Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Шиляева Светлана Геннадьевна

Конспект занятия по развитию речи тема: «Зимушка-зима» с использованием мнемотаблиц с детьми старшего дошкольного возраста 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimushka-zima.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 Золотой ключик»

Конспект занятия по развитию речи

с использованием мнемотаблиц

«Зимушка-зима»

 старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Шиляева С.Г.

2025 уч.год

Цель: Совершенствовать умения детей в составлении описательных рассказов при помощи мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима»;
  • уточнить знания детей о зиме, зимних месяцах;
  • учить составлять по мнемотаблице небольшой рассказ о зиме.

Развивающие:

  • развивать связную речь детей;
  • совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей, мелкую моторику.

Воспитательные:

     - воспитание навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества;

     - воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе.

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам.

Оборудование: снежинки, ватные диски, зимние рисунки, мнемотаблицы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (1мин)  

Звенит колокольчик.

Воспитатель: Становитесь, дети в круг.

Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, все!

Мотивация к предстоящей деятельности.

(воспитатель обращает внимание детей на снежинки, которые лежат на подоконнике). 4 шт.

Воспитатель: -Ребята, вот чудеса, сами снежинки к нам пожаловали в гости? Так, посмотрим, на 1 снежинку, а на ней Загадка:

Снег пушистый, серебристый. Мягким стелется ковром.

И снежинки, как пушинки, Вьются весело кругом.  Когда это бывает? (зимой)

Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - зиме».

Послушайте стихотворения о зиме?

- Какой пушистый, чистый снег! Кусты одеты в белый мех.

- Они стоят несмелые, как медвежата белые.

- Лютуют ночные морозы, Холодные ветры свистят.

- Осины, дубы и березы. Под снегом пушистым стоят.

Воспитатель: Зимушка-зима - весёлое, чудесное, волшебное, сказочное время года. О зиме написано много стихов и песен. Внимательно посмотрите на доску и полюбуйтесь зимними пейзажами. Какая красота зимой.

  1. Игра-разминка со снежинкой «Расскажи о зиме»

- Снежинку в руки вы возьмите и о зиме вы расскажите. (Дети передают снежинку и называют признаки зимы)

- Зимой вся земля покрыта снегом. Зимой реки и озёра скованы льдом.

- Зимой дует холодный ветер. Зимой все деревья спят покрытые снегом

- Зимой день короче, а ночь длиннее. Зимой солнце светит, но не греет.

- Зимой люди делают кормушки для зимующих птиц. Зимой люди одевают тёплую, зимнюю одежду

- Зимой люди катаются на коньках, лыжах, санках и лепят снеговиков.

- Зимой приходит весёлый праздник Новый год.

Воспитатель: А как называются зимние месяцы? (Дети: Декабрь, январь, февраль)

Воспитатель: Какие птицы остались с нами зимовать? (синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, дятел, свиристель, клест, сова, глухарь, тетерев). Как называются птицы, которые остались на зиму? (Зимующие). Можем ли как- то им помочь? (Строить кормушки, подкармливать).

Воспитатель: Какие зимние забавы вы знаете? (Дети: катание на санках, ледянках, коньках, лыжах, игры в снежки и т.д.)

Воспитатель: Все катаются на коньках, лыжах, санках?

Воспитатель: Вы любите кататься с горки?  Дети: Да.

Воспитатель: А из чего строим горку?  Дети: из снега.

Воспитатель: Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем.

Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку.

ЗИМА (какая?) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная

СНЕГ (какой?) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый.

НАСТРОЕНИЕ (какое?) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое

ЛЕД (какой?) – тяжелый, прозрачный, холодный.

Воспитатель: Вот какая высокая получилась у нас горка.

  1.  Игра со снежинкой «Отгадай слово»

Воспитатель: Давайте сделаем так, чтобы пошел снег. Как называется такое явление? (снегопад).

Я буду задавать вопросы, а с каждым правильным ответом будет появляться снежинка.

Все слова - отгадки должны получиться от слова "снег". Посмотрим, получится ли у нас снегопад.

- Как на город и лужок выпал беленький...(снежок)

- Все бегут вперегонки и хотят играть в ...(снежки)

- Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)

- Рядом с ним стоит фигурка, это девочка...(снегурка)

- А на ветки, посмотри, прилетели... (снегири)

- Словно в сказке, как во сне, землю покрывает ...(снег).

Воспитатель: Отлично, назвали правильно слова, и получился замечательный снегопад.

Намело много снега, и я предлагаю вам слепить снеговика.

  1. Физминутка со снежинкой: «Снеговик».

Давай, дружок, смелей дружок (идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком).

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком (рисуют руками большой круг),

И станет ком снеговиком (рисуют снеговика из трех комков).

Его улыбка так светла! (широко улыбаются).

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, как бы держат метлу в руке).

Но солнце припечет слегка – (медленно приседают).

Увы! – и нет снеговика (разводят руками, пожимают плечами).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

  1.  Составление рассказа о зиме (по мнемотаблице)

Воспитатель: 3 снежинка предлагает вам составить рассказ о зиме. В этом вам помогут наши помощницы-таблицы. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка - это новое предложение. Рассказ должен быть полным, интересным.

В рассказе должно быть начало.  

Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!

Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено. И конец рассказа.  

Например: Я люблю зиму! (Дети составляют рассказы по мнемотаблицам). Кто из вас желает рассказать о зиме по мнемотаблице. Рассказы детей по мнемотаблице «Зима» 3-4 человека.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

-        О каком времени года мы сегодня говорили?

-        Что мы с вами сегодня делали?

-        С помощью чего нам легко удалось составить рассказ?

-        Помогли ли вам схемы во время запоминания?

-        что вам больше всего понравилось?

-        Все ли у вас сегодня получилось? Было ли вам трудно?

Воспитатель: Ребята вы били сегодня все молодцы! Матушка- Зима подарила вам раскраски о зиме, а дома вы расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.

В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией  удерживать в памяти последовательность изложения материала....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме «В гости к цыплёнку» (с использование мнемотаблиц)

Проектисследовательской работы для детей старшего дошкольного возрастаНа тему: «Полезные свойства соли" Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели групп...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме " В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы и ИКТ)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе«В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблицы)...

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотаблиц на тему: «ВЕСНА ИДЕТ»

Составление рассказа «Весна идет» Обучающие задачи:1.     закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна идет»;2.     совершенствовать грамматический с...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима"(с использованием мнемотаблицы)...