ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О РОДНОМ ГОРОДЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.
статья

Бережная Евгения Николаевна

Эта статья направлена на формирование патриотического воспитания дошкольников через изучение краеведческого материала о родном городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_berezhnoy_e.n.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О РОДНОМ ГОРОДЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ

ФГОС ДО.

Бережная Е.Н.

МБДОУ «ДСКВ «Капелька» г. Грайворона

Белгородской области

Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является то, что должно быть «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому, данное направление является приоритетом в системе воспитания подрастающего поколения с раннего возраста. [5,7]

Дошкольное учреждение – центр, обеспечивающий социально - воспитательную политику, основу которой составляет совместная работа с семьей и воспитанниками по различным вопросам. Одной из главных проблем современного образования является то, что в процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Сегодняшние дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения, относятся к ним с «насмешкой» и неуважением. Самым слабым звеном в воспитании нравственно – патриотической личности является современная семья.

Детский сад должен помочь родителям осознать, что именно в семье нужно сохранять память о старшем поколении, передавать русские традиции, ценности, созданные предками, исторические материалы. В настоящее время работа по данному направлению важна и требует большого терпения, так как в молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными, и в большинстве случаев вызывают лишь раздражение.

В процессе взаимодействия с семьёй необходимо повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам патриотического воспитания дошкольников. Многим родителям просто не известно, что именно в дошкольном возрасте необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.[3,3]

Маленькие дети очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы к материалу. Они с легкостью откликаются на все просьбы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Яркие моменты и впечатления о семье, окружающей природе, об истории своего края, о Родине, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют такие черты характера, которые помогут ребенку стать патриотом с большой буквы.

Одним из главных факторов формирования патриотического сознания маленького ребенка является ненавязчивое, в форме игры, ознакомление его с историей своего края.

Большое значение для патриотического воспитания дошкольников имеет разнообразная деятельность, так как ребенок должен быть не только патриотом своей родины, но и активно действовать на её благо.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». [4]

Для формирования любви к Родине старшим дошкольникам необходимо усвоить принятые нормы поведения, взаимоотношений между собой, приобщение к традициям и культуре своего народа. Ребенок должен знать, что любовь к Родине, Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Каждый край неповторим, и у каждого края своя история. Наш город Грайворон имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. В нашем детском саду педагогами организована развивающая среда. Собран краеведческий материал о Грайвороне и грайворонском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края. Содержание отражено фотографиями, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). Помимо этого имеются буклеты, схемы, символы для ознакомления с городом, которые помогают детям лучше усвоить материал, подобрана картотека игр по патриотическому воспитанию детей. Проводятся встречи с сотрудниками краеведческого музея. Сотрудники знакомят детей с предметами и элементами быта, одеждой грайворонского народа.  

Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам педагог, не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. [2,146] Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким ребенку людям: отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, домашнему животному, улице, на которой живет ребенок, группе в детском садуЧувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и какой отпечаток остается в его душе...И хотя многие впечатления еще не осознаны ребенком глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. [1,96]

Знакомясь с родным городом, краеведческими материалами, достопримечательностями данной местности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенном временном периоде, который приобщает ребенка к богатствам национальной культуре.

Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». И нам, взрослым, нужно сделать так, чтобы впечатления детства у наших детей стали истоками любви к родному городу, селу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств, передать им частичку исторической памяти поколений, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни.

Доступно ли каждодневное открытие мира нашим маленьким гражданинам? С уверенностью отвечу, да, дошкольникам, особенно детям старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родным и близким, к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну, – важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой город, свое село, где он родился и вырос, леса и поля, которые его окружает. Но воспитывать патриота может только тот педагог, который сам любит свой край, хорошо знает его историю, памятные места, людей, прославивших и уважающих в его городе.

«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.

Список литературы:

  1. Общение детей в детской саду и семье / Под.ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.
  2. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол. 1981. № 2. С. 40-57.
  3. Маханева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. -М., 2003.
  4.  Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1995 г.
  5.  ФГОС ДО -  М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами приобщения к истории, культуре родного города.

Данные программы составляют современную концепцию патриотического воспитания, которая трактует понимание патриотизма как сочетание любви к Родине и Земле....

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, О...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы

Дети совсем не знают прошлого и настоящего нашей малой Родины. Что когда-то жили, работали и праздновали наши предки, чем они занимались, о чем мечтали? Помочь разобраться в этих вопросах сегодня – з...

Реализация проекта для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города»

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского общества должна начинаться с дошкольной ступени...

Тематический педсовет с элементами деловой игры: «Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы в условиях ФГОС ДО».

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательн...