Проект «Воспитание любви к малой Родине у дошкольников в процессе ознакомления с родным городом, краем».
проект (средняя группа)
Проект раскрывает работу по ознакомлению дошкольников средней группы с любимыи городом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Бийск
Проект
«Воспитание любви к малой Родине у дошкольников в
процессе ознакомления с родным городом, краем».
Разработала:
воспитатель Лазаренко И. Ю.
Содержание:
Проблема
Актуальность
Цель, задачи проекта
Новизна
Средства, условия реализации
Рабочий план реализации проекта
Предполагаемый результат
Мониторинг
Тип, вид проекта:
Долгосрочный, групповой, информационно-практический.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Сроки реализации: один год
Проблема
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В стране принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, предполагает наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира, что возможно решить через внедрение в работу с дошкольниками регионального компонента. Тогда патриотические чувства возникнут на основе знаний более доступных и понятных детям.
Актуальность
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Чувство любви дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, дедушке, бабушке, детскому саду, улице, микрорайону, городу.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать детей - патриотов своего города надо, чтобы они имели элементарные знания о нем.
Цель: Расширение представлений дошкольников4-5 лет о родном городе. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.
Задачи проекта:
- Формировать у детей знания о родном городе: истории его возникновения, символике, достопримечательностях, промышленности.
- Познакомить с именами тех, в честь кого названы улицы микрорайона детского сада. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны.
- Расширить знания детей о природных достопримечательностях окрестностей города Бийска.
- Познакомить детей с картой России.
- Расширять представления детей о различных природных объектах. Воспитывать экологическое мышление.
- Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям города. Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение), школы, кинотеатра, драмтеатра, дворца культуры, храма.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды для блага родного города.
Новизна
Новизна заключается в том, что, работа по ознакомлению детей с историей города Бийска и его настоящим предусматривает творчество педагога в процессе планирования и проведения мероприятий проекта. Рабочий план реализации проекта может варьироваться в зависимости от условий ОУ и группы, в которой реализуется проект. Сочетание познавательного материала с конструированием, рисованием, аппликацией предполагает в итоге наличие продуктов детского творчества, которые могут затем использоваться в самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей. Вся работа, которая проводится в ходе реализации проекта, может быть использована в дальнейшем на создание нового проекта «Россия – Родина моя».
Пути и средства реализации:
Беседы с детьми в совместной деятельности.
Чтение художественной литературы
Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий
Дидактические игры и упражнения
Виртуальные экскурсии
Условия реализации проекта.
Для внедрения проекта необходимо:
- Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
- Желание педагога создавать условия для познавательной краеведческой деятельности детей.
- Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.
Принципы.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
- Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан уголок краеведения в группе, подобран материал о городе Бийске, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
- Принцип гуманзации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
- Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Бийска.
Предполагаемый результат.
У детей сформированы знания о родном городе: истории его возникновения, символике, достопримечательностях, промышленности.
Дети знакомы с именами тех, в честь кого названы улицы микрорайона детского сада.
У детей есть знания о природных достопримечательностях окрестностей города Бийска.
Дети знакомы с картой России.
У детей есть представление о различных природных объектах. У детей воспитывается экологическое мышление.
У детей формируется интерес к разнообразным зданиям и сооружениям города. Дети замечают особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение), школы, кинотеатра, драмтеатра, дворца культуры, храма.
У детей воспитывается любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
У детей формируется экологическая культура, желание охранять окружающую среду.
