"Марийские народные подвижные игры"
статья по теме

Бирюкова Надежда Петровна

использование марийских народных подвижных игр на занятиях по физической культуре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение № 3 «Золотой ключик» общеразвивающего вида

Марийские народные подвижные игры

(выступление)

                                                                                    Подготовила: воспитатель

 средней группы

                                                                                                   Бирюкова Н. П.

                                                           ПГТ. Медведево

2013 г.

Содержание:

  Введение

  1. Марийские народные игры
  2. Использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе детского сада.

  Заключение

  Список литературы

                                                                     Введение

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Нормы и привила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, ведь обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она- уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, каждого конкретного эпоса, у любого поколения есть свои любимые игры. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет  в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суеверием, предрассудками. Значительная часть народного марийского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность марийской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитания предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам. Игра в это время была не просто развлечением, а способом организации общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Марийские народные подвижные игры

Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций- это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родного края.

Немаловажное значение в жизни ребенка имеет игра, поэтому через игровую деятельность легче вызвать интерес к марийской национальной культуре. Испокон веков в народных подвижных играх отражался образ жизни людей, их быт, устои. Марийские народные игры имеют многовековую историю. Многие из них сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие традиции.  Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры (Шорыкйол (Рождество), Уярня(Масленица), Пеледыш пайрем(Праздник цветов). Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заложена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков- их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

По содержанию марийские игры лаконичны, выразительны и доступны детям. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Педагоги используют разнообразные подвижные игры, развивающие речь, двигательную активность, физические качества. Через игры дети знакомятся с природой марийского края, ее обитателями, их повадками; узнают о народных промыслах, о многочисленных национальных традициях.(сур меран, кол кучен модмаш). Марийские народные игры многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность марийских народных игр- движения в содержании игры(бег, прыжки, метания, броски, и т.д.). В играх используются и марийские считалки- устные художественные произведения. Они дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, на выполнение правил:

Икыт,кокыт, кандаш, лу-

Пече воктен олмапу.

Олма кырышыже те лийыда,

Олма кочшыжо ме лийына.

Использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе детского сада.

Народные подвижные игры должны обеспечивать разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или с текстом игры. Использовать марийские подвижные игры можно во всех формах воспитательно-оздоровительной работы детского сада: на занятиях, утренней гимнастике, прогулках, развлечениях и праздниках.

-утренняя гимнастика:

1. подготовительные упражнения под марийскую музыку,

2. марийская подвижная игра(вудла йоген модмаш «ручеек)

-физкультурные занятия: традиционные и нетрадиционные.

Нетрадиционные занятия:

1. сюжетные занятия: по мотивам марийских сказок

2. игровые занятия (на воздухе): занятия, построенные на марийских подвижных играх, играх-эстафетах…

3. танцевальные занятия( в помещении): занятия, построенные на танцевальном материале. Используются хороводные игры(«Сур меран»), далее идет разучивание танцевальных движений.

4. сюжетно-игровые занятия(на воздухе): эти занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т.д.  На занятиях с участием персонажа, роль которого исполняет взрослый, проводятся подвижные игры на различные виды движений(«агытан чунгедылмаш»(петушиное сражение), «вараш ден комбиге-влак»(ястреб и гусята), «йолетым шеклане»(береги ноги!) и др.)

5. физкультурное развлечение: все занятие строится на знакомых играх и игровых упражнениях. Подвижные игры располагаются так, чтобы нагрузка возрастала и снижалась постепенно.

6. физкультурный праздник. В течение года 2-3 раза проводятся физкультурные праздники. В программу могут входить пляски, танцы, песни, народные обряды. Учитывая особенности культуры народов мари, рекомендуется сочетать проведение праздников с фольклорными праздниками: шорыкйол(рождество), уярня(маслерница), агавайрем(праздник поля)… Подготовка к таким праздникам ведется на всех занятиях. Движения, включенные в программу, должны быть хорошо знакомы детям.  Подвижные игры должны соответствовать содержанию праздника и времени года. Дети участвуют в подготовке костюмов, атрибутов, в украшении помещения.

Заключение

Таким образом, марийские народные игры при введении их в практику детского сада могут стать важным фактором формирования умственных способностей и помогают развивать физические качества дошкольников.

В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценный игровой фольклор.

Марийские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение- доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Список литературы

«Использование традиций марийского народа в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»: Методические рекомендации/Г. А. Канашина, О. Ю. Долгушева; под ред. Л. А. Никитиной.-Йошкар-Ола, 2006.-36 с.

Г. В. Васеева, использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе детского сада.-Йошкар-Ола, 1997.-27 с.

Р. В. Лаптева, ознакомление дошкольников с марийским орнаментальным искусством: Методическое пособие.-Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2009.-44 с.

На земле Онара: Из опыта работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста/Авт.-сост. С. В. Григорьева.-Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2009.-20 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

НАРОДНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Необходимость использования народных подвижных игр для подрастающего поколения....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....