ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОЗНАНИЮ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДВ
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Ознакомление с народно-прикладным искусством народов Приамурья – один из факторов патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска “Центр развития ребенка – Детский сад № 106”
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОЗНАНИЮ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДВ
Таракановская Ю.А.
Хабаровск
Ознакомление с народно-прикладным искусством народов Приамурья – один из факторов патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Народное творчество занимает значительное место в воспитательной работе с детьми. Через него в доступной форме и на близком по содержанию материале дети усваивают свой язык, его особенности, нравы своего народа.
С раннего возраста ребенок воспитывается в той среде, в которой он находиться. Кругозор ребенка рано обогащается представлениями о жизни, творчестве многих народов. В детских садах воспитываются дети разных национальностей, дети учатся дружить, понимать, что все люди равны.
Особое место в календарно-тематическом планировании уделяю знакомству детей с народно-прикладным искусством народов Приамурья, т.к. дети должны знакомиться историей родного края, природой. В доступной форме я знакомлю детей с историей родного края. Но невозможно представить знакомство с историей родного края без знакомства с декоративно-прикладным искусством народов Приамурья.
Декоративно-прикладное искусство – это традиции древних художников, это целая история малых народов. Именно в своём искусстве народ показывал свою жизнь. Знакомство с искусством идет вместе с ознакомлением детей с природой родного края. Ведь народно-прикладное искусство аборигенов строилось на знаниях природы и переносилось в узоры. В их завитках угадываются стилизованные изображения птиц и зверей, рыб, змей, драконов.
Много было выпущено книг для детей, иллюстрированных Геннадием Павлишиным. Он отобразил в своих рисунках жизни народов Приамурья. Сказки, оформленные Г. Павлишиным, дают большую возможность знакомить детей с искусством малых народов. Это «Амурские сказки», «Мерген и его друзья», «Ворон, карась, медведь и лиса», «Два солнца» и др. Большую помощь в работе окажет книга «Краски земли Дерсу» (фото рассказ об искусстве малых нардов Приамурья).
Дети должны знать историю, а история нашего края тесно связана с жизнью коренных жителей: нанайцев, ульчей, эвенков, нивхов и т.д. Древние истоки декоративно-прикладного искусства малых народов Приамурья прослеживаются в орнаментах. Орнаменты – это история. Они могут рассказать о занятиях людей, о том, чем занимались люди в прошлом, поведать о духовном мире людей.
С давних времен в Хабаровском крае жили охотники, рыбаки, оленеводы. Они не имели письменности, но из поколения в поколение передавали устные сюжеты сказок, легенд.
Веками создавался традиционный орнамент, удачно найденные узоры бережно хранились, совершенствовались и дополнялись поколениями. В орнаментах запечатлены картинки живой природы: волны, облака, растения.
Знакомство детей с народами Приамурья и его искусством можно начать с рассказа о жизни народов: в доступной форме рассказать, как все зависело от природы. Съездить на экскурсию в музей им. Гродекова, показать. как жили люди раньше. После экскурсии детям можно рассказать, как живут малые народности сейчас.
В работе с детьми большое значение имеет последовательная работа. Поэтому необходимо составить:
- план работы с детьми по ознакомлению с народно-прикладным искусством малых народов Приамурья;
- план работы по приобщению детей дошкольного возраста к познанию культуры народов Дальнего Востока.
В группе можно создать мини-уголок предметов народно-прикладного искусства народов Приамурья. Можно обратиться за помощью к родителям.
Важно знакомить детей со сказками. По ним можно ставить небольшие театральные представления.
Знакомство с искусством народов Дальнего Востока поможет детям лучше узнать свой край, научит наблюдательности в природе.
.
ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОЗНАНИЮ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДВ
I РАЗДЕЛ: Подготовка к работе. Подбор материала.
Литература писателей Дальнего востока в помощь воспитателю:
- «По Дальневосточным морям» В. Басевич
- «Города Хабаровского края» Н. Кирюхин
- «Улицы Хабаровска рассказывают» Н.П. Рябов
- «Твой родной край» А.Е. Тихонова.
- «Путешествие по музею» Сост. В.П. Сысоев
- «Подвиг на Амуре» П.И. Дороднев
- «Край свершений и мужества» А.К. Черный
- «Лесные узоры» В.И. Клиппель
- «Приамурские узоры» К.П. Белобородова
- «Краски земли Дерсу»
- «Художники Приамурья»
Детская художественная литература
- «Амурские сказки» Илл. Г. Павлишина. Авт. Д. Нагишкин
- «Мерген и его друзья» Авт. Сем Ю.А. и Сем. Ю.И. Илл. Г. Павлишин
- «Приключения пингвинёнка Сю – Си» Г. Ходжер
- «Сказки бабушки Лайги» Автор А. Вальдю
- «Как нани счастье нашли»
- «Серебряная нить», «Как шаман солнце украл» И.А. Баранов
- «Хозяин ветров». Обр. М. Булатова
- «Два солнца». Рисунки А. Павлишина
- Книги про Камчатку: «Северное сияние», «Моя Камчатка», «Повелитель ветров».
