Конспект организованной образовательной деятельности экологическая экскурсия с элементами экспериментирования с детьми и родителями на Суздальские озера (средний возраст) "Дом, в котором я живу".
статья (средняя группа) по теме

Александрова Марина Викторовна

Знакомство детей с историей и природой родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dom_v_kotorom_ya_zhivu.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по знакомству с родным краем: «Дом в котором я живу». Экологическая экскурсия с элементами экспериментирования (средний возраст)

Составила: Александрова Марина Викторовна, воспитатель, высшая категория.

Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникации», «Социализация».

Цель: Знакомство детей с историей и природой родного края.

Задачи:

  1. Образовательные:

 -Закрепить представления об осенних изменениях в природе

 -Развить умение устанавливать простейшие причинно-следственные и временные связи

  1. Речевые:

-Активизировать словарь детей; тяжелый-легкий, глубокий-мелкий, длинный-короткий, толстый-тонкий

-Закрепить умение пользоваться предлогами и наречиями; на, в, за, слева, справа, рядом, около

  1.  Воспитательные:

     -Воспитывать в детях бережное, уважительное отношение к природе, к месту, где мы живем

     -Воспитывать познавательный интерес, развивать наблюдательность и желание общаться с природой, развивать интерес ко всему живому, окружающему нас

Материалы к экскурсии:

  1. Изображение рыб, растений
  2. Карта-схема водоема, план лесной полянки
  3. Экологические схемы поведения на природе
  4. Лесовичок – кукла
  5. Сюрпризы

Ход занятия:

У детского сада:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по нашему району. Мы пойдем на второго Суздальское озеро. Чтобы туда попасть, мы должны пройти по улицам нашего района и перейти через дорогу.

Воспитатель загадывает загадки:

Если свет зажегся красный-

Значит двигаться опасно.

Желтый свет – предупрежденье:

«Жди сигнала для движенья»

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт»

С.Михалков

О чем эта загадка?

Дети: О светофоре, о том, что переходить улицу надо на зеленый сигнал светафора.

Воспитатель следующая загадка:

«Полосатая лошадка,

Её зеброю зовут,

Но не та, что в зоопарке,-

По ней люди все идут.

Что это за лошадка?

Дети: пешеходный переход.

Воспитатель: Итак, переходить дорогу надо…

Дети: На зеленый сигнал светофора по пешеходному переходу.

Воспитатель: А сейчас родители берут своих детей за руки и мы направляемся к Выборгскому шоссе. Идём быстро, не растягиваясь, первая и последняя пара получает красный флажок для перехода дороги. (Обозначение начала и конца процессии)

Первая остановка: Брусничная гора

Воспитатель: Ребята, мы стоим с вами на Брусничной горке. Почему она так называется?

Дети: Росла раньше брусника (показывают картинки), стоял сосновый лес (показывают картинки)

Игра «Если бы…» Если бы тут росли грибы, черника, малина, земляника….как бы называлась горка?

Воспитатель: Место куда мы с вами пришли называется «Озерки». Почему так называется?

Дети: Есть озеро.

Воспитатель: И не одно, а целых три. Первое слева от вас, второе справа от вас и третье, которое спряталось за вторым. Купцы из города Суздаля приезжали в наш город торговать и подолгу жили на берегах этих озер. С тех пор эти озера называются Суздальскими.

Воспитатель: Давайте посмотрим на озеро. Какое оно по форме, по размеру? На что похоже?

Дети: Озеро большое, овальное, похожее на зеркало (в нем отражается небо, деревья)

Воспитатель: Мы стоим на горе, а озеро (под горой). Мы наверху, а озеро (внизу) ручей мелкий, а озеро (глубокое), кусты низкие, а сосны (высокие).

Воспитатель: Дети, возьмите по стаканчику (заранее приготовлены пластиковые стаканы) и вместе с родителями поищите и положите туда 2 камешка и 2 палочки, как только задание выполнено, все спускаются вниз, к озеру.

Опыт 1

Бросаем камешек – утонул. Почему? Тяжелый. Бросаем палочку – поплыла. Почему?

Дети: Дерево легкий материал, не тонет.

Далее рассуждаем с детьми утонет или нет и почему: металлическая палочка, пластмасовая игрушка, листок бумаги, резиновый мяч.

Опыт 2

Делаем куличики с помощью стаканчика. Получился. Почему?

Дети: Песок мокрый, лепится хорошо, сухой-рассыпается.

Опыт 3

Рассматриваем дно озера. Дети рассказывают, что они видят на дне. Почему видно?

Дети: вода прозрачная, чистая.

Воспитатель: Что надо, делать, чтобы озеро оставалось чистым?

Дети: Не сорить, не жечь костер, не ломать деревья и кусты, не рвать растения в прибрежной зоне.

Девиз: «Мы – друзья озера».

Воспитатель: Дети, а можно сказать об озере, что это чей-то дом?

Дети: Да! В озере живут рыбы (По картинкам узнают и называют рыб – карась, щука, сом).

Дети: По озеру плавают уточки.

Воспитатель: Красивая уточка с зеленой головкой – это селезень, а серенькая уточка – это мама.

