Система работы по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с родным городом.
статья на тему

Шашерина Людмила Ивановна

современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с родным городом.

Шашерина Людмила Ивановна,

воспитатель МБДОУ № 110, Мурманск

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Используемые методы работы

  1. Целевые прогулки и экскурсии.
  2. Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
  3. Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  4. Беседы о родном городе.
  5. Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  6. Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
  7. Обогащение и стимулирование детского творчества.
  8. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  9. Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Мы проводили экскурсии в Музей Боевой славы, Музей Полярной Олимпиады, Краеведческий музей, прогулки по улицам родного города, к историческим памятникам, различным ощественным зданиям (библиотека, театр кукол, центральный стадион, школа,  парк культуры и отдыха, Океанариум, хлебозавод №1, кинотеатр «Мурманск», памятник Кириллу и Мефодию, памятник Анатолию Бредову и др.);

С детьми старшего дошкольного возраста проводили беседы по ознакомлению  детей с государственной символикой России,  города Мурманска, с народными праздниками и обычаями, характерными только для нашего города: Праздник Солнца, Праздник  Севера, легкоатлетические Пробеги Мира. Традиционно в начале учебного года празднуем День города, который не ограничивается проведением утренника, а включает целый комплекс мероприятий: беседы, рассматривание альбомов с фотографиями города: «Как выглядели улицы раньше и какие они сейчас», «Старинные и современные здания» (деревянные дома и современные, благоустроенные здания). Дети всегда очень эмоционально реагируют, узнавая на фото знакомые места, и каждый хочет поделиться впечатлениями. Мы использовали метод из программы «Мы — земляне», когда  идет сравнение улицы и человека: улица, как и человек, имеет имя, бывает мужского или женского рода, бывает старая и молодая, бывает большая и маленькая и т. д. Так же для ознакомления с улицами города мы повесили в группе карту-схему улиц Мурманска, где отметили местоположение нашего детского сада, а потом вместе с детьми нашли улицы, на которых они живут.

 Посетили тематические занятия, посвященные Дню города в Детско-юношеской библиотеке, мастерили поздравительные открытки и макеты,  оформили фотогазету «Я на улицах  города».  На занятиях по народному декоративно-прикладному искусству знакомили детей не только с русскими народными промыслами (дымковская игрушка, хохломская роспись, народные игрушки), но и с национальным саамским творчеством и бытом: национальный  костюм, техника украшения национальной одежды, орнаменты, предметы быта, орудия труда. Это все дети смогли увидеть и потрогать своими руками в Краеведческом Музее.

Мурманск – красивый современный город, город-труженик, поэтому мы знакомили детей с различными профессиями. Начинали работу в этом направлении со знакомства с  сотрудниками детского сада. Мы посетили рабочие места и познакомились с трудом поваров на кухне, медсестры в медицинском кабинете, машиниста по стирке белья в прачечной, побывали в кладовой. Дети знают, к кому обратиться за помощью, если сломается стульчик или водопроводный кран. На вопрос, кто создает в саду уют и комфорт, дети перечисляют все профессии сотрудников ДОУ.

Наблюдение за трудом взрослых происходило и вне стен детского сада, например во время целевых прогулок к перекрестку мы, кроме изучения правил дорожного движения, наблюдали за транспортом, который обеспечивает жизнедеятельность города: спецтранспорт, пассажирский общественный транспорт, продовольственные фургоны, уборочная техника.

Во время походов в библиотеку мы еженедельно проходили мимо строящегося многоэтажного здания и таким образом наблюдали все этапы его строительства в течение года. Детям было интересно отмечать, что нового появилось, сколько этажей прибавилось, замечать, как велись отделочные работы и благоустройство территории вокруг здания, наблюдать за строительной техникой.

Много внимания уделяем ежегодно Великой Отечественной войне, проводим цикл занятий, которые заставляют наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формируют уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о  бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений. Знакомим с памятником защитникам Заполярья (Алеша), с памятником Анатолию Бредову,  куда приносим живые цветы. Посещали  занятия-беседы в детской библиотеке с показом фильма «Песни войны».

 Дети начинают понимать: многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами. На утренник ко Дню Победы мы пригласили бабушек и дедушек воспитанников, которые в годы войны были детьми.

 Таким образом, благодаря системной работе и тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ .

В последнее время в условиях реформирования современного российского общества проблема гражданского и патриотического воспитания   чрезвычайно актуальна. Важнейший период становле...

Чемоданчик «Знайки» Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с родным краем.

Чемоданчик «Знайки» Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с родным краем....

Доклад из опыта работы "Формирование словаря детей в процессе ознакомления с родным городом"

В моей педагогической практике накоплен небольшой опыт по ознакомлению детей с родным городом, где, как правило, раскрыты методы и приёмы воспитания патриотических чувств и нравственно-волевых качеств...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом.

В данной работе я поделилась своим опытом по нравственно-патриотическому воспитанию...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с родным городом «Жердевка – город, что сердцу дорог»

   Важной задачей воспитания и обучения дошкольников является нравственно-патриотическое воспитание. Данная программа направлена на ознакомление с городом и привитие любви к нему у ст...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...