Конспект организованной образовательной деятельности экологическая экскурсия с элементами экспериментирования с детьми и родителями на Суздальские озера (средний возраст) "Дом, в котором я живу".
статья (средняя группа) по теме
Знакомство детей с историей и природой родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dom_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по знакомству с родным краем: «Дом в котором я живу». Экологическая экскурсия с элементами экспериментирования (средний возраст)
Составила: Александрова Марина Викторовна, воспитатель, высшая категория.
Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникации», «Социализация».
Цель: Знакомство детей с историей и природой родного края.
Задачи:
- Образовательные:
-Закрепить представления об осенних изменениях в природе
-Развить умение устанавливать простейшие причинно-следственные и временные связи
- Речевые:
-Активизировать словарь детей; тяжелый-легкий, глубокий-мелкий, длинный-короткий, толстый-тонкий
-Закрепить умение пользоваться предлогами и наречиями; на, в, за, слева, справа, рядом, около
- Воспитательные:
-Воспитывать в детях бережное, уважительное отношение к природе, к месту, где мы живем
-Воспитывать познавательный интерес, развивать наблюдательность и желание общаться с природой, развивать интерес ко всему живому, окружающему нас
Материалы к экскурсии:
- Изображение рыб, растений
- Карта-схема водоема, план лесной полянки
- Экологические схемы поведения на природе
- Лесовичок – кукла
- Сюрпризы
Ход занятия:
У детского сада:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по нашему району. Мы пойдем на второго Суздальское озеро. Чтобы туда попасть, мы должны пройти по улицам нашего района и перейти через дорогу.
Воспитатель загадывает загадки:
Если свет зажегся красный-
Значит двигаться опасно.
Желтый свет – предупрежденье:
«Жди сигнала для движенья»
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт»
С.Михалков
О чем эта загадка?
Дети: О светофоре, о том, что переходить улицу надо на зеленый сигнал светафора.
Воспитатель следующая загадка:
«Полосатая лошадка,
Её зеброю зовут,
Но не та, что в зоопарке,-
По ней люди все идут.
Что это за лошадка?
Дети: пешеходный переход.
Воспитатель: Итак, переходить дорогу надо…
Дети: На зеленый сигнал светофора по пешеходному переходу.
Воспитатель: А сейчас родители берут своих детей за руки и мы направляемся к Выборгскому шоссе. Идём быстро, не растягиваясь, первая и последняя пара получает красный флажок для перехода дороги. (Обозначение начала и конца процессии)
Первая остановка: Брусничная гора
Воспитатель: Ребята, мы стоим с вами на Брусничной горке. Почему она так называется?
Дети: Росла раньше брусника (показывают картинки), стоял сосновый лес (показывают картинки)
Игра «Если бы…» Если бы тут росли грибы, черника, малина, земляника….как бы называлась горка?
Воспитатель: Место куда мы с вами пришли называется «Озерки». Почему так называется?
Дети: Есть озеро.
Воспитатель: И не одно, а целых три. Первое слева от вас, второе справа от вас и третье, которое спряталось за вторым. Купцы из города Суздаля приезжали в наш город торговать и подолгу жили на берегах этих озер. С тех пор эти озера называются Суздальскими.
Воспитатель: Давайте посмотрим на озеро. Какое оно по форме, по размеру? На что похоже?
Дети: Озеро большое, овальное, похожее на зеркало (в нем отражается небо, деревья)
Воспитатель: Мы стоим на горе, а озеро (под горой). Мы наверху, а озеро (внизу) ручей мелкий, а озеро (глубокое), кусты низкие, а сосны (высокие).
Воспитатель: Дети, возьмите по стаканчику (заранее приготовлены пластиковые стаканы) и вместе с родителями поищите и положите туда 2 камешка и 2 палочки, как только задание выполнено, все спускаются вниз, к озеру.
Опыт 1
Бросаем камешек – утонул. Почему? Тяжелый. Бросаем палочку – поплыла. Почему?
Дети: Дерево легкий материал, не тонет.
Далее рассуждаем с детьми утонет или нет и почему: металлическая палочка, пластмасовая игрушка, листок бумаги, резиновый мяч.
Опыт 2
Делаем куличики с помощью стаканчика. Получился. Почему?
Дети: Песок мокрый, лепится хорошо, сухой-рассыпается.
Рассматриваем дно озера. Дети рассказывают, что они видят на дне. Почему видно?
Дети: вода прозрачная, чистая.
Воспитатель: Что надо, делать, чтобы озеро оставалось чистым?
Дети: Не сорить, не жечь костер, не ломать деревья и кусты, не рвать растения в прибрежной зоне.
Девиз: «Мы – друзья озера».
Воспитатель: Дети, а можно сказать об озере, что это чей-то дом?
Дети: Да! В озере живут рыбы (По картинкам узнают и называют рыб – карась, щука, сом).
Дети: По озеру плавают уточки.
Воспитатель: Красивая уточка с зеленой головкой – это селезень, а серенькая уточка – это мама.
Наблюдайте, как они плавают, ловят рыбку. Перышки водоплавающих птиц смазаны жиром, поэтому оперенье не промокает, уточкам не холодно и очень комфортно в воде.
Давайте накормим их.
Дети достают заранее припасенную булку и кормят уточек.
