Региональный (краеведческий) материал
рабочая программа по теме
Часть программы, именуемая региональным компонентом, как она представлена в нашем детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent.docx | 50.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация регионального компонента в ДОУ.
Региональный компонент всегда прослеживался в деятельности дошкольных учреждений, но только с ведением ФГТ к структуре программы он занял свое достаточно значимое место.
Национально-региональный компонент стал обязателен для реализации в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательный процесс. Он носит прикладной характер и ориентирован на освоение воспитанниками знаний, умений, навыков, необходимых для духовно—нравственного становления личности, успешной социализации по месту проживания, развития патриотических чувств у маленьких граждан страны. Применительно к дошкольникам это формирование желания больше узнать о своем городе, крае, стране; это уважительное отношение и проявление симпатий к людям разных национальностей; интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа. В данных условиях все большую актуальность приобретает нравственно-патриотическое воспитание детей.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв
Работа по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотизма у детей дошкольного возраста было бы логично разделить на несколько направлений: это, во-первых, изучение русской народной культуры, во-вторых, изучение истории нашей Родины, в-третьих, изучение краеведческого материала и, в-четвертых, приобщение детей к семейным ценностям.
Основным способом включения регионального компонента в содержание образовательного процесса является равномерное включение культурно-исторического и краеведческого материала в основное содержание образования.
В процесс воспитания и образования детей в нашем ДОУ включена парциальная программа О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Теоретическую основу программы составили положения Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно - нравственного и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и другие).
Для программы автором выбраны следующие приоритеты:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей.
- Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Очень важно знакомить детей с предметами народного творчества.
Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Для работы в этом направлении в детском саду создан уголок (мини-музей) русской избы, регулярно проходят праздники – развлечения «Осенняя ярмарка», «Посиделки на покров», «Колядки», «Встреча Масленицы».
Наряду с программой О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», наши педагоги используют в своей работе и краеведческий материал, который знакомит воспитанников с их малой Родиной. Материал поделен на блоки, изучение блоков происходит по спирали с постепенным углублением материала. Воспитателями регулярно разрабатываются дидактические игры и пособия, позволяющие в игровой форме заниматься изучением своего региона.
Схема регионального компонента в МБДОУ детский сад № 38
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе краеведческого материала.
В статье раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимо...
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О РОДНОМ ГОРОДЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.
Эта статья направлена на формирование патриотического воспитания дошкольников через изучение краеведческого материала о родном городе....
Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю.
Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю....
Сотрудничество ДОУ и семьи в использовании краеведческого материала как средства формирования чувства гражданственности и патриотизма старших дошкольников.
Опыт взаимодействия семьи и ДОУ по формированию чувств гражданственности и патриотизма у старших дошкольников посредством использования краеведческог оматериала....
Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста.
Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста....