ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРООЦЕССА.
методическая разработка по теме

Павлик Алена Николаевна

Данный материал поможет старшим воспитателям в составлении вариативной части программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon часть образовательной программы70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Павлик Алена Николаевна

                                                                                         старший воспитатель

                                               МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5

                                               «Аленушка», с. Хороль, Приморского края

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРООЦЕССА.              

      Внедрение новых нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательной работы современного детского сада, а именно самостоятельную деятельность учреждения по разработке основной общеобразовательной программы. Однако в Федеральных государственных требованиях, научной и методической литературе достаточно подробно представлены особенности разработки обязательной части основной программы дошкольного образования: определена ее структура, прописано необходимое содержание каждой структурной единицы.

         При этом проблема разработки части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной), почти не рассматривается. Из  этого следует, что разработка данной части – это творческая работа   педагога, и воспитатель волен самостоятельно выбирать структуру и содержательное наполнение своей части программы, ориентируясь на ранее существовавшие требования к документам подобного рода.

     Вариативность остается одним из главных признаков нового периода в развитии программно-методического обеспечения системы дошкольного образования в обязательной части, которая разрабатывается на федеральном уровне и реализуется всеми дошкольными образовательными учреждениями. Она отражается в выборе тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников. В части, формируемой участниками образовательного процесса, - через дополнительный объем и содержание дошкольного образования при реализации приоритетных направлений деятельности и специфику осуществления образовательного процесса.

     Вариативная  часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, и составляет не более 20% от ее общего объема, так как отражает:

- видовое разнообразие учреждений системы дошкольного образования.

-наличие приоритетных направлений деятельности детского сада, обеспечивающих развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

- особенности проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур в конкретном детском саду с учетом условий, которыми располагает учреждение.

- особенности физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности.

- специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс конкретного ДОУ.

   Таким образом, программа должна показать как с учетом конкретных условий, происходит обновление содержания образовательной деятельности детского сада.

         Перед коллективом встала задача разработать вариативную часть с приоритетным художественно – эстетическим направлением, формируемой участниками образовательного процесса. Для реализации вариативной части образовательной программы в соответствии с ФГТ в нашем ДОУ была проведена работа, включающие в себя следующие этапы:

        1.Разработка структуры вариативной части образовательной программы

     В структуре вариативной части программы было отражено, что  детский   сад  общеразвивающего вида и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по художественно-эстетическому  и физическому направлению.

    Учреждение  реализует  дополнительные  образовательные услуги через кружковую работу данного направления.  А также в вариативную часть входит  региональный компонент по программе «Хорольская земля - мой край родной»

     2.Составление учебного плана на текущий год

Составляя учебный план, ориентировались на основные принципы Программы.

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.2660-10).

В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная  (модульная) часть.

- инвариантная (обязательная) часть – не менее 80 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы. В инвариантной части Плана предусмотрен объем непосредственно образовательной деятельности, отведенной на образовательные области, который обеспечивает результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

- вариативная (модульная часть) – не более 20 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Она обеспечивает вариативность образования; отражает специфику ДОУ, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Как мы видим максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия инвариантной (обязательной) и вариативной (модульной) части для детей детского сада составляет: в 1 младшей группе (дети третьего года жизни) - 10 занятий, во 2 младшей группе (дети четвертого года жизни) – 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) – 12 занятий, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 15 занятий, в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 17 занятий.

Учебный план МКДОУ общеразвивающего вида детский сад №5 «Аленушка» Хорольского муниципального района Приморского сада

  Количество в неделю

1мл.

группа

2мл.

группа

средняя

старшая

Под.

группа

Чтение художественной литературы

Ежедневно в режимных моментах

Познание (ФЦКМ)

1

1

1

1

1

Коммуникация

1

1

1

2

2

Познание (ФЭМП)

-

1

1

2

2

Художественное творчество (рисование)

1

1

1

2

2

Художественное творчество (лепка)

1

1через неделю

1

1 через неделю

Художественное творчество (аппликация)

-

1    через неделю

Познание (ПИ и продуктивная конструктивная деятельность)

1

1 через

неделю

1

1

Физическая культура

3

3

3

3

3

музыка

2

2

2

2

2

Коррекционно-развивающая работа с детьми

-

1 через неделю

1

2

итого

10

11

11,5

14,5

15,5

Вариативная часть

Кружковая работа

0,5

1

1

Региональный компонент  реализуется через разные виды детской деятельности

Физическая культура

0,5

0,5

всего

10

11

12

16

17

    Вариативная часть реализуется в дошкольном образовательном учреждении  через кружковую работу в средних, старших, подготовительной группах. В соответствии с этим педагоги разработали свои вариативные программы, реализация которых осуществляется в форме кружковой деятельности.  Кружковая работа проводится в ДОУ еженедельно, согласно сетки  непосредственно - образовательной деятельности.

