ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРООЦЕССА.
методическая разработка по теме
Данный материал поможет старшим воспитателям в составлении вариативной части программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
часть образовательной программы | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлик Алена Николаевна
старший воспитатель
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5
«Аленушка», с. Хороль, Приморского края
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРООЦЕССА.
Внедрение новых нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательной работы современного детского сада, а именно самостоятельную деятельность учреждения по разработке основной общеобразовательной программы. Однако в Федеральных государственных требованиях, научной и методической литературе достаточно подробно представлены особенности разработки обязательной части основной программы дошкольного образования: определена ее структура, прописано необходимое содержание каждой структурной единицы.
При этом проблема разработки части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной), почти не рассматривается. Из этого следует, что разработка данной части – это творческая работа педагога, и воспитатель волен самостоятельно выбирать структуру и содержательное наполнение своей части программы, ориентируясь на ранее существовавшие требования к документам подобного рода.
Вариативность остается одним из главных признаков нового периода в развитии программно-методического обеспечения системы дошкольного образования в обязательной части, которая разрабатывается на федеральном уровне и реализуется всеми дошкольными образовательными учреждениями. Она отражается в выборе тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников. В части, формируемой участниками образовательного процесса, - через дополнительный объем и содержание дошкольного образования при реализации приоритетных направлений деятельности и специфику осуществления образовательного процесса.
Вариативная часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, и составляет не более 20% от ее общего объема, так как отражает:
- видовое разнообразие учреждений системы дошкольного образования.
-наличие приоритетных направлений деятельности детского сада, обеспечивающих развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
- особенности проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур в конкретном детском саду с учетом условий, которыми располагает учреждение.
- особенности физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности.
- специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс конкретного ДОУ.
Таким образом, программа должна показать как с учетом конкретных условий, происходит обновление содержания образовательной деятельности детского сада.
Перед коллективом встала задача разработать вариативную часть с приоритетным художественно – эстетическим направлением, формируемой участниками образовательного процесса. Для реализации вариативной части образовательной программы в соответствии с ФГТ в нашем ДОУ была проведена работа, включающие в себя следующие этапы:
1.Разработка структуры вариативной части образовательной программы
В структуре вариативной части программы было отражено, что детский сад общеразвивающего вида и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по художественно-эстетическому и физическому направлению.
Учреждение реализует дополнительные образовательные услуги через кружковую работу данного направления. А также в вариативную часть входит региональный компонент по программе «Хорольская земля - мой край родной»
2.Составление учебного плана на текущий год
Составляя учебный план, ориентировались на основные принципы Программы.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.2660-10).
В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть.
- инвариантная (обязательная) часть – не менее 80 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы. В инвариантной части Плана предусмотрен объем непосредственно образовательной деятельности, отведенной на образовательные области, который обеспечивает результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- вариативная (модульная часть) – не более 20 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Она обеспечивает вариативность образования; отражает специфику ДОУ, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Как мы видим максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия инвариантной (обязательной) и вариативной (модульной) части для детей детского сада составляет: в 1 младшей группе (дети третьего года жизни) - 10 занятий, во 2 младшей группе (дети четвертого года жизни) – 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) – 12 занятий, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 15 занятий, в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 17 занятий.
Учебный план МКДОУ общеразвивающего вида детский сад №5 «Аленушка» Хорольского муниципального района Приморского сада
Количество в неделю | |||||
1мл. группа | 2мл. группа | средняя | старшая | Под. группа | |
Чтение художественной литературы | Ежедневно в режимных моментах | ||||
Познание (ФЦКМ) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Коммуникация | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Познание (ФЭМП) | - | 1 | 1 | 2 | 2 |
Художественное творчество (рисование) | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Художественное творчество (лепка) | 1 | 1через неделю | 1 | 1 через неделю | |
Художественное творчество (аппликация) | - | 1 через неделю | |||
Познание (ПИ и продуктивная конструктивная деятельность) | 1 | 1 через неделю | 1 | 1 | |
Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
музыка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Коррекционно-развивающая работа с детьми | - | 1 через неделю | 1 | 2 | |
итого | 10 | 11 | 11,5 | 14,5 | 15,5 |
Вариативная часть | |||||
Кружковая работа | 0,5 | 1 | 1 | ||
Региональный компонент реализуется через разные виды детской деятельности | |||||
Физическая культура | 0,5 | 0,5 | |||
всего | 10 | 11 | 12 | 16 | 17 |
Вариативная часть реализуется в дошкольном образовательном учреждении через кружковую работу в средних, старших, подготовительной группах. В соответствии с этим педагоги разработали свои вариативные программы, реализация которых осуществляется в форме кружковой деятельности. Кружковая работа проводится в ДОУ еженедельно, согласно сетки непосредственно - образовательной деятельности.
