Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
материал (старшая группа) по теме

Ефимова Елена Юрьевна

 

 

 

"Осуществление дифференцированного подхода в развитии

психоэмоциональных особенностей

детей дошкольного возраста с ОНР и ТНР"

 

Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей с недоразвитием речи является актуальным для понимания природы речевого развития. Речь и психические процессы тесно связаны между собой, поэтому необходимо изучать психические особенности детей с недоразвитием речи.

 

Мной проведена работа по изучению особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи путем наблюдения за детьми, беседами с родителями, использования в работе с детьми различных игр для определения уровня тревожности, уровня самооценки. У воспитанников выявлено снижение активности в случае неудачи, снижение стремления к успехам.

 

Анализ данных, полученных с помощью проективного теста «Рисунок семьи», проведенного совместно с психологом детского сада, свидетельствует о наличии переживаний по поводу взаимоотношений в семье, конфликтов с родителями.

 

Наблюдения за детьми позволили мне сделать выводы, что дети с общим недоразвитием речи:

  • менее дисциплинированны, организованы и аккуратны,
  • менее самостоятельны, решительны и инициативны,
  • менее настойчивы, терпеливы и целеустремленны.

 

Обучение  и  эмоциональная  сфера  неразрывно  связаны  между  собой.  Дети,  испытывающие чувство тревоги, имеющие низкую самооценку, высокую степень психоэмоционального напряжения, не проявляющие активности в какой-либо деятельности, не смогут ничему научиться, сколько бы сил не тратили на это взрослые. Поэтому моей задачей стало найти подход, средства и методы для успешного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

 

Для этого мною успешно применен в работе дифференцированный подход в развитии психоэмоциональных особенностей детей с общим недоразвитием речи в своей группе.

 

Дифференциация обучения – это разделение учебных планов и программ детского сада с учетом склонностей и особенностей детей с недоразвитием речи, о чем говорилось выше.

 

Структура  занятий  с  детьми  с  учетом  дифференциации  обучения  зависит  от  содержания изучаемого материла, дидактических задач занятия в целом и отдельных его частей, особенностей группы детей. Обычно в группе присутствуют дети разного уровня общего развития и развития психоэмоциональных особенностей, поэтому группа детей делится на подгруппы (две – три по 4 - 6 человек в каждой). Такое деление способствует осуществлению дифференцированного и индивидуального подхода к детям, выявлению их затруднений и созданию условий для их преодоления. 

 

Я стремлюсь в свое работе сформировать у детей с недоразвитием речи положительные мотивационные установки для дальнейшего обучения.

 

Передо мной напрямую встают проблемы сохранения здоровья и психоэмоциональной разгрузки воспитанников. Прежде всего, необходимо пробудить у ребенка интерес к занятию, желание заниматься в дальнейшем.

 

История педагогики свидетельствует о том, что ребенку всегда больше нравилось играть, чем заставлять себя активно заниматься учебной деятельностью. В свое работе я стараюсь воспользоваться этим, используя различного вида ситуационно подходящие игры. Ведь играющие дети бывают счастливы, изобретательны, неутомимы и буквально превосходят самих себя, а это является психоэмоциональным плюсом в развитии ребенка.

 

Разделив детей на две - три подгруппы (более сильные и менее сильные), им даются задания разного уровня сложности. В подгруппе ребенок может высказать свое мнение, активно участвовать в решении учебных задач, в соответствии со своими интересами и способностями, а это, в свою очередь, положительно отражается на психоэмоциональном настрое ребенка, так как уровень сложности индивидуален.

 

При дифференцированном подходе намного легче применять различные методики, так как количество детей в подгруппе меньше, и есть возможность услышать ребенка, наблюдать за ним, общаться. Когда во время занятия ребенок напряжен, испытывает дискомфорт, это говорит о том, что необходимо снятие психоэмоционального напряжения. В этом случае мною в группе успешно применяется музыкотерапия. Хорошо известно, что музыка способствует изменению душевного и физического состояния ребенка. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий (Бах, Бетховен, Моцарт) усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.

 

В  группе  используется  дыхательная гимнастика, цель которой научить детей правильному дыханию, при этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

 

В процессе реализации дифференцированного подхода в развитии  психоэмоциональных особенностей детей, в группе ведется работа и с родителями. Основное внимание уделяется как раскрытию особенностей развития личности ребенка, так и обучению родителей различным техникам, применяя которые ежедневно, они могут в домашних условиях помочь детям регулировать свое психоэмоциональное состояние и совершенствовать речь, играя с детьми, фантазируя вместе с ними. Ведь именно в этом случае родители, хоть на короткое время, «возвращаются» в детство, а значит, они способны лучше понять, почувствовать своего ребенка и помочь ему. Ведь главная задача воспитания – создать вокруг ребенка такую среду, чтобы он мог развиваться сам, активно строя свою неповторимую личность. И только в таком совместном творчестве рождается гармония, конкурентоспособная, а главное, счастливая личность. 

 

2433
grafik2.jpg

 

В заключении к вышеизложенному, следует сказать, что благодаря дифференцированному подходу, в группе у детей присутствует положительная динамика в умении слушать и слышать воспитателя, себя и своих сверстников, активность на занятиях возросла, что доказывает проведенная диагностика в течении трех лет (см. график).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развивающие блоки Дьенеша"

В статье раскрыто значение технологи Дьенеша для развития творческого мышления детей дошкольного возраста с ОНР....

Обобщение опыта по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша»

Обобщение опыта по развитию логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша....

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»...

Опыт на тему «Использование в коррекционной работе нетрадиционных игр с кинетическим песком для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью нестандартного оборудования

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки– задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное образование детей, имеющих речевые нарушения, принимая во внимание характерн...

Статья "ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

В статье изучены различные жанры фольклора и их влияние на формирование лексики дошкольников с речевой патологией....