- «Солнышко, здравствуй». Ракша И. Е.
- «Сказки северного сияния» Булатов М.
- «Веселое новоселье». П. Комаров
- «Ворон, карась, медведь и лиса». Рис. Г. Павлишина. Авт. Л.И. Сем, Ю.А. Сем.
- «Скрипучая старушка». Рис. Г. Павлишина.
- «Эскимосские этюды». Ю. Анко.
- «Два солнца». Рис. Г. Павлишина.
II РАЗДЕЛ: Работа с детьми.
- Рассказ воспитателя о родном крае – Дальнем Востоке. Программные задачи: рассказать детям; о том, что на Дальнем Востоке живут люди разных национальностей: нанайцы, ульчи, орочи, эвенки. Кратко дать сведения о малых народностях. Материал: иллюстрации о жизни малых народов в прошлом и сейчас. Иллюстрации о ремёслах.
- Оформить уголок «Искусство малых народностей».
- Просмотр мультфильма «Айога». После просмотра провести небольшую беседу по содержанию. В книжный уголок внести книги дальневосточных авторов. Рассмотреть иллюстрации, какие узоры использовали художники в оформлении книг.
- Зачитать отрывок из книги «Приамурские узоры». Поговорить о том, как жили народности раньше, рассмотреть иллюстрации к книге «Краски земли Дерсу».
- Формировать мини-уголок «Малые народности». Рассматривание узоров на изделиях, сравнить их.
- Организовать экскурсию в музей им. Гродекова (работа с родителями). Программные задачи: продолжать знакомить детей с жизнью малых народностей. Вызвать интерес к жизни малых народов в пошлом. Познакомить с ремеслами малых народностей
- Рисование по мотивам сказок народов Приамурья.
- Внести в уголок книгу «Амурские сказки». Рассматривание иллюстраций.
- Рассказ воспитателя о художнике-иллюстраторе Г. Павлишине. Программные задачи: продолжать знакомить детей с жизнью малых народностей через творчество художника. Развивать у детей художественный вкус. Материал: Портрет Г. Павлишина, книга «Амурские сказки».
- В свободное время рассматривать иллюстрации с изображениями изделий малых народностей: ковры, обувь, одежда и др. Обратить внимание детей на то, что у всех народностей свой узор. Люди старались изобразить в работе свои занятия: ловлю рыбы, охоту.
- Через сказки показать любовь народов к природе, бережное отношение к ней.
- Чтение сказок «Скрипучая старушка», «Маленькая Эльга». Беседа по содержанию.
- Лепка по сказке «Маленькая Эльга».
- Внести книги о Камчатке, Чукотке «Повелитель ветров», «Приключение пингвинёнка Сю-Си». Познакомить детей с коренными жителями Чукотки – оленеводами, охотниками.
- Познакомить детей с искусством малых народностей через рассматривание иллюстраций, видео презентаций, фильмов. Рассказать. Сто среди малых народов много поэтов, художников и др.
- Рисование декоративное «Украсим халат для куклы».
- Аппликация на тему «Украсим тапочки для девочки, живущей на Севере» - учить детей использовать в оформлении корякские мотивы.
- Чтение и рассматривание иллюстраций в книге «Солнышко, здравствуй».
- Оборудовать дидактическую игру «Оденем куклу». Материал: Набор нанайской, ульчской одежды, одежды народов Севера. Цель: закреплять знания детей об одежде малых народностей, знать различия в орнаментах.
- Чтение ненецкой сказки «Хозяин ветров». После чтения побеседовать по содержанию.
- Рассматривание картины «На севере» или «Дети Севера». Программные задачи: Продолжать знакомить детей с жизнью народов Севера, о способах передвижения на Севере.
- Итоговая беседа «Как жили народы Дальнего Востока раньше».
III РАЗДЕЛ: Работа с родителями.
- Подготовка информации, консультаций по теме «Устное народное творчество Народов Дальнего Востока – средство воспитания любви к родному краю»
- Оформить папку-передвижку по темам:
- Статья Устное народное творчество народов Амура – зеркало его жизни».
- Рекомендация «Как знакомить детей с народами Дальнего Востока, что прочитать, какие провести экскурсии и куда.
- Выставка детских рисунков на тему «Мы тоже живем на Амуре».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В процессе игры, участия в праздниках, дети учатся уважать и сохранять народные традиции. Развитие творчески активной личности, формирование ее нравственных качеств невозможно без воспитания с раннего...
Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"
В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....
Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа»
Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа» из опыта работы...
Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»...
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре и языку коми народа
тематический план работы по этнокультурному напрвлению в группах дошколного возраста в детском саду...
Консультация для воспитателей "Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма" .
Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма . ...