Конспект кружкового занятия "Младенец в доме" в старшей группе
методическая разработка (старшая группа) по теме
Развернутый конспект занятия кружка "Русская изба" по ознакомлению с русскими народными традициями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovoe_zanyatie_mladenets_v_dome.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковое занятие
«Младенец в доме»
Старшая группа
Цель. Расширять представление о русских народных семейных обычаях. Обогащать словарный запас (оберег, именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук, старинный, деревянный, расписной, узорчатый и др.). Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику рук. Формировать интерес к народному творчеству. Учить мастерить тряпичную узелковую куклу.
Материал и оборудование. Сундук с косынками и кушаками. Кукла. Уголёк, зёрна, монеты. Корыто с водой и полотенце. Русская рубаха. Колыбель. Кусок хлеба, узелок с солью. Лоскуты разноцветной ткани (квадраты и треугольники). Слайды с изображением последовательности изготовления узелковой куклы. Нитки, вата. Корзина. Костюм тётушки Арины.
Предварительная работа. Беседы «Я и моё имя», «Предметы русской старины». Посещение мини-музея «Русская изба», рассматривание тряпичных кукол. Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, проведение игр.
Дети входят в мини-музей «Русская изба». Их встречает тётушка Арина (взрослый в костюме).
Тётушка Арина. Здравствуйте, гости дорогие, проходите. Я вас ждала и наряды припасла. Открывайте сундучок. (Девочки достают из сундука и повязывают косынки, мальчики - кушаки.) Теперь вы нарядились добрыми молодцами да красными девицами. Покажитесь-ка, назовитесь-ка.
Дети (поочерёдно). Я красна девица Ирина. Я добрый молодец Саша...
Тётушка Арина. А я тётушка Арина. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. (Указывает на самовар.) Это что?
Дети. Самовар. В нём кипятили воду.
Тётушка Арина. Сверху пар, снизу жар - шипит русский самовар. (Показывает чугунок.) А это что?
Дети. Чугунок. В нём варили еду.
Тётушка Арина. В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили. (Показывает лапти.) А это что, детушки?
Дети. Лапти. Их надевали на ноги.
Тётушка Арина. Лапти, лапти, лапоточки, из лыка да бересты плетёные, лёгкие да просторные.
Игра подв. «Лапти»
Тётушка Арина. А теперь садитесь рядком, да поговорим ладком! Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
(Звучит аудиозапись плача ребёнка.)
Кто тут плачет, слёзы льёт? (Достаёт из колыбели куклу.) Да это малец-удалец. Сегодня родился да вдруг рассердился. Возьмём его на руки, он и успокоится.
Ребёнок качает куклу. Плач стихает.
Тётушка Арина. С давних времён так повелось: когда ребёнок рождается, его именем нарекают. Давайте придумаем этому младенцу имя, да не модное заграничное, а старинное русское. Какие вы знаете старинные имена?
Дети называют имена. Выбирают для ребёнка имя Егорушка.
Тётушка Арина. Человек растёт, и имя его растёт. Пока он кроха, его все будут называть ласково Егорушкой. Подрастёт малыш, станут Егором звать. А как повзрослеет, будут Егором Ивановичем величать. А вас как будут называть, когда вы станете взрослыми? (Ответы детей.)
Молодцы! Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои имена. А вы знаете, что означает имя Егор? Нет? Егор - хозяин земли. Когда родители называли ребёнка этим именем, они мечтали о том, что, когда Егорушка вырастет, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым.
Посмотрите, здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы. (Показывает уголёк, зёрна, монеты и раздаёт их детям.) Как вы думаете, зачем они младенцу? (Предположения детей.)
Во времена ваших прапрабабушек и прапрадедушек уголёк, зёрна и монетки опускали в корыто с водой, где ребёнка в первый раз купали.
Когда клали уголёк, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу». Маша, положи уголёк в корыто и повтори эти слова. (Ребёнок выполняет задание.)
А когда клали зёрна, говорили: «Будь всегда сыт». Саша, опусти зёрна в воду и повтори эти слова. (Ребёнок выполняет задание.)
Кто из вас догадается, для чего клали монетки и какие слова при этом говорили? (Предположения детей.) Правильно. Положи, Вова, монетки в воду со словами «Будь всегда богат». (Ребёнок выполняет задание.)
Теперь нашего Егорушку можно купать.
(Вместе с ребёнком купает куклу.)
Тили -тили -тили -тили,
А мы по воду ходили.
Воды для Егорки
Полное ведёрко.
Мыли-мыли-мыли-мыли,
Бело-набело отмыли.
