Проект «Воспитание любви к малой Родине у дошкольников в процессе ознакомления с родным городом, краем».
проект (средняя группа)

Проект раскрывает работу по ознакомлению дошкольников средней группы с любимыи городом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Бийск

Проект

«Воспитание любви к малой Родине у дошкольников в

процессе ознакомления с родным городом, краем».

                         

 Разработала:

воспитатель Лазаренко И. Ю.                                                                                                                                                                                                          

                       

Содержание:

Проблема

Актуальность

Цель, задачи проекта

Новизна

Средства, условия реализации

Рабочий план реализации проекта

Предполагаемый результат

Мониторинг

         

        

   

Тип, вид проекта:

Долгосрочный, групповой, информационно-практический.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Сроки реализации: один год

Проблема

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.  В стране принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

               Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, предполагает наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира, что возможно решить через внедрение в работу с дошкольниками регионального компонента. Тогда патриотические чувства возникнут на основе знаний более доступных и понятных детям.

                                                       Актуальность 
            Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

        Чувство любви дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, дедушке, бабушке, детскому саду, улице, микрорайону, городу.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно -  патриотического воспитания. Чтобы воспитать детей - патриотов своего города надо, чтобы они имели элементарные знания о нем.

Цель: Расширение представлений дошкольников4-5 лет о родном городе. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей знания о родном городе: истории его возникновения, символике, достопримечательностях, промышленности.
  2. Познакомить с именами тех, в честь кого названы улицы микрорайона детского сада. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны.
  3. Расширить знания детей о природных достопримечательностях окрестностей города Бийска.
  4. Познакомить детей с картой России.
  5. Расширять представления детей о различных природных объектах. Воспитывать экологическое мышление.
  6. Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям города.  Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение), школы, кинотеатра, драмтеатра, дворца культуры, храма.
  7. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  8. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды для блага родного города.

Новизна

Новизна заключается в том, что, работа по ознакомлению детей с историей города Бийска и его настоящим предусматривает творчество педагога в процессе планирования и проведения мероприятий проекта. Рабочий план реализации проекта может варьироваться в зависимости от условий ОУ и группы, в которой реализуется проект. Сочетание познавательного материала с конструированием, рисованием, аппликацией предполагает в итоге  наличие продуктов  детского творчества, которые  могут  затем использоваться в самостоятельной и совместной деятельности  взрослых  и детей.        Вся работа, которая проводится в ходе реализации проекта, может быть использована в дальнейшем на создание нового проекта «Россия – Родина моя».

Пути и средства реализации:

Беседы с детьми в совместной деятельности.

Чтение художественной литературы

Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий

Дидактические игры и упражнения

Виртуальные экскурсии

 Условия реализации проекта.

Для внедрения проекта необходимо:

  1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
  2. Желание педагога создавать условия для познавательной краеведческой деятельности детей.
  3. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.  

Принципы.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

  • Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан уголок краеведения в группе, подобран материал о городе Бийске, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

  • Принцип гуманзации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

  • Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

  • Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Бийска.

Предполагаемый результат.

У детей сформированы знания о родном городе: истории его возникновения, символике, достопримечательностях, промышленности.

Дети знакомы с именами тех, в честь кого названы улицы микрорайона детского сада.

У детей есть знания о природных достопримечательностях окрестностей города Бийска.

Дети знакомы с картой России.

У детей есть представление о различных природных объектах. У детей воспитывается экологическое мышление.

У детей формируется интерес к разнообразным зданиям и сооружениям города.  Дети замечают особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение), школы, кинотеатра, драмтеатра, дворца культуры, храма.

У детей воспитывается любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

У детей формируется экологическая культура, желание охранять окружающую среду.

Мониторинг

Отслеживание результатов:

  • обследование знаний детей по теме;
  • наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности;

анкетирование родителей

План реализации проекта

месяц

совместная деятельность

Цель

сентябрь

Беседа» Моя семья» 

Воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи

Беседа «Кто живёт рядом с нами».

Цель: Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников.

Сюжетно-ролевая игра «Дом».

Цель: умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол).

Целевая прогулка «Мой дом».

Цель: рассмотреть близлежащие дома.

октябрь

Беседа «Мой детский сад».

Цель: воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь.

Прогулка «Двор детского сада».

Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

Вечер воспоминаний «История детского сада».

Цель: познакомить детей с историей детского сада.

