Обогащение предметно развивающей среды по развитию математических представлений с учётом национально-регионального компонента
консультация (подготовительная группа) по теме

В материале представлен опыт работы педагога дополнительного образования по обогащению предмегно-развивающей среды по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста с учётом национально-регионального компонента ХМАО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обогащение предметно развивающей среды

по развитию математических представлений

с учётом национально-регионального компонента

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культурно-исторического наследия и природных особенностей той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Человек с момента рождения оказывается в среде, базирующейся на общечеловеческих ценностях, проникнутой национальными традициями, богатством национальной культуры и уклада жизни людей. Трудно сформировать целостное восприятие мира, не ознакомившись с происхождением и историей своего народа, не развивая представления об окружающей природе и человеке, с основными трудовыми занятиями, бытом, обычаями, обрядами. Всё это и является содержанием национально-регионального компонента, который целесообразно использовать в практике воспитательно-образовательной работы современных образовательных учреждений.

 

В нашем ДОУ  мы создали такие условия для воспитания и образования, при которых развитие математических представлений дошкольников осуществляется в процессе освоения основной общеобразовательной Программы, в том числе и через приобщение к региональному компоненту. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности - в этом заключается главный смысл данной работы.

Проживание в районах Крайнего Севера существенно отличается от жизни и быта людей других регионов России. Поэтому содержание работы по национально-региональному компоненту в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию математических представлений предполагает:

  1. обогащение имеющихся знаний и представлений детей о родном крае, о природно-климатических, географических особенностях, характерных и типичных для нашего региона;
  2. поддержание познавательного интереса к национальным традициям и обычаям коренных народов ханты;
  3. формирование чувства уважения и толерантного отношения к жизни, традициям и обычаям других народов, живущих на Югорской земле.

Учёт национально-региональных, природных  и культурно-исторических особенностей региона ХМАО-Югры прослеживается в ходе непосредственно образовательной деятельности в различных формах и вариантах:

  1. при организации проблемно-игровых ситуаций в соответствии с темой  НОД или темой недели;
  2. в подборе дидактического материала;
  3. в использовании подвижных  народных хантыйских игр в ходе физкультминуток, динамических пауз;
  4. в подборе  наглядных методических пособий и иллюстративного материала.

Содержание Программы по развитию математических представлений представлено разделами: количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Как же можно обогатить предметно-развивающую  среду с учётом национально-регионального компонента.

Для работы по разделу количество и счёт мы изготовили раздаточный счётный материал, характерный для нашего региона (белочки, шишки, ёлочки, сосны, олени, медведи, глухари и др). и используем его в различных игровых заданиях и упражнениях.

На этом же материале и на основе природных особенностей региона можно учить детей составлению простых арифметических задач. Например: дети, познакомившись с жизнью и повадками глухарей, совместно с педагогом придумали задачу:

Десять глухарей сидели на ветках ели,

Три нырнули в снег – спать захотели.

А ну-ка, ребята, считайте скорей,

Сколько на ветках сидят глухарей.

Для знакомства детей с понятием целое – часть, была изготовлена модель: Округ – район – город. На этой модели детям наглядно представлено, что город является частью района, а район часть округа.

Раздел величина пополнили наглядным демонстрационным и раздаточным материалом, карточками  с предметами присущими региону ХМАО: нефтяные вышки, сосны, дома, чумы, нарты, виды рыб, следы животных и др., которые можно сравнивать, располагать по возрастанию и убыванию и измерять с помощью условной мерки.

        Для работы по разделу ориентировка в пространстве разработаны:

  1. различные планы – схемы (н-р: Хантыйского стойбища, участка леса);
  2. разнообразные лабиринты (н-р: помоги белке добраться к шишке, помоги лягушатам встретиться);
  3. графические упражнения, повторяющие узоры хантыйских орнаментов.

В разделе ориентировка во времени мы знакомим детей с народным календарем ханты, с хантыйскими названиями времён года, месяцев др.

Для всех разделов создана система игровых заданий, упражнений, загадок, пословиц, бесед, сказок, народных хантыйских игр, развивающих математические представления у детей,  как средство познания нашего региона и жизнедеятельности народа ханты.

Обогащённая образовательная среда по развитию математических представлений с учётом национально-регионального компонента способствует наиболее эффективному усвоению старшими дошкольниками математических знаний и представлений, что способствует активному применению полученных знаний и в самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры.

Статья содержит практические рекомендации по обогащению образовательной среды в ДОУ  по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры. Предлага...

Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"

В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и корре...

Cборник игр и упражнений по развитию речи с использованием национально-регионального компонента

Методический сборник состоит из трех разделов:1) игры, сближающие малышей друг с другом;2) игры, формирующие  целенаправленное внимание;3) игры, развивающие речь и мышление....

ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Рекомендации педагогам ДОУ. Как помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности....

Статья по теме "Использование инновационных технологий в музыкальном воспитание дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО"С

В статье рассматривается музыкальное развитие детей средствами инновационных технологий с учётом национально-регионального компонента. Автором представлены инновационные методы и приёмы, используемые ...

Авторский проект по теме: «Использование инновационных технологии в музыкальном воспитании дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО»

Проектная работа заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на методических объединениях музыкального руководителя ДОУ для выступления в научно-практических конференциях, р...

Оформление предметно-развивающей среды с учётом национально-регионального компонента

Организация развивающей предметно-пространственной среды....