шитьё , плетение, нанизывание.
Трудовые операции, которыми овладевают дети в старшей группе.
Сгибание, работа с ножницами, склеивание и вклеивание, нанизывание, отделка объемной аппликацией, бумагопластика, лоскутная техника, филигрань, витражная техника, работа с природным, бросовым материалом, пластилинография.
Трудовые операции , которыми овладевают дети подготовительной группы:
Сгибание, склеивание и вклеивание, работа с ножницами, прокалывание, сшивание, пришивание, шитье, нанизывание, плетение, отделка объемной аппликацией, изготовление поделок способом папье-маше, витражная, лоскутная техника, филигрань.
Основные принципы построения работы студии ручного труда.
Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Адаптация социо-культурного потенциала Санкт- Петербурга.
Принцип диалога- свобода выражения своих мыслей. Мнение каждого ребенка ценно. Развитие каждого ребенка происходит по пути:
- Определение ребенком собственной позиции.
- Уважительное отношение к чужому мнению, отличительной позиции других.
- Использование игрового метода, как главного средства развития творческих способностей, фантазии ребенка, «непроизвольность обучения».
- Интегрированный подход. Характер построения работы предусматривает интеграцию с другими видами художественной деятельности (музыкальная, литературная, изобразительная, театральная деятельность и художественное движение) и другими видами занятий, проводимых в ГДОУ.
Система планирования образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Интеграция и сотрудничество с педагогами дополнительного образования.
- Оказание помощи в изготовлении атрибутов, участие в оформлении и подборе материала для комплексных занятий, тематических праздников, вечеров досуга. Посещение занятий у руководителя изостудии, музыкального руководителя, воспитателей, руководителя физкультуры.
- Совместная организация и проведение комплексных занятий с детьми по конструированию (каждый квартал).
- Проведение открытых комплексных занятий для педагогического колледжа № 7.
- Координация работы с педагогом изостудии по проведению тематических занятий .
- Проведение выставок детского творчества совместно с педагогом изостудии (ежеквартально).
- Анализ развития речи детей совместно с логопедом, согласование вопросов по развитию мелкой моторики с детьми среднего и старшего дошкольного возраста , страдающими нарушениями ЗКР на занятиях по конструированию ручному труду.
- Совместно с педагогом изостудии проведение выставок в детской и взрослой библиотеке им. Шолохова Кировского района
- Анализ результатов совместной работы педагогов за год, перпективы дальнейшей работы.
Система работы ДОУ по сотрудничеству с семьей по воспитанию у детей дошкольного возраста интереса к художественно – конструктивной деятельности.
Задачи:
- Вызвать у родителей интерес к конструированию и ручному труду, через ознакомление с содержанием , формами и методами организации работы по художественно-продуктивной деятельности.
- Приобщить родителей к совместному с детьми творчеству , через проведение открытых мероприятий ( занятий, экскурсий, конкурсов).
- Создать единый творческий заинтересованный коллектив в процессе работы по художественно-творческой деятельности.
- Расширять знания родителей о новых технологиях, поделочных материалах в сфере ручного конструирования.
Формы работы:
- Выступление на родительских собраниях.
- Беседы с родителями с целью оказания помощи в формировании у детей конструктивных умений и навыков.
- Изучение мнений , пожеланий родителей по вопросам организации работы с детьми художественно0 продуктивной деятельности.
- Поведение открытых мероприятий (выставок, экскурсий, конкурсов).
- Ознакомление родителей с темами и содержанием работы через экспресс информацию, папки – передвижки, оформление фотоматериалов с письменным пояснением о методах и формах работы с детьми.
- Изготовление поделок и сувениров для родителей и родственников детей к знаменательным праздникам.
Сценарий экскурсии «Прогулка по осеннему Петербургу»
Цель :
Формирование эстетическое восприятия окружающего мира через восприятие поделок, представленных на экспозиции, созданных детьми совместно с родителями, создать радостное , веселое настроение.
Задачи:
Закрепление знаний о способах работы с различными поделочными материалами, их разнообразии и свойствах; воспитание основ экологической культуры;
Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе , происходящих осенью; природных особенностях Санкт- Петербурга, жизни города;
Активизация навыков монологической речи детей при описании творческой работы;
Материал:
Поделки детей и родителей из природного материала, письмо от осени (художественные произведения прилагаются), ларец осени, схема устья Невы, работы детей с видами города, шишки для эстафеты, подвижная игра «Сфинкс», игрушка сфинкс,
Фотоматериал с видами осеннего Петербурга;
Содержание.
Ведущая (дети находятся пред входом в музыкальный зал) :
- Мне сегодня утром пришло письмо, автор письма не известен, но может быть мы сможем догадаться от кого оно!
