НОД «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гринь  Наталья Владимировна

НОД «Знакомство детей с древними жилищами людей

и предметами быта казака»


Задачи:

1.        Познакомить детей с древней историей жилища людей. Воспитать желание знакомиться с жизнью донских  казаков.

2.        Учить рассказывать о предметах быта казаков.

3.        Учить украшать полотенце узорами, характерными для нашего края.

Предварительная работа:

1.        Рассматривание иллюстраций жилищ древних людей на Дону.

2.        Рассматривание иллюстраций «Устройство хаты казака».

3.        Заучивание пословиц.

4.        Заучивание стихотворения «На хуторе нашем вишневом».

5.        Рассматривание одежды казака-казачки.

6.        Рассматривание узоров полотенец.

Воспитатель:      Очень часто, а событиями

                        И сутолокою дней, старины

                        Своей не помним мы,

                        Забываем о ней.

                        Хоть и более привычны

                        Нам полеты на Луну,

                        Вспомним старые обычаи,

                        Вспомним нашу старину.

Дети проходят и садятся

Воспитатель: Это было давным-давно. Много лет назад на Дону жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Позже они научились строить жилище из костей и шкур животных. (Воспитатель открывает макет). Климат стал холоднее, и люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, напоминающие огромные картины, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. До тех пор пока царица Екатерина II за верную службу подарила казакам земли. Земли казакам очень понравилось. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В лесах было много зверей. В плавнях водилось много рыбы. И построили казаки станицы. Строительство велось по плану. В центре станицы площадь, церковь, школа. Хаты-курени казаки строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома. (Рассмотреть макет №3).

Чтобы хаты были еще красивей, казаки воле хат сажали сады, яркие цветы мальвы. Так и жили казаки: сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли южные границы от врагов.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения  писателя И.Бойко «Гимн хате».

«Строили тебя на скорую руку, из всего, что ни есть: из самана, шурлука, набивали глиной, рубили из дуба; укрывали бурьяном, камышом, дранью. Под твои углы закладывали монеты, чтобы быть богатым; на пороги прибивали подковы, чтобы быть счастливым, петухами, рыбками, розами; в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз. Строили тебя всей родней, всей улицей, всей станицей и повсюду к тебе каждый вхож, твои двери открытые каждому…  А сколько пота пролила ты! Просыпались рано-рано, на зорьке. Будили тебя петухи, коровы, овцы, звон наковален в кузнеце. И было тебе радостно, когда вокруг тебя невестами хороводились вишни, яблони, груши; когда у окон твоих оббивали цепами снопы, веяли зерно; когда в горнице ткали полотна, в сенях плели лапти; когда тебе нашептывали сны пряхи и веретено. И сколько набивалось в тебя детишек, хата, что не повернуться, ни сесть!».

Воспитатель: А теперь посмотрим внутреннее убранство нашей хаты. (Дети встают и обходят комнату. Воспитатель показывает: вот кровать, стол, лавка, печка, одежда казака, и сами хозяева Аксинья и Григорий. А вот сундук).

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке? (ответы детей).

Воспитатель: Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем. (Дети пробуют открыть, но он не открывается).

Воспитатель: А я, кажется, догадалась – этот сундук не прост, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки.

Дети говорят пословицы:

1.        Дышева рыбка, та погана юшка.

2.        Баба с возу, кобыле легче.

3.        Очи шо бралы, йиштэ хоть повылазьтэ.

4.        Любы дома шо захочешь, а в людях шо дають.

5.        Хлиб, силь да вода – то казачья еда.

6.        Дэ лодырь ходэ, там земля не ходэ.

Воспитатель: Молодцы, открылся сундук. Ой, чего здесь только нет!

Воспитатель: Дети, что это? (кувшин).  Дети, определите, из чего сделан кувшин? (даю потрогать). Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук гончара, сделавшего этот кувшин.

Рассказ ребенка: «У меня в руках кувшин. Его сделал гончар. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду».

Воспитатель: Бабушка очень дорожит этим кувшином, она хранит его дома, он очень старый. А еще, дети, этот кувшин на Дону называли крынка.

 Дети, какие казачьи слова вы еще знаете?