Воспитатель: А еще озеро населено водными растениями. Они приспособлены к жизни в воде. У них мощный стебель, он длинный, а корни растения находятся на самом дне озера.
Показываем детям лилию, кубышку, камыш, осоку, рассматриваем стебель, листья, цветы, сравниваем.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что растет на берегу наших озер.
Дети: Деревья высокие, мощные, у них толстый ствол, покрытый корой, а крона – на самом верху.
Воспитатель: Эти деревья лиственные или хвойные?
Дети: Хвойные, вместо листьев у них иголки.
Воспитатель:
Что же это за девица;
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет.
А в иголках круглый год.
Дети: Сосна, ель.
Сравниваем сосну и ель (по картинкам), выясняем, что это сосна (иголки длинные, крона наверху)
Рассматриваем корни деревьев. На что они похожи? Почему видны?
Дети: Похожи на больших осьминогов, а они как будто цепляются за берег.
Воспитатель: Корни видны, потому что песок оседает выдувается ветрами, здесь часто отдыхают люди, сидя на песке. Всё это вредит соснам, корни плохо питаются, деревья начинают болеть.
В доисторические времена здесь было море, потом оно отступило на 2,5 километров в сторону Финского залива, а эти холмы раньше были берегом Финского залива. Климат здесь долгое время сохраняется целебный, благодаря дюнам, соснам, озерам.
Еще в начале века эти места назывались «Северной Швейцарией». Мы с вами ребята и уважаемые взрослые должны очень постараться, чтобы сохранить эти заповедные места. Как это сделать, можно обсудить с детьми и привлечь родителей.
Воспитатель показывает схемы поведения на природе – дети поясняют их и вместе со взрослыми составляют правила поведения в зеленой зоне.
Проход в парковую зону.
Появляется Лесовичок.
- Это кто, ко мне в гости пришел?
Дети: Мы ребята из детского сада. Пришли к тебе в гости на природу полюбоваться, с листочками поиграть.
Лесовичок: А вы знаете названия деревьев? Давайте поиграем в игру «Раз, два, три к дереву беги!»
Я буду называть дерево, а вы постарайтесь найти его на моей полянке и быстро добежать до него.
Проводится игра «Раз, два, три – к березе, липе, клену, дубу беги!»
Лесовичок: Ребята, а вы знаете почему деревья осенью меняют свой наряд?
Дети рассуждают: Осенью становится холоднее, день уменьшается, деревья готовятся к зиме.
Лесовичок: Да, правильно.
Но я вам открою секрет этой красоты.
Осенью всегда бывает период, когда день еще длинный, а тепла становится меньше. Дереву хватало бы света для дальнейшего развития, но всё затормаживается из-за низких температур. Тогда в деревьях появляются пигменты (красящие вещества), способствующие улавливанию тепла, - красные, оранжевые, желтые. Это позволяет продлить их жизнь еще на несколько недель, а нам насладиться порой, которая называется «Золотая осень».
Лесовичок предлагает поиграть в игры с листочками (на выбор).
- Игра «Мы осенние листочки»
(в конце листья подбрасывают вверх).
Дети бегают по кругу
Мы листочки, мы листочки
Мы на веточках сидим
Дунет ветер полетим
Приседают.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели
Встают, покачивают руками над головой. Подбрасывают листочки.
Ветер снова набежал
И листочки все подмел
Раз, два, три лети!
- Игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»
Дети заводят хоровод.
Дети идут по кругу.
Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Поднимают руки вверх и качают ими.
Ветер дует, задувает
С веток листики сдувает.
Дети разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают.
Ну, а мы гулять пойдем
И листочки соберем.
Ребята опять собираются в кружок.
Воспитатель: «Березовый листок, лети в мой кузовок»
Ребята, в руках которых листочки березы, подбегают и кладут их в корзинку. Потом по очереди вызываются дети с дубовыми, кленовыми, рябиновыми листочками.
Лесовичок: Ребята, вы молодцы!
Я вижу, вы любите природу и много знаете и умеете. Таким любознательным детям я приготовил сюрприз, его вы найдете вот по этому плану (предлагаем схему поиска сюрприза). Дети ищут сюрприз, находят и благодарят лесовичка.
Родители приглашают всех на пикник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в области «Художественно-эстетического развития» с детьми среднего возраста на тему: «Дымковская лошадка».
конспект пригодится тем, кто интересуется народными промыслами...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по конструированию с элементами экспериментирования в средней группе «Плыви, плыви кораблик».
Тема: «Плыви, плыви кораблик».Вид деятельности: Интегрированная: познавательная деятельность, речевая деятельность, социально-коммуникативная деятельность, физическая деятельность.Фор...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» для детей среднего возраста.
Закрепление знаний у детей по формированию здорового образа жизни....
Конспект организованной образовательной деятельности (развитие речи с элементами театрализации) с детьми 3-4 лет «В гостях у сказки»
Целью организованной образовательной деятельности явяляется способствование развитию личности ребенка, привития интереса к театральной деятельности; совершенствование артистических навыков ...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (экспериментирование) с детьми второй младшей группы «Песочная страна»
Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка....
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (экспериментирование) с детьми первой младшей группы «Поиграем с ветерком»
Необходимо создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную деятельность. Развивать способность у...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами конструирования с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) "Строительные профессии"
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами конструирования с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) "Строительные профессии"...