Обобщение опыта работы
статья по теме
Обобщение опыта работы "Знакомим детей с малой родиной с использованием ИКТ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.docx | 73.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад №26 общеразвивающего вида» п. Шалакуша
Обобщение опыта работы
Воспитатель Ференц Елена Ивановна
1 квалификационной категории
п. Шалакуша
2012 г
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие счастья с отчим домом, улицей, селом, городом …
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Тем более что на сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования и позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
Основной моей целью было – помочь показать детям их родной посёлок, в котором они живут, используя в своей работе ИКТ, чтобы вызвать у них чувство восхищения, гордости и любви. Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которая должна проводиться систематически и планомерно.
Перед собой я поставила такие задачи:
1.Знакомить детей с малой Родиной.
2.Развивать интерес к родному краю, коренным жителям Севера, их быту, жизни.
3.Знакомить с историческим прошлым и настоящим посёлка.
4.Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины.
5.Воспитывать любовь к родному краю.
Для решения вышеназванных задач составила перспективный план работы по воспитанию любви к малой Родине, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого для него материала, к менее близкому.
Я выделила такие направления работы по ознакомлению детей с малой Родиной:
1.Знакомство с родным посёлком, его историей. Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, я сформулировала тему «Я живу в п. Шалакуша». В непрерывной непосредственно образовательной деятельности был проведен цикл бесед «Мой родной посёлок», «Село, где я родился». Дети придумывали рассказы на тему «Из окна, из окна наша улица видна». В рисовании «Красота родного края», лепке «Родная улица», конструировании «Мост» и аппликации «Осень в парке». Дети старались передать красоту, современность нашего посёлка. Были созданы мультимедийные презентации «Путешествие в прошлое», «Северный край», «Наши достопримечательности». Знакомила детей с историей возникновения посёлка, о его месте нахождения, о близлежащих улицах, на которых живут дети и находится детский сад, со зданиями, обращая внимания на особые (церковь, поселковый совет, дом культуры и др.), указывая на их отличительные особенности; о том, чем знаменит посёлок (лесным и сельским хозяйством). Были созданы фотоальбомы: «Моя малая Родина», «Мой детский сад», мультимидийный фильм «Моя Шалакуша» В результате целенаправленной работы у детей группы сформировались навыки поведения на улицах посёлка, чувство гордости за своё село и уважения к людям труда.
2.Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Знакомя с природой края, я воспитывала любовь к каждому объекту в природе. Мной был собран материал по родному краю, используя интернет ресурсы: карта Архангельской области, посёлка, оформлены фотоальбомы «Животные Севера», «Растения Севера», изготовлены дидактические игры «Птицы», «Домашние и дикие животные». Проведены целевые экскурсии в лес, где детей познакомила с растениями нашего края. Ярким событием были походы, во время которых дети знакомились с местностью и любовались природой нашего посёлка в разные времена года. Использование в работе слайдшоу способствовало повышению интереса детей к изучаемому материалу и расширило возможности моделирования игровых ситуаций.
3.Широко использовала все виды фольклора (сказки, былины, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Мной были созданы картотеки «Русский фольклор» (заклички, частушки, колыбельные, стихи, пословицы и поговорки), «Народные приметы». Были поставлены сказки с участием взрослых и детей «Пасхальный колобок», «Гуси лебеди», «Каша из топора», мюзиклы: «Волк и семеро козлят», «Репка». Для них мы шили костюмы в народном стиле, готовили атрибуты (туески, корзинки). На основе заснятого материала создала видеотеку.
4.Большое внимание уделила жителям посёлка, которые прославили нашу Шалакушу. Собирая фотографии знаменитых людей, оформила фотоальбом.
Очень интересными были встречи с художественным коллективом Шалакушский народный хор, дети с желанием участвовали в совместных праздниках. А как увлекательно рассказывал о своей работе начальник пожарной части Масягин В.М. Детский доктор Богданова Н.А поведала детям истории из своей молодости. При подборе этого материала был создан видеоклип «К нам гости пришли».