Дети: цыбуля, плетень, буряк, баз, завеска, цыбарка, гарный, хлопец.

Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение  поэта Варавва «На хуторе нашем вишневом».

На хуторе нашем вишневом

На хуторе нашем вишневом,

У чистой Криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки,

Как щедрого молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава.

Воспитатель достает из сундука рубашку.        

Ребенок: я принесла бабушкину рубашку. Казачки очень любили наряжаться на праздники. Она сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Бабушка надевала рубашку, платок, юбку, бусы и была очень красивой.

Воспитатель: А узор на блузке обозначает плодородие земли (цветы).  У казаков было много мастериц. Очень любили они мастерить. Но днем они были заняты, а вечером в хатах было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (достаю из сундука, даю детям для рассмотрения).

Ребенок: Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

Воспитатель: Что же еще в сундуке? (достаю скалку). Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился утюг.

- Посмотрите какой! (ставлю на стол утюг).  Из чего он сделан?

Рассказ ребенка: Он сделан из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, ими раскаляли его на печи и гладили белье.

Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте украсим полотенце узорами. Посмотрите на рисунки вот на этих полотенцах и постарайтесь украсить свое, сделать его ярким и красивым. Каким узором ты украсишь свое полотенце, Саша? … (крестик, цветы, листья).

Дети рисуют, украшают полотенца (звучит фонограмма).

Рассмотрение работ.

Воспитатель: Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается.                                          

   А завтра вы отправитесь в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пуская любая мелочь, будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища. И будем помнить: МНОГИЕ ИЗ НАС ПОТОМКИ ТЕХ САМЫХ СИЛЬНЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ КАЗАКОВ, СОЗДАВШИХ СВОИМ УПОРНЫМ ТРУДОМ СЛАВНУЮ ЗЕМЛЮ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл региональный компонент19 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Знакомство детей с древними жилищами людей

и предметами быта казака»


Задачи:

  1. Познакомить детей с древней историей жилища людей. Воспитать желание знакомиться с жизнью донских  казаков.
  2. Учить рассказывать о предметах быта казаков.
  3. Учить украшать полотенце узорами, характерными для нашего края.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций жилищ древних людей на Дону.
  2. Рассматривание иллюстраций «Устройство хаты казака».
  3. Заучивание пословиц.
  4. Заучивание стихотворения «На хуторе нашем вишневом».
  5. Рассматривание одежды казака-казачки.
  6. Рассматривание узоров полотенец.

Воспитатель:      Очень часто, а событиями

                        И сутолокою дней, старины

                        Своей не помним мы,

                        Забываем о ней.

                        Хоть и более привычны

                        Нам полеты на Луну,

                        Вспомним старые обычаи,

                        Вспомним нашу старину.

Дети проходят и садятся

Воспитатель: Это было давным-давно. Много лет назад на Дону жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Позже они научились строить жилище из костей и шкур животных. (Воспитатель открывает макет). Климат стал холоднее, и люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, напоминающие огромные картины, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. До тех пор пока царица Екатерина II за верную службу подарила казакам земли. Земли казакам очень понравилось. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В лесах было много зверей. В плавнях водилось много рыбы. И построили казаки станицы. Строительство велось по плану. В центре станицы площадь, церковь, школа. Хаты-курени казаки строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома. (Рассмотреть макет №3).

Чтобы хаты были еще красивей, казаки воле хат сажали сады, яркие цветы мальвы. Так и жили казаки: сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли южные границы от врагов.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения  писателя И.Бойко «Гимн хате».

«Строили тебя на скорую руку, из всего, что ни есть: из самана, шурлука, набивали глиной, рубили из дуба; укрывали бурьяном, камышом, дранью. Под твои углы закладывали монеты, чтобы быть богатым; на пороги прибивали подковы, чтобы быть счастливым, петухами, рыбками, розами; в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз. Строили тебя всей родней, всей улицей, всей станицей и повсюду к тебе каждый вхож, твои двери открытые каждому…  А сколько пота пролила ты! Просыпались рано-рано, на зорьке. Будили тебя петухи, коровы, овцы, звон наковален в кузнеце. И было тебе радостно, когда вокруг тебя невестами хороводились вишни, яблони, груши; когда у окон твоих оббивали цепами снопы, веяли зерно; когда в горнице ткали полотна, в сенях плели лапти; когда тебе нашептывали сны пряхи и веретено. И сколько набивалось в тебя детишек, хата, что не повернуться, ни сесть!».