Лишь головка одна,
Как была, черным-черна!
Ира, помоги мне вытереть Егорушку. Подай полотенце. (Вместе с ребёнком вытирает куклу.)
Мы искупали, вытерли Егорушку, а что же дальше?
Дети. Его надо запеленать, одеть.
Тётушка Арина. Заворачивали ребёнка в отцову рубаху, чтобы был он похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как и он.
Тётушка Арина. Давайте завернём Егорушку. Помоги мне, Света. (Вместе с девочкой заворачивает куклу.)
Тётушка Арина. Расти малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают. Пора нашего Егорушку спать уложить. А где спал младенец?
Дети. В колыбели, люльке.
Тётушка Арина. Что это лежит в колыбели?
Вынимает из колыбели кусок хлеба и узелок с солью.
Дети. Это хлеб и соль.
Тётушка Арина. На Руси не только долгожданных гостей, но и новорождённых встречали хлебом-солью. Укладывая в люльку ломоть хлеба и узелок с солью, приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
Дети кладут в колыбель хлеб и соль.
Тётушка Арина. Чтобы Егорушка заснул быстро и спал сладко, споём ему колыбельную.
Дети (вместе).
Баю-баюшки-баю,
Я тебе покой дарю.
Ветер за окном свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звёздочка горит.
- Спи, сыночек, - говорит. -
Баю-баю-баю-бай,
Спи, Егорка, засыпай!
Тётушка Арина. Вот и уснул Егорушка. У него сегодня именины. Пока в свой первый день ребёнок спал, родные и близкие готовили ему подарки. Как вы думаете, что дарили младенцу? (Предположения детей.)
Старались родня и соседи. Кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и мы сделаем подарки для Егорушки - куклы-обереги. Мы с вами уже начали их делать, но не успели. Где-то, куда-то я их прибрала. Ах, вот корзина под лавкой.
(Дети достают из-под лавки корзину с лоскутами.)
Уж вы постарайтесь, сделайте кукол, чтобы охраняли эти обереги Егорушку от всякого зла и напастей.
Перед тем как начать мастерить, подготовим свои пальцы к работе.
Проводится пальчиковая гимнастика. Дети выполняют движения по показу.
Большой палец встал один
Указательный - за ним,
Средний будит безымянный,
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «УРА!»,
На работу им пора.
Тётушка Арина.
В старину так говорили: «Работа ладится, если песня сладится». Подпевайте мне.
Дети вместе с тётушкой Ариной поют русскую народную песню «во поле берёза стояла» и приступают к работе. Тётушка Арина при необходимости помогает, хвалит за сноровку и аккуратность.
Тётушка Арина. Вот вы и сделали для Егорушки куклы-обереги. Впрочем, оставьте их себе, а ему мы подарим оберег, который смастерила я. Пусть она хранит его и защищает.
Кладёт куклу в колыбель.
Тётушка Арина. Вот и славно! А на прощание пожелайте нашему Егорушке что-нибудь хорошее, доброе.
Дети (поочерёдно). Никогда не болей, будь здоров.
Расти сильным, крепким да удалым.
Слушай отца-батюшку да родную матушку.
Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди.
Живи-поживай да добра наживай.
Тётушка Арина. Понравилось вам заниматься в русской избе? Чему вы научились? Что нового узнали? (Ответы детей.)
Спасибо за работу вашу и за старание. До скорого свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ...
Планирование кружковой работы по "Оригами" старшая группа.
Планирование кружковой работы с детьми старшей группы.Пояснительная записка.Планирование на год по четыре занятия в месяц....
Конспект занятия по кружковой работе для детей старшей группы "Путешествие на остров "Театр"
Конспект занятия по кружковой работедля детей старшей группыТема: « Путешествие на остров «Театр»...
Планирование кружковой работы по ОБЖ (старшая группа)
Я работаю в детском саду ,сейчас у меня старшая группа, веду в своей группе кружок" ОБЖ для детей дошкольного возраста",я составила план работы опираясь на литературу Н.Н Авдеева "Безопасность",сделал...
"Клуб пешеходных наук" - тематическое планирование кружковой деятельности для детей старшей группы.
"Клуб пешеходных наук" - практическое пособие для воспитателей по организации кружковой деятельности по ознакомлению детей старшей группы с ПДД.В приложении приведены конспекты образовательной деятель...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по кружковой работе «Тили-тили тесто» на тему «Грибная поляна».
Программное содержание:1. Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена.2. Развивать движения пальцев рук.3....
Конспект занятия «Опасные предметы дома» (старшая группа)
Конспект занятия«Опасные предметы дома»(старшая группа)...