Мониторинг
Отслеживание результатов:
- обследование знаний детей по теме;
- наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности;
анкетирование родителей
План реализации проекта
месяц | совместная деятельность | Цель |
сентябрь | Беседа» Моя семья» | Воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи |
Беседа «Кто живёт рядом с нами». | Цель: Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников. | |
Сюжетно-ролевая игра «Дом». | Цель: умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол). | |
Целевая прогулка «Мой дом». | Цель: рассмотреть близлежащие дома. | |
октябрь | Беседа «Мой детский сад». | Цель: воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь. |
Прогулка «Двор детского сада». | Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями. | |
Вечер воспоминаний «История детского сада». | Цель: познакомить детей с историей детского сада. | |
Рисование «Мой дом» | Цель: учить детей изображать дом знакомыми способами, отображать в рисунке характерные особенности своего дома. | |
ноябрь | Беседа «История города». | Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него. |
Беседа «Улицы города» | Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города. | |
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». | Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям. | |
Рисование «Транспорт города». | Цель: дать представление о транспорте, учить детей правилам поведения в общественном транспорте, рисовать транспорт | |
декабрь | Беседа «Как раньше украшали ёлку и отмечали Новый год». | Цель: познакомить детей с традициями встречи нового года в разные годы. |
Дидактическая игра «Найди животных нашего края». | Цель: учить узнавать животных, которые встречаются в нашем крае. | |
Рисование «Новогодний праздник в детском саду», | Цель: учить отражать в рисунках впечатления о празднике. | |
Рассматривание фотографий «Новогодние ёлки нашего города» | Цель: дать представление детям о многообразии новогодних развлечений в городе. | |
январь | Беседа «Растительный мир зимой». | Цель : Обобщить систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают). Познакомить с растительным миром города. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения. |
Конструирование «Улицы нашего города» | Цель: Учить передавать характерные признаки улицы: несколько домов построены в ряд. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции из строительного материала. | |
Беседа «Правила поведения на природе». | Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках. | |
Рисование «Новогодние ёлки Бийска» | Цель: учить передавать в рисунке новогоднее настроение, правильно изображать ель. | |
февраль | Беседа «Достопримечательности города». | Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города. |
Рисование «Мой любимый город» | Цель: учить передавать в рисунках характерные особенности городских улиц, зданий. | |
Дидактическая игра «Назови растения» | Цель: учить описывать растения нашего края, и узнавать их по описанию. | |
Дидактическая игра «Отгадай, где находится» | Цель: учить узнавать по описанию местонахождение парков, зданий города. | |
март | Дидактическая игра «Найди отличие» | Цель: развивать речь дошкольников, память, внимание. |
Изготовление сувениров, подарков для своих родных на праздник. | .Цель: воспитывать желание дарить подарки своим близким, заботиться о них.. | |
Дидактическая игра «Где ты живёшь?», | Цель: развивать речь, формировать знания о доме, малой Родине. | |
Рассматривание альбома «Мой город | Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города | |
апрель | Беседа «Космос» | Цель: дать знания детям о космосе, о земляке Германе Титове, воспитывать уважение к землякам, малой Родине. |
Аппликация «Космический корабль» | Цель: воспроизводить космический корабль, закреплять умение срезать углы, закруглять формы, воспитывать желание довести работу до конца. | |
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» | Цель: формировать представление у дошкольников о предметах, необходимых для труда взрослых | |
Беседа «Кто прилетел весной». | Цель: знакомить детей с перелётными птицами нашего края, воспитывать бережное отношение к природе | |
май | Беседа «Наши знаменитые земляки-герои». | Цель: формировать систему знаний о героях ВОВ. |
Рисование «Праздничный салют над городом | Цель: учить воспроизводить в рисунке особенности города (высокие дома, парки, детские площадки, фонтан, праздничный салют) | |
Рассматривание альбома «Наш Бийск» | Цель: воспитывать любовь к родному городу. | |
Дидактическая игра «Насекомые». | Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. |
Приложение.
Обследование знаний детей по теме
Дети должны знать и называть:
- Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
- Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
- Место проживания: город, край; некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и края; находить на карте примерное местонахождение г. Бийска, знать природоохранные мероприятия.
- Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
Анкета для родителей
Вопросы:
-Как Вы знакомите детей с окружающим миром?
-Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края (принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами...)?
-Беседуете ли Вы о родном городе?
-Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?
-Как часто Вы вместе с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны, о городе;
-совершаете выезды на природу;
-совместно читаете книги;
-смотрите телевизор?
-На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
-Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще.
-Какую посильную помощь вы могли бы оказать по ознакомлению детей с городом Бийском?
Благодарим Вас за искренние ответы!
Список использованной литературы
1.Атемаскина, Ю. Формирование положительного образа родного дома [Текст] / Ю. Атемаскина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №10. – С. 75-81.
2. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999г.
3. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
4.Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003г., № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...
Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»
Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....
Опыт работы: "Воспитание любви к малой родине,через ознакомление дошкольников с природой родного края."
Теоритическая часть: зничение работы по ознакомнению детей с природойродного края Практическая часть: прогулки,экскурсии,наблюдения,труд природе, правилаповедения,работа с родителями....
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников при ознакомлении с родным городом, краем, посредством экскурсий
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к род...
Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”
Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...
Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”
Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...
Воспитание любви к малой Родине, уважительного отношения к родному языку.
Опыт работы по этнокультурному образованию....