Наблюдайте, как они плавают, ловят рыбку. Перышки водоплавающих птиц смазаны жиром, поэтому оперенье не промокает, уточкам не холодно и очень комфортно в воде.

Давайте накормим их.

Дети достают заранее припасенную булку и кормят уточек.

Воспитатель: А еще озеро населено водными растениями. Они приспособлены к жизни в воде. У них мощный стебель, он длинный, а корни растения находятся на самом дне озера.

Показываем детям лилию, кубышку, камыш, осоку, рассматриваем стебель, листья, цветы, сравниваем.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что растет на берегу наших озер.

Дети: Деревья высокие, мощные, у них толстый ствол, покрытый корой, а крона – на самом верху.

Воспитатель: Эти деревья лиственные или хвойные?

Дети: Хвойные, вместо листьев у них иголки.

Воспитатель:

Что же это за девица;

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет.

А в иголках круглый год.

Дети: Сосна, ель.

Сравниваем сосну и ель (по картинкам), выясняем, что это сосна (иголки длинные, крона наверху)

Рассматриваем корни деревьев. На что они похожи? Почему видны?

Дети: Похожи на больших осьминогов, а они как будто цепляются за берег.

Воспитатель: Корни видны, потому что песок оседает выдувается ветрами, здесь часто отдыхают люди, сидя на песке. Всё это вредит соснам, корни плохо питаются, деревья начинают болеть.

В доисторические времена здесь было море, потом оно отступило на 2,5 километров в сторону Финского залива, а эти холмы раньше были берегом Финского залива. Климат здесь долгое время сохраняется целебный, благодаря дюнам, соснам, озерам.

Еще в начале века эти места назывались «Северной Швейцарией». Мы с вами ребята и уважаемые взрослые должны очень постараться, чтобы сохранить эти заповедные места. Как это сделать, можно обсудить с детьми и привлечь родителей.

Воспитатель показывает схемы поведения на природе – дети поясняют их и вместе со взрослыми составляют правила поведения в зеленой зоне.

Проход в парковую зону.

Появляется Лесовичок.

- Это кто, ко мне в гости пришел?

Дети: Мы ребята из детского сада. Пришли к тебе в гости на природу полюбоваться, с листочками поиграть.

Лесовичок: А вы знаете названия деревьев? Давайте поиграем в игру «Раз, два, три к дереву беги!»

Я буду называть дерево, а вы постарайтесь найти его на моей полянке и быстро добежать до него.

Проводится игра «Раз, два, три – к березе, липе, клену, дубу беги!»

Лесовичок: Ребята, а вы знаете почему деревья осенью меняют свой наряд?

Дети рассуждают: Осенью становится холоднее, день уменьшается, деревья готовятся к зиме.

Лесовичок: Да, правильно.

Но я вам открою секрет этой красоты.

Осенью всегда бывает период, когда день еще длинный, а тепла становится меньше. Дереву хватало бы света для дальнейшего развития, но всё затормаживается из-за низких температур. Тогда в деревьях появляются пигменты (красящие вещества), способствующие улавливанию тепла, - красные, оранжевые, желтые. Это позволяет продлить их жизнь еще на несколько недель, а нам насладиться порой, которая называется «Золотая осень».

Лесовичок предлагает поиграть в игры с листочками (на выбор).

  1. Игра «Мы осенние листочки»

(в конце листья подбрасывают вверх).

Дети бегают по кругу

Мы листочки, мы листочки

Мы на веточках сидим

Дунет ветер полетим

Приседают.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Встают, покачивают руками над головой. Подбрасывают листочки.

Ветер снова набежал

И листочки все подмел

Раз, два, три лети!

  1. Игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»

Дети заводят хоровод.

Дети идут по кругу.

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Поднимают руки вверх и качают ими.

Ветер дует, задувает

С веток листики сдувает.

Дети разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают.

Ну, а мы гулять пойдем

И листочки соберем.

Ребята опять собираются в кружок.

Воспитатель: «Березовый листок, лети в мой кузовок»

Ребята, в руках которых листочки березы, подбегают и кладут их в корзинку. Потом по очереди вызываются дети с дубовыми, кленовыми, рябиновыми листочками.

Лесовичок: Ребята, вы молодцы!

Я вижу, вы любите природу и много знаете и умеете. Таким любознательным детям я приготовил сюрприз, его вы найдете вот по этому плану (предлагаем схему поиска сюрприза). Дети ищут сюрприз, находят и благодарят лесовичка.

Родители приглашают всех на пикник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по конструированию с элементами экспериментирования в средней группе «Плыви, плыви кораблик».

Тема: «Плыви, плыви кораблик».Вид деятельности: Интегрированная: познавательная деятельность, речевая деятельность, социально-коммуникативная деятельность, физическая деятельность.Фор...

Конспект организованной образовательной деятельности (развитие речи с элементами театрализации) с детьми 3-4 лет «В гостях у сказки»

Целью организованной образовательной деятельности явяляется  способствование развитию личности ребенка, привития интереса к театральной деятельности; совершенствование артистических навыков ...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (экспериментирование) с детьми первой младшей группы «Поиграем с ветерком»

Необходимо создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную деятельность. Развивать способность у...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами конструирования с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) "Строительные профессии"

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами конструирования с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) "Строительные профессии"...