Рисование «Мой дом»

Цель: учить детей изображать дом знакомыми способами, отображать в рисунке характерные особенности своего дома.

ноябрь

Беседа «История города».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

Беседа «Улицы города»

Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

Рисование «Транспорт города».

Цель: дать представление о транспорте, учить детей правилам поведения в общественном транспорте, рисовать транспорт

декабрь

Беседа «Как раньше украшали ёлку и отмечали Новый год».

Цель: познакомить детей с традициями встречи нового года в разные годы.

Дидактическая игра «Найди животных нашего края».

Цель: учить  узнавать животных, которые встречаются в нашем крае.

Рисование

«Новогодний праздник в детском саду»,

Цель: учить отражать в рисунках впечатления о празднике.

Рассматривание фотографий  «Новогодние ёлки  нашего города»

Цель: дать представление детям о многообразии новогодних развлечений в городе.

январь

Беседа «Растительный мир зимой».

Цель : Обобщить систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают). Познакомить с растительным миром города.

Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения.

Конструирование «Улицы нашего города»

Цель: Учить передавать характерные признаки улицы: несколько домов построены в ряд. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции из строительного материала.

Беседа «Правила поведения на природе».

Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.

Рисование «Новогодние ёлки Бийска»

Цель: учить передавать в рисунке новогоднее настроение, правильно изображать ель.

февраль

Беседа  «Достопримечательности города».

Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.

Рисование «Мой любимый город»

Цель: учить передавать в рисунках характерные особенности городских улиц, зданий.

Дидактическая игра «Назови растения»

Цель: учить описывать растения нашего края, и узнавать их по описанию.

Дидактическая игра «Отгадай, где находится»

Цель: учить узнавать по описанию местонахождение парков, зданий города.

март

Дидактическая игра «Найди отличие»

Цель: развивать речь дошкольников, память, внимание.

Изготовление сувениров,

подарков для своих родных на праздник.

.Цель: воспитывать желание дарить подарки своим  близким, заботиться о них..

Дидактическая игра «Где ты живёшь?»,

Цель: развивать речь, формировать знания о доме, малой Родине.

Рассматривание альбома «Мой город

Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города

апрель

Беседа «Космос»

Цель: дать знания детям о космосе, о земляке Германе Титове, воспитывать уважение к землякам, малой Родине.

Аппликация «Космический корабль»

Цель: воспроизводить космический корабль, закреплять умение срезать углы, закруглять формы, воспитывать желание довести работу до конца.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Цель: формировать представление у дошкольников о предметах, необходимых для труда взрослых

Беседа «Кто прилетел весной».

Цель: знакомить детей с перелётными птицами нашего края, воспитывать бережное отношение к природе

май

Беседа «Наши знаменитые земляки-герои».

Цель: формировать систему знаний о героях ВОВ.

Рисование «Праздничный салют над городом

Цель: учить воспроизводить в рисунке особенности города (высокие дома, парки, детские площадки, фонтан, праздничный салют)

Рассматривание альбома «Наш Бийск»

Цель: воспитывать любовь к родному городу.

Дидактическая игра

«Насекомые».

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Приложение.

Обследование знаний детей по теме

Дети должны знать и называть: 

  • Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
  • Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
  • Место проживания: город, край; некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и края; находить на карте примерное местонахождение г. Бийска, знать природоохранные мероприятия.
  • Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

Анкета для родителей

Вопросы:
-Как Вы знакомите детей с окружающим миром?
-Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края (принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами...)?
-Беседуете ли Вы о родном городе?
-Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?
-Как часто Вы вместе с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны, о городе;
-совершаете выезды на природу;
-совместно читаете книги;
-смотрите телевизор?
-На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
-Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще.
-Какую посильную помощь вы могли бы оказать по ознакомлению детей с городом Бийском?
Благодарим Вас за искренние ответы! 

Список использованной литературы

1.Атемаскина, Ю. Формирование положительного образа родного дома [Текст] / Ю. Атемаскина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №10. – С. 75-81.  

2. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999г.

3. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».

4.Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003г., № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»

Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....

Опыт работы: "Воспитание любви к малой родине,через ознакомление дошкольников с природой родного края."

Теоритическая часть: зничение работы по ознакомнению детей с природойродного края Практическая часть: прогулки,экскурсии,наблюдения,труд природе, правилаповедения,работа с родителями....

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников при ознакомлении с родным городом, краем, посредством экскурсий

Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к род...

Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”

Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...

Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”

Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...