Рабочая программа "Я и мое село"
рабочая программа по теме

Баранова Евгения Викторовна
В программе “Я и мое село” нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями села, края, жизнью и бытом казаков; важными людьми: первопроходцами, людьми героями труда и ВОВ, культуры и искусства; с профессиями южного края; богатством Ставропольской земли и их значением на современном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnaya_programma.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Региональная программа нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

"Я и мое село"

Немчинова Светлана Владимировна, заведующий

Баранова Евгения Викторовна, воспитатель

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку(городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.

Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни людей в селах и поселках Севера показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Программы образования подрастающего поколения, а значит и дошкольников, должны отразить современную и целостную концепцию нравственно-патриотического воспитания человека. В настоящих условиях эта концепция неотделима от патриотического миропонимания. С ним в настоящее время связывается преодоление кризиса в воспитании нравственно-патриотических чувств, формирование у людей нового, нравственного мышления и поведения.

Гуманизация дошкольного образования , обращение к личностно-ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий требуют от педагогов перехода на другой уровень взаимодействия с детьми по всем направлениям.

Следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к проблеме воспитания патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. Преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы гражданственности (Е.А.Казаева), краеведения как средства патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская) и некоторые другие. Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. Появляется новый взгляд на “старые” проблемы.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных , направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия “патриотизм” в современном мире.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ.

Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село - это частица Родины. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Что же касается национального, интернационального, общечеловеческого, то, наш взгляд совпадает с точкой зрения с С.А.Козловой, эти понятия взаимосвязанные и взаимообогащающие, если их искусственно не разделять. Как общечеловеческое всегда звучит на своем национальном языке, так и национальное становится значительнее, когда в нем прослеживается общее с другими культурами. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому начинать нужно с национального (песни, язык, обычаи, традиции). Однако замыкание лишь на своей культуре обедняет нацию, и конкретную личность. Наше село является многонациональным, дети разных национальностей воспитываются рядом.

Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.

Психологи утверждают, что в старшем дошкольном возрасте “ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми” (Д.Б.Эльконин), в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств (Н.И,Непомнящая), по-видимому связанных и с его национальной принадлежностью.

Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию политического развития, формируется отношение к национальной символике (С.К.Рощин). Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы (М.С.Джунусов, И.А.Суслова и др.). У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности (А.П.Оконешникова). Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилеток значимой стороной действительности.

В программе “Я и мое село” нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями села, края, жизнью и бытом казаков; важными людьми: первопроходцами, людьми героями труда и ВОВ, культуры и искусства; с профессиями южного края; богатством Ставропольской земли и их значением на современном этапе.

Общие сведения о программе

Программа “Я и мое село” является парциальной и разработана с учетом основных документов образования: Закон “Об образовании в РФ”; Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания; Устав МК ДОУ Детский сад 11; типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и Образовательная программа МК ДОУ Детский сад 11, региональная программа Р.М.Литвиновой, А.Т.Пащенко «Региональная культура: художники, писатели, композиторы».

Предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет). Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей педагогов в ее реализации. Приложение 5. Приложение 6. Предполагает вхождение, как парциальной и региональной, в состав Образовательной программы, заменяя часть областей “Социализация”, “Познание”.

Система работы рассчитана на два учебных года, содержание реализуется через области “Социализация”, “Познание” (Образовательной программы ДОУ). Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.

Место реализации программы – детский сад и семья. Данные темы занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой.

Концептуальной основой программы “Я и мое село”, является обогащение, амплификация детского развития, взаимосвязь всех его сторон через знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей, культурой и природой родного села, края.

Методологической основой программы является общетеоретическое положение отечественной психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста и социально-педагогическим воздействием (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьева), теоретико-методологические аспекты патриотического воспитания (А.В.Беляев, С.А.Козлова, Е.А. Казаева, Э.К.Суслова и др.)

Поэтому в основу системы работы “Я и мое село” легли два направления работы:

  1. Воспитание нравственно-патриотических чувств к малой родине, родному селу.
  2. Воспитание толерантного отношения к лицам других национальностей.

Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Основные задачи программы: 

  1. Формирование у старших дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным поселком, краем.
  2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
  4. Расширить представления детей о истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка, края.
  5. Сформировать представления о том, чем славен родной край.
  6. Воспитание здорового образа жизни.
  7. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
  8. Воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям.

Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:

  • Регионализация нравственно-патриотического воспитания.

Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.

  • Доступность. 

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  • Непрерывность. 

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

  • Целостность. 

Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.

  • Научность. 

Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.

Социальные идеи. Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ нравственного сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы.

Педагогические идеи. В психологии и педагогике доказано, что развитие личности и ребенка происходит системное и целостное (К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясищев) развитие личности дошкольника, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка (сознание, деятельность, отношения).

  • Системность. 

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

  • Преемственность. 

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

  • Стимулирование активности. 

Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории села, воспоминания старожилов, материал для макета и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду, как в предыдущих программах. В прошлые годы складывалась ситуация, в которой ребенок проявлял свои личностные позиции субъекта деятельности только в труде, тогда как другие виды деятельности (например: поход в библиотеку, в школьный или городской краеведческий музеи, общение с близкими людьми, посещение детской школы искусств, различные виды художественной деятельности), не в меньшей степени развивают нравственно-патриотические чувства, гуманные действия по отношению к родному человеку, селу, природе, обществу, краю.

  • Культуросообразности. 

Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она осуществляется по разделам.

  • I раздел “Где мы живем?”
  • II раздел “Село, в котором я живу”
  • III раздел “Кладовые поселка”

I раздел “Где мы живем?” открывает программу.

Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположение поселка, климат округа, округ и поселок на карте России; природа и полезные ископаемые округа; символика родного края.

Задачи: 

  1. Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  2. Расширять представления о природных богатствах Ставропольской земли, в особенности села:
  • растительном и животном мире;
  • полезных ископаемых.
  1. Учить детей устанавливать взаимосвязи между отношением человека к природе и его здоровым образом жизни.
  2. Воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.

Во II разделе “Поселок, в котором я живу”, даются элементарные представления об истории, первых поселенцах, героях труда и ВОВ, достопримечательностях поселка, социально-экономической значимости поселка.

Задачи:

  1. Формировать представления об исторических корнях родного села.
  2. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости села.
  3. Воспитывать уважение к первым поселенцам, героям труда, ВОВ.

Включение III раздела “Кладовые поселка” обусловлено тем, что является связующим звеном между представлением дошкольников о национальностях, живущих в селе и культурой, которую они представляют.

Задачи: 

  1. Формировать представления об основных профессиях жителей села.
  2. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
  3. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Ожидаемый результат:

Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Приложение 4. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Механизм реализации программы

Задачи

Механизм реализации

Формы работы

Образовательные

Изучение уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.

Определение основных направлений и содержания работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста.

Систематические подгрупповые и групповые занятия, экскурсии, проектирование, обобщающие беседы.

Диагностическое обследование (начало, середина, конец учебного года). Приложение 7. 

Мониторинг по теме “Мой родной край”.

Создание необходимой материально- технической, учебно-методической базы.

Приобретение методической литературы дидактических и наглядных пособий, современных средств ТСО. Приложение 8.

Оформление картотеки подвижных игр Южных народов.

Консультации, практикумы, тренинги, семинары с педагогами, родителями.

Взаимосвязь в работе воспитателя, педагогов доп. образования (изобразительная деятельность, эколога), музыкального руководителя.

Взаимодействие с библиотекой, ДЮСШ, МКОУ СОШ №6

Воспитательные

Внедрение системы занятий по воспитанию любви к родному поселку.

Проведение комплексных, интегрированных занятий.

Организация кружковой работы “Мама, папа и я - сельская семья”.

Изготовление коллажей.

Оформление уголков родного края.

Оформление подборки газет “Ставропольская Правда”, “Вперед” по теме “История и современность села”

Создание наглядной агитации как в ДОУ так и на группах.

Оздоровительные

Изучение физического развития и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка.

Организация системы оздоровительных мероприятий.

Создание здорового микроклимата на основе взаимосвязи природных и социальных факторов.

Совместные с родителями экскурсии по экологической тропе.

Знакомство с культурными памятниками

Взаимосвязь в работе медицинской службы, инструктора по физической культуре, воспитателей, родителей.

Организация музыкально-спортивных праздников, развлечений

Пропаганда здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка

Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка...

Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».

Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год.  Программа предназначена  для зан...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"...

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово».

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово»....