    Для развития художественно – эстетического направления: в средней группе организован  кружок «Детская флористика», который способствует  развитию  творческих  и художественных способностей  детей. Занимаясь флористикой, дети научились ориентироваться на плоскости листа бумаги, сортировать листочки по размеру, форме,  окраске, овладели  умением составлять целое из частей, у детей  сформировано  воображение и образные представления.

       В старшей группе организован  кружок «Чему учит клетка» по  формированию у детей графических умений, необходимых для обучения письму. Выполняя задания, дети  приобрели  нужные графические умения, научились  ориентироваться на ограниченной плоскости (в школьной тетради в крупную клетку). Системная работа кружка способствует тому, что у детей хорошо развито зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Они стали  усидчивыми, прилежными, самостоятельными. Все эти качества необходимы для того, чтоб без особых проблем перейти к школьному обучению.

   В средней и старшей группе кружковой работой охвачены все дети, так как  воспитатель имеет возможность заниматься с подгруппой детей во время работы педагога психолога со второй подгруппой детей.

   В подготовительной группе   организован кружок «Хозяюшка» для формирования  элементарных кулинарных навыков и навыков  самообслуживания, ручной умелости в  комфортно-бытовых условиях с использованием элементов домашнего дизайна. И  кружковая работа направлена на

- творческую самореализацию ребенка и удовлетворение его творческих потребностей;

 - развитие творческого потенциала ребенка, заложенного природой;

- развитие мотивационной готовности к познанию и творчеству;

   Музыкальным руководителем организован кружковая работа  «Ритмическая мозаика». Систематические занятия детей в кружке ритмики  дают положительные результаты – у детей повышается физическое развитие, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Воспитанники научились легче и грациознее двигаться, стали более раскованными,  приобрели свободу, координацию, выразительность движений. Все это доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях детей.

   Один час кружковой работы в старшей  и подготовительной группе   отводится физическому  развитию. Инструктор по физической культуре проводит обучение спортивным играм и упражнениям, которые благоприятно влияют на формирование волевых качеств; активизирует память, внимание, мышление, словарный запас; помогают детям преодолеть страх, агрессию, замкнутость; выявляет межличностные отношения в детском коллективе. Разработанная  инструктором программа  позволяет привить навыки к занятиям не только физической культурой, но и выбрать в  дальнейшем  вид спорта. Программа способствует развитию интереса у воспитанников к здоровому образу жизни. 

    Опыт показывает, что дети, занимающиеся в кружках, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования села, художественных, музыкальных, спортивных школах.

   Воспитанники детского сада становятся постоянными участниками и лауреатами  районных, всероссийских, международных  смотров-конкурсов, фестивалей детского творчества.

  В вариативную часть программы ДОУ был внесен региональный компонент.

     Региональные особенности, связанные с климатическими и экологическими особенностями учитываются при организации режима жизни, системы  физического воспитания воспитанников. Педагоги стремятся к тому, чтобы с детства ребенок приобщался к истокам народной культуры родного села. Это отражается при отборе дополнительного содержания образования в области познавательно-речевого развития (природа родного края, его история и пр.) и художественно-эстетического развития (национальная народная культура) и в выборе чтении художественных произведений местных авторов.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

 - формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;

 - создание культурно-развивающей среды ДОУ;

- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи;

    Программа «Хорольская земля – мой край родной» решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирования положительного отношения к родному краю путем реализации  раздела  «ребенок знакомится с малой родиной – родным селом», включенного как региональный компонент в примерную основную образовательную программу дошкольного образования.  И реализуется через разные виды детской деятельности: игровую, познавательно - исследовательскую, двигательную, коммуникативную, музыкальную, творческую, трудовую, самостоятельную деятельность, а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом.

       В группах организована  предметно-развивающая  среда  насыщенная богатым  материалом краеведческого содержания - (мини – музеи, папки с фотографиями села, фотографиями предприятий, животного, растительного мира)

     Воспитатели используют метод развития познавательной активности, в частности, проектно-исследовательского и экспериментального метода в экспериментальных  уголках.

     В результате реализации вариативной части общеобразовательной программы в ДОУ достигнуты высокие результаты в развитии художественно-эстетических и физических качеств воспитанников.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация кружковой деятельности в ДОУ как реализация части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы ДО

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересова...

«Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой  заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной...

Разработка и внесение изменений в Основную образовательную программу и Адаптированную основную образовательную программу ДОУ

Приказы об участии в работе рабочей группы по разработке и внесении изменений в Основную образовательную программу и Адаптированную образовательную программу ДОУ...

План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...

Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» как основа планирования части общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, формируемой участниками образовательных отношений и средство реализации ФОП ДО

в статье рассматриваются варианты формирования содержания общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, на основе образовательной программы дошкольного образования «СамоЦ...