Воспитатель: А теперь посмотрим внутреннее убранство нашей хаты. (Дети встают и обходят комнату. Воспитатель показывает: вот кровать, стол, лавка, печка, одежда казака, и сами хозяева Аксинья и Григорий. А вот сундук).

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке? (ответы детей).

Воспитатель: Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем. (Дети пробуют открыть, но он не открывается).

Воспитатель: А я, кажется, догадалась – этот сундук не прост, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки.

Дети говорят пословицы:

  1. Дышева рыбка, та погана юшка.
  2. Баба с возу, кобыле легче.
  3. Очи шо бралы, йиштэ хоть повылазьтэ.
  4. Любы дома шо захочешь, а в людях шо дають.
  5. Хлиб, силь да вода – то казачья еда.
  6. Дэ лодырь ходэ, там земля не ходэ.

Воспитатель: Молодцы, открылся сундук. Ой, чего здесь только нет!

Воспитатель: Дети, что это? (кувшин).  Дети, определите, из чего сделан кувшин? (даю потрогать). Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук гончара, сделавшего этот кувшин.

Рассказ ребенка: «У меня в руках кувшин. Его сделал гончар. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду».

Воспитатель: Бабушка очень дорожит этим кувшином, она хранит его дома, он очень старый. А еще, дети, этот кувшин на Дону называли крынка.

 Дети, какие казачьи слова вы еще знаете?

Дети: цыбуля, плетень, буряк, баз, завеска, цыбарка, гарный, хлопец.

Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение  поэта Варавва «На хуторе нашем вишневом».

На хуторе нашем вишневом

На хуторе нашем вишневом,

У чистой Криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки,

Как щедрого молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава.

Воспитатель достает из сундука рубашку.        

Ребенок: я принесла бабушкину рубашку. Казачки очень любили наряжаться на праздники. Она сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Бабушка надевала рубашку, платок, юбку, бусы и была очень красивой.

Воспитатель: А узор на блузке обозначает плодородие земли (цветы).  У казаков было много мастериц. Очень любили они мастерить. Но днем они были заняты, а вечером в хатах было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (достаю из сундука, даю детям для рассмотрения).

Ребенок: Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

Воспитатель: Что же еще в сундуке? (достаю скалку). Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился утюг.

- Посмотрите какой! (ставлю на стол утюг).  Из чего он сделан?

Рассказ ребенка: Он сделан из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, ими раскаляли его на печи и гладили белье.

Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте украсим полотенце узорами. Посмотрите на рисунки вот на этих полотенцах и постарайтесь украсить свое, сделать его ярким и красивым. Каким узором ты украсишь свое полотенце, Саша? … (крестик, цветы, листья).

Дети рисуют, украшают полотенца (звучит фонограмма).

Рассмотрение работ.

Воспитатель: Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается.                                              А завтра вы отправитесь в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пуская любая мелочь, будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища. И будем помнить: МНОГИЕ ИЗ НАС ПОТОМКИ ТЕХ САМЫХ СИЛЬНЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ КАЗАКОВ, СОЗДАВШИХ СВОИМ УПОРНЫМ ТРУДОМ СЛАВНУЮ ЗЕМЛЮ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с древними жилищами людей на Кубани и предметами быта казака

Программные задачи: 1. Познакомить детей с древней историей жилища людей на Кубани. Воспитать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков. 2. Учить рассказывать о предметах быта казаков. 3. Учит...

Презентация: «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

Презентация:«Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»...

Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»...

ЖИЛИЩЕ И ПРЕДМЕТЫ БЫТА НАШИХ ПРЕДКОВ

Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых ...

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знакомство детей с древними жилищами и предметами быта казаков»

История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Казаки верно служили Отечеству, сначала по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе вооруженных сил, как ...

Конспект занятия " Знакомство детей с русской избой и предметами быта"

Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»...

Конспект занятия " Знакомство детей с русской избой и предметами быта"

Конспект занятия "Знакомство детей с русской избой и предметами быта"...