5.Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Дети с удовольствием участвуют в них: «Смех да веселье», «Пасхальное яичко», «Рождественский колобок», «Прости Земля-матушка», «Весёлая ярмарка». Где детей радуют красивые русские костюмы, оформленный в русском стиле зал, самовар, пироги. Создав презентацию «История русского народного костюма», у детей сразу же возникло желание нарисовать его. Мной была сделана папка-передвижка «Народный костюм», на основе детских рисунков. После каждого прошедшего праздника оформляла фотовыставки для родителей и детей.
6.Следующее направление моей работы было знакомство с народным искусством. Дети рисовали свой дом, украшая ставни, наличники различными узорами, портреты своих родных, лепили из глины домашних животных и расписывали их. По рисункам была сделана презентация «Природа севера глазами детей». В оборудованной силами воспитателей и родителей избе дети узнавали о предметах быта и знакомились с изделиями народных умельцев (домашняя утварь, игрушки из глины, бересты, дерева, ткани…). Мной были организованы выставки детских работ «Мой дом», «Умелые руки не знают скуки», а также выставки работ односельчан (Вьялкиной А.А. «Золотая береста», Шахова В.Г. «Кружевная резьба», Кокориной Т.А. «Мукосолька»).
7.Знакомя детей с русскими народными играми, я прививала любовь к веселью, удальству. В группе создала картотеки народных игр по каждой возрастной группе, оформила папку-передвижку «Играйте с детьми в народные игры», где предложила родителям, в какие игры можно поиграть с ребёнком дома. Сделала презентацию «Вот как мы умеем».
Формирование любви к своей малой Родине проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Я со своей стороны оказывала педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники, устраивала Дни открытых дверей, совместные выставки и экскурсии («Школа», «Библиотека», «Почта», «Хлебозавод», «Путешествия по улицам посёлка» и др.), а так же организовывала фотовыставки: «Моя дружная семья», «Мамочка любимая», «Как я провёл лето» и др. Дети приносили семейные альбомы, рассказывая о своих родных. Родители оформили альбомы-визитки «Мой ребенок».
Постоянно привлекала родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Заранее вывешивала яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия и они не оставались равнодушными: собирали рисунки, фотографии, готовили вместе с детьми поделки из природного и бросового материала.
Поскольку в последнее время появилась новая формация родителей, которые уже не представляют свою жизнь без ресурсов Интернета, электронной почты и поисковых систем, в помощь родителям оформлен специальный уголок: «В гостях у «Файлика», где для родителей размещались названия и адреса сайтов, которые могут помочь в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Я принимаю активное участие в методической работе ДОУ. Подготовила консультацию для педагогов: «Зачем знакомить дошкольников с родословной?», также с группой воспитателей разработали долгосрочный творческий проект «С чего начинается Родина?». Участвовала в проведении общего родительского собрания «Роль семьи формировании любви к своей Родине у дошкольников». Выступила с презентацией «Использование регионального компонента по ознакомлению детей с малой Родиной» на педагогических чтениях в г. Няндома.
В настоящее время информационные технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни. Разумно используя их в своей работе, можно выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и беречь свою Родину.
На будущее я планирую заняться проектно-иследовательской деятельностью. Разработать ряд проектов, которые бы помогли ребенку не только легко, понятно и последовательно излагать свои мысли, но и выступать в роли исследователя, познавая окружающий мир, ближе знакомясь с родным краем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...
Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...
Обобщение опыта работы: отчёт о работе экспериментальной площадки по теме «Формирование речевого творчества детей как средства коммуникативной компетентности дошкольников.
Представляю отчёт своей работы в экспериментальной площадке на базе детского сада...
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».
В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...
Обобщение опыта работы по кружковой работе
На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы: ...