Занятие по теме: «Предметы быта казаков»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Знакомство детей с предметами старины, знаний о ремеслах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной группе.
Тема: «Предметы быта казаков»
Цели и задачи: Познакомить с предметами старины, расширить знания детей о ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда
Материалы: Крынки, чугуны, кастрюли, миски, глина, доски для летки, стеки.
Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением предметов быта.
Ход занятия:
Дети под фонограмму русской народной песни «Во кузнице» дети входят казачью комнату,, рассматривают предметы народных промыслов, иллострации. По окончании музыки воспитатель предлагает детям сесть.
Воспитатель: Сейчас, ребята, вы очень внимательно рассматривали предметы быта. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся. Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремесел. Народные промыслы и ремесла - важная часть народной культуры. Издавна наша земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов: дерева, камня глины, металла - создавались произведения искусства.
Одним из старейших промыслов было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости. залегала хорошая, вязкая глина. Вы знаете уже, что делали из глины?
Дети: Из глины делали посуду.
Из глины делали детские игрушки.
Из глины изготавливали кирпич.
Из глины делали черепицу для крыш.
Воспитатель: Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространенным. Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван Шестидесятый и Никифор Гончар. Давайте назовем предметы посуды, которые делали гончары.
Дети: Миски, кувшины, макитры, махотки, чугунки, крынки.
Воспитатель: Молодцы, много знаете старинных названий. В каждой казачьей семье имелась необходимая глиняная посуда. А можете назвать, какая посуда для чего предназначалась?
Дети: В чугунке варили картошку, кашу, щи.
В кувшин набирали и пили из него воду.
В крынке держали сметану, варенье, молоко.
В макитре замешивали тесто - это большой глиняный горшок.
Воспитатель: А знаете ли вы, что особенное место среди глиняной посуды занимал кувшин?
Дети Да, если в сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной,
значит, кувшин дышал. Воспитатель. Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа. А вы как думаете, достойны эти мастера почета?
Дети: Да, конечно. Воспитатель: А я думаю, что вы достойны похвалы, вы так много знаете; если где-либо встретите глиняную посуду, то сможете сё назвать и рассказать о том, как она использовалась. А сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое и на некоторое время станем мастерами гончарного дела. Будем лепить из глины предметы быта казаков, которыми они пользовались в быту, Каждый из вас может вылепить посуду, которая ему очень понравилась
(Воспитатель и дети одевают соответствующую одежду) Вот и мы с вами на короткое время стали специалистами гончарного дела. Давайте с вами рассмотрим образцы посуды. Определим их форму. Какую форму имеет кувшин?
Дети: Кувшин состоит как - бы из двух частей. Верхняя часть похожа на прямоугольник - это горлышко кувшина, оно у него очень высокое, нижняя часть похожа на овал.
Воспитатель: Вы также можете слепить чугунок, крынку или махотку. Посмотрите перед каждым из вас лежит на столе глина. Она очень мягкая, податливая, в добрых ласковых руках она может превращается в интересные фигурки. Если вы будете лепить кувшин, то вам для работы понадобятся стеки.
Каким способом мы будем лепить кувшин?
Дети: Ленточным способом из целого куска глины. Воспитатель: Во время выполнения работы не забывайте сглаживать поверхность изделия смачивая пальцы в воде.
(Дети выполняют работу, в процессе воспитатель дает рекомендации) Воспитатель: Вот мы с вами научились гончарному делу, это нелегкий труд, Но посмотрите какие замечательные предметы быта у нас получились.
(Дети вместе со взрослым рассматривают готовые изделия)Какие предметы быта мы с вами изготовили? Из каких частей состоит кувшин?
Дети: Мы изготовили кувшины, чугунки, крынки, махотки. Кувшин состоит из двух частей.
(Изделия выставляются на выставку, дети снимают одежду мастеров гончарного дела).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с древними жилищами людей на Кубани и предметами быта казака
Программные задачи: 1. Познакомить детей с древней историей жилища людей на Кубани. Воспитать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков. 2. Учить рассказывать о предметах быта казаков. 3. Учит...

НОД «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»
НОД «Знакомство детей с древними жилищами людейи предметами быта казака»Задачи:1. Познакомить детей с древней историей жилища людей. Воспитать жел...
Презентация: «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»
Презентация:«Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»...

Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»
Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с ТНР по теме: «Предметы быта и утварь»
Данное занятие, конспект которого я публикую, является итогом большой работы по приобщению детей к культуре русского народа, формированию осознанного отношения к роли человека ...

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знакомство детей с древними жилищами и предметами быта казаков»
История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Казаки верно служили Отечеству, сначала по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе вооруженных сил, как ...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Житье- бытье казаков»
Конспект образовательной деятельностив подготовительной группена тему: «Житье- бытье казаков»Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; Развивать познавательный интерес к истории с...