Читает письмо:
- Вы сможете отрыть эту дверь, если отгадаете загадку :
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят.
И летят, летят , летят.
День все больше убывает, когда это бывает?
( ответы детей)
- смотрите , дверь открывается, и давайте пройдем в зал.
Осень приглашает нас совершить необыкновенную прогулку по осеннему городу.
(Дети входят в празднично украшенный зал под музыку )
Обходят экспонаты.
(Играет легкая спокойная музыка)
Ведущая:
- Посмотрите, как украшен наш зал-
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
(Дети встают полукругом)
Много прекрасных стихов создано об этом времени года, а вы (ведущая обращается к детям), знаете стихотворения:
1 ребенок
По дороге золоченой
Осень щедрая идет.
Убранный, листами клена
Нам ларец она несет.
2 ребенок
И ларец с ее приданым
Полон солнечных даров
Много тут бручники рдяной,
Спелых яблок и грибов.
Пальчинскайте.
Ведущая:
Ребята , а вам не подался ларец осени- ларец это не простой, а с сюрпризами, посмотрите внимательно, может быть вы его найдете!
(Ребята ищут «ларец осени» среди экспонатов и находят его)
Ай, осень, ай проказница, приготовила нам она загадки (ведущая достает из ларца загадки):
Ведущая читает загадки:
1.- Прекрасный город.
Город музеев, чудесных дворцов,
Город каналов, мостов, островов,
Город чугунных оград на Неве,-
И нет прекрасней его на земле!
Если знаешь тот город мой друг
Мне подскажи, это - …. (Санкт- Петербург)
2. Вот еще одна загадка:
Течет красавица река,
У ней гранитны берега,
И широка и глубока-
Ее зовут … Нева!
Наш Санкт- Петербург – город островов, осень успела побывать на каждом острове, а мы вами побываем лишь на некоторых из них .
На каждом острове нас ждут разные необыкновенные подарки, приготовленные осенью и вами.
Как же нам посетить острова? (дети отвечают)
Представьте, что мы с вами идем по мостикам:
1 ребенок.
Повисли над Невою
Мосты, мосты, мосты,
И с острова на остров
Шагаем я и ты.
2 ребенок
Мостик Банковский , мостик львиный,
Поцелуев мост и синий.
Это красный мост над нами
И Аничков с конями.
Осень приглашает вас посетить заячий остров. (дети подходят к заячьему острову , обозначенному Петропавловской крепостью под музыку)
1.
Раздумал видно ангел улететь
И вот застыл, пространство не осиля.
Ему на город весело глядеть
С вершины Петропавловского шпиля.
Рассматриваем поделки на «Острове».
А сейчас осень приглашает вас на следующий самый большой остров- Васильевский. Ведущий проводит детей к Васильевскому острову.
Ведущий:
Ветер с Балтики резкий, студеный.
На Ростральные дует колонны.
Но не дрогнут колоны и ростры:
Бережёт их Васильевский остров.
Ведущий :
-Какие еще достопримечательности есть на этом острове?
Расскажите нам, ребята. (дети читают стихотворения)
1 ребенок.
Коли хочешь видеть диво
Ты в Кунсткамеру иди.
Экспонатов здесь не мало,
Походи и погляди.
2 ребенок
Живет тут вечность у Невы:
Застыли человекольвы.
Посмотрите кто на Васильевском острове (показ игрушки «Сфинкс» ) , он хочет с нами поиграть, только правила чур соблюдать! Дети встают вокруг сфинкса.
Подвижная игра
Сфинкс.
Что ты, Сфинкс, лежишь, молчишь,
Так загадочно глядишь?
Лучше с нами в круг вставай
Да немножко поиграй.
Сфинкс (встает)
Вы хотите поиграть? Вас я буду догонять
А тому , кого поймаю,
Я заданье предлагаю.
(предлагает рассказать детям о поделке , сделанной своими руками)
Ведущий:
- А сейчас осень приглашает вас на Адмиралтейский остров.
Адмиралтейский
Маленький кораблик
В городе огромном
В небе над Невою
Синем и просторном.
Какие еще достопримечательности находятся здесь?
(дети читают стихи)
1 ребенок.
Маленький кораблик
Высоко плывет-
Это символ города:
Здесь рождался флот!
2 ребенок
Посмотрите, как красивы
Наши бронзовые львы
Им причесывают гривы
Гребни белые Невы.
3 ребенок
Здесь памятник царю Петру
И царскому его коню.
Фотографируют его
по двести раз на дню.
Ведущий предлагает рассмотреть поделки на «Острове».
Пора , торопит нас осень к следующему острову – Петровскому!
Клен раздает на память звезды.