Для развития художественно – эстетического направления: в средней группе организован кружок «Детская флористика», который способствует развитию творческих и художественных способностей детей. Занимаясь флористикой, дети научились ориентироваться на плоскости листа бумаги, сортировать листочки по размеру, форме, окраске, овладели умением составлять целое из частей, у детей сформировано воображение и образные представления.
В старшей группе организован кружок «Чему учит клетка» по формированию у детей графических умений, необходимых для обучения письму. Выполняя задания, дети приобрели нужные графические умения, научились ориентироваться на ограниченной плоскости (в школьной тетради в крупную клетку). Системная работа кружка способствует тому, что у детей хорошо развито зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Они стали усидчивыми, прилежными, самостоятельными. Все эти качества необходимы для того, чтоб без особых проблем перейти к школьному обучению.
В средней и старшей группе кружковой работой охвачены все дети, так как воспитатель имеет возможность заниматься с подгруппой детей во время работы педагога психолога со второй подгруппой детей.
В подготовительной группе организован кружок «Хозяюшка» для формирования элементарных кулинарных навыков и навыков самообслуживания, ручной умелости в комфортно-бытовых условиях с использованием элементов домашнего дизайна. И кружковая работа направлена на
- творческую самореализацию ребенка и удовлетворение его творческих потребностей;
- развитие творческого потенциала ребенка, заложенного природой;
- развитие мотивационной готовности к познанию и творчеству;
Музыкальным руководителем организован кружковая работа «Ритмическая мозаика». Систематические занятия детей в кружке ритмики дают положительные результаты – у детей повышается физическое развитие, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Воспитанники научились легче и грациознее двигаться, стали более раскованными, приобрели свободу, координацию, выразительность движений. Все это доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях детей.
Один час кружковой работы в старшей и подготовительной группе отводится физическому развитию. Инструктор по физической культуре проводит обучение спортивным играм и упражнениям, которые благоприятно влияют на формирование волевых качеств; активизирует память, внимание, мышление, словарный запас; помогают детям преодолеть страх, агрессию, замкнутость; выявляет межличностные отношения в детском коллективе. Разработанная инструктором программа позволяет привить навыки к занятиям не только физической культурой, но и выбрать в дальнейшем вид спорта. Программа способствует развитию интереса у воспитанников к здоровому образу жизни.
Опыт показывает, что дети, занимающиеся в кружках, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования села, художественных, музыкальных, спортивных школах.
Воспитанники детского сада становятся постоянными участниками и лауреатами районных, всероссийских, международных смотров-конкурсов, фестивалей детского творчества.
В вариативную часть программы ДОУ был внесен региональный компонент.
Региональные особенности, связанные с климатическими и экологическими особенностями учитываются при организации режима жизни, системы физического воспитания воспитанников. Педагоги стремятся к тому, чтобы с детства ребенок приобщался к истокам народной культуры родного села. Это отражается при отборе дополнительного содержания образования в области познавательно-речевого развития (природа родного края, его история и пр.) и художественно-эстетического развития (национальная народная культура) и в выборе чтении художественных произведений местных авторов.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
- создание культурно-развивающей среды ДОУ;
- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи;
Программа «Хорольская земля – мой край родной» решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирования положительного отношения к родному краю путем реализации раздела «ребенок знакомится с малой родиной – родным селом», включенного как региональный компонент в примерную основную образовательную программу дошкольного образования. И реализуется через разные виды детской деятельности: игровую, познавательно - исследовательскую, двигательную, коммуникативную, музыкальную, творческую, трудовую, самостоятельную деятельность, а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом.
В группах организована предметно-развивающая среда насыщенная богатым материалом краеведческого содержания - (мини – музеи, папки с фотографиями села, фотографиями предприятий, животного, растительного мира)
Воспитатели используют метод развития познавательной активности, в частности, проектно-исследовательского и экспериментального метода в экспериментальных уголках.
В результате реализации вариативной части общеобразовательной программы в ДОУ достигнуты высокие результаты в развитии художественно-эстетических и физических качеств воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация кружковой деятельности в ДОУ как реализация части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы ДО
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересова...
«Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»
Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной...
Разработка и внесение изменений в Основную образовательную программу и Адаптированную основную образовательную программу ДОУ
Приказы об участии в работе рабочей группы по разработке и внесении изменений в Основную образовательную программу и Адаптированную образовательную программу ДОУ...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет (старшая группа «Совята») составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы ДОУ .
Рабочая программасовместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет....
План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност
Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» как основа планирования части общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, формируемой участниками образовательных отношений и средство реализации ФОП ДО
в статье рассматриваются варианты формирования содержания общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, на основе образовательной программы дошкольного образования «СамоЦ...