Под дубом желудь ждет ребят
Идите к нам, еще не поздно
Здесь на Петровском – листопад!
(Скаченинов)
Ребята, а вы любите спорт? Кто из вас болельщик? Значит, вы наверняка знаете,
какая достопримечательность на Петровском острове ( стадион )
спортсмены всегда перед занятием спортом проводят разминку, давайте и мы проведем разминку. Покажите , какие из вас получаться спортсмены: ловкие , умелые, быстрые.
Эстафета с шишкой.
Рассматриваем поделки на «Острове».
И наконец ребята пришла осень приглашает вас на Петроградский остров.
а здесь находиться всеми любимый зоопарк.
Едем , едем в зоосад
Вот автобус ждет ребят.
По проспектам, площадям,
Через речки по мостам
Едем мы смотреть зверят
В Петербургский зоосад.
Дети рассматривают поделки на «Острове»
А сейчас я вам раздам жетоны и вы их положите возле той работы, которая больше всего вам понравилась. (дети под музыку обходят выставку и выбирают поделку, которая им больше всего понравилась).
Критерии оценки поделки:
Соответствие материала;
Оригинальность замысла;
Сложность работы.
Вот и закончилась наша прогулка. Мы молодцы очень постарались поделки
Осень вам приготовила подарки, в благодарность за то, что вы чтите ее дары. Вручаем подарки- сувениры.
1.- Прекрасный город.
Город музеев, чудесных дворцов,
Город каналов, мостов, островов,
Город чугунных оград на Неве,-
И нет прекрасней его на земле!
Если знаешь тот город мой друг
Мне подскажи, это - …. (Санкт- Петербург)
Течет красавица река,
У ней гранитны берега,
И широка и глубока-
Ее зовут … Нева!
Раздумал видно ангел улететь
И вот застыл, пространство не осиля.
Ему на город весело глядеть
С вершины Петропавловского шпиля.
Ветер с Балтики резкий, студеный.
На Ростральные дует колонны.
Но не дрогнут колоны и ростры:
Бережёт их Васильевский остров.
Подвижная игра
Сфинкс.
Что ты, Сфинкс, лежишь, молчишь,
Так загадочно глядишь?
Лучше с нами в круг вставай
Да немножко поиграй.
Сфинкс (встает)
Вы хотите поиграть? Вас я буду догонять
А тому , кого поймаю,
Я заданье предлагаю.
(предлагает рассказать детям о поделке , сделанной своими руками)
Маленький кораблик
В городе огромном
В небе над Невою
Синем и просторном.
Едем , едем в зоосад
Вот автобус ждет ребят.
По проспектам, площадям,
Через речки по мостам
Едем мы смотреть зверят
В Петербургский зоосад.
Сценарий конспекта занятия в подготовительной к школе группе
«Улетает наше лето»
Задачи:
Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из картона , сложенного вдвое ( фигуру паучка);
Развивать чувство формы и композиции (декорирование спинки паучка);
Развивать чувство цвета при подборе колорита.
Учить детей работать с новым поделочным материалом (скотч, трубочки из-под коктейля);
Формировать представления об изменении , происходящих осенью в живой природе;
Закладывать основы экологического воспитания;
Материал: скотч, трафарет паучка, трубочки из-под коктейля, нитки, стихотворение Е. Трутневой «улетает наше лето»
Плакаты «Лето», «Осень», насекомые, музыка прогулка по лесу.
Ход занятия.
Дети располагаются на ковре рассматривают плакат «Лето». Чтение стихотворения Е. Трутневой :
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах,-
Это платье золотое
У березы на плечах…
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят , летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
пролетают журавли.
Все летит ! должно быть это
Улетает наше лето!
О каком времени года говориться в стихотворении. Что происходит осенью? Выслушать ответы детей, а хотите заглянуть в парк и посмотреть как живут птицы, звери, насекомые , как готовятся к зиме.
Тогда закройте глазки и представте, что мы с вами отправились на прогулку (одели сапожки, курточки, шапочки) . по дорожке мы идем- листья под ногами шуршат. Тихо остановитесь, слышите? Кто –то к нам спешит, если вы отгадаете загадку, то сразу узнаете кто это:
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте мухи шелк. (паук)
Появляется паучок, здоровается и говорит, как холодно стало в лесу и скучно.
Давайте чтобы наш паучок не скучал мы сделаем для него друзей и подруг.
Показ образца, выполнения поделки.
- сложить лист пополам , обвести по трафарету силуэт паучка;
- вырезать силуэт;
- украсить спинку паучка самостоятельно придуманным узором;
- прикрепить соломинки при помощи скотча с обратной стороны;
- продеть нитку- паутинку и связать концы;
- показ способа передвижения паучка по «паутинке»;
Выполнение работы детьми.
Подведение итогов занятия.
Сценарий
Осенней вставки
Средняя группа
Цель:
Конспект занятия
«декоративное панно с фруктами»
Задачи:
Совершенствовать технику симметричного вырезывания симметричных предметов из бумаги сложенной вдвое (фрукты);
Развивать чувство формы и композиционные умения и навыки (готовить элементы узора в соответствии с величиной панно, размещать элементы на панно);
Создавать объемную композицию;
Подвести к понимаю того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и художественных техник, развивать чувство цвета при подборе колорита;
Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и искусстве.
Материал: декоративное панно, подготовленное на предыдущем занятии, заготовки прямоугольной формы разных цветов, коробочки для обрезков, ножницы, салфетки, клеенки, плакаты «Осень», «Фрукты», муляжи фруктов, натуральное яблоко, «сказка яблока» аудиозапись, репродукции художников;
Ход занятия.
Воспитатель проводит краткую беседу о том, как красота природы воплощается в натюрмортах. Дети рассматривают натюрморт из свежих фруктов.
Чтение стихотворения : «Натюрморт»
Предлагает им послушать, как фрукты говорят между собой («Сказка яблока»).
- сегодня мы с вами будем вырезать разные фрукты и составлять из них натюрморт на наших панно. Давайте поговорим о том, какие фрукты и как мы можем вырезать.
Показ способа вырезания (напомнить способ вырезания –симметричный, по нарисованному контуру)
Дети находят свои панно и подбирают цвет по своему желанию, обдумывают замысел и выполняют работу.
Вырезают силуэты, располагают на панно. Подсказать детям, что панно можно дополнить листочками, бабочками, колосками.
Итог. Оценка работы, любование панно.
Прекрасен наш осенний сад:
В нем слива есть и виноград,
На ветках как игрушки
и яблоки , и груши…
мы утром рано в сад пойдем
и всех соседей соберем
и солнышку помашем,
«Спасибо осень!»- скажем. У. Рашид
Список литературы:
И.Агапова, М.Давыдова 200 лучших игрушек из бумаги и картона Москва «Лада» 2006;
С.Ю. Афонькин, Е.ю. Афонькина Оригами, С- Пб «Химия, 1998;
М.А. Васильева Программа воспитания и обучения в детском саду «Воспитание дошкольника», Москва, 2004;
Н.Н. Гусарова Техника изонити для дошкольников, С.Пб «Детсво-пресс 2007;
Г.Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва, 2007;
Г.Н. Давыдова Пластилинография, Москва 2006;
Н.А. Курочкина Знакомство с натюрмортом, «Детсво-пресс», С-Пб , 2006;
Л.В. Куцакова Занятия с дошкольниками по консруированию и ручному труду , «Совершенство», Москва, 1999;
М.В. Крулехт, А.А. Крлехт «Самоделкино» образовательная программа. С-Пб «Детство – пресс», 2004;
И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду , «Карапуз-дидактика», Москва , 2007;
А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева Аппликация в деском саду «Академия развития» , Ярославль, 2004;
В.Н. Нищева Предметно-развивающая среда в детском саду, С-Пб «Детсво-пресс», 2006;
О.А. Новиковская Конспекты комплексных занятий с детьми,
«Паритет», С.Пб 2006;
И.М. Петрова Объемная аппликация, С.Пб «Детсво- Пресс», 2007;
Н.Г. Пищенкова Работа с бумагой в нетрадиционной технике Москва 2006;
С.В. Соколова Оригами для дошкольников, С-Пб «Детсво- пресс» 2003;
Н.А. Смотрова Нитяные игрушки, С-Пб «Детсво-пресс» 2005;
И.В. Тюфанова Мастерская юных художников, С.Пб «Детсво- пресс» 2004;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации детской деятельности в условиях природного уголка в соответствии с ФГТ
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлека...
Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера».
Занятие построени в виде игры-путешествия. При проведении занятия использую разные виды деятельности: проблемная ситуация при мотивации, подвижная игра, экспериментирование....
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Непосредственно через игру дети получают необходимые знания, умения и навыки, ведь игра- это не только удовольствие, но и основное сред...
Памятка для воспитателей "Организация и проведение закаливающих мероприятий с детьми, используя природные факторы с учетом индивидуальных особенностей детей"
Данный материал содержит технологию проведения закаливающих мероприятий с детьми в летний период....
презентация материалов педагогического совета « Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края».
laquo; Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края»....
Формирование у детей дошкольного возраста представлений об исторической и природной особенности родного края и города посредством краеведческого компонента развивающей предметно –пространственной среды
Память о своих корнях, уважение к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививат...