Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Житье- бытье казаков»
методическая разработка (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности
в подготовительной группе
на тему: «Житье- бытье казаков»
Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Задачи:
- Продолжать формировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода.
- Знакомить детей с народным фольклором: поговорками, пословицами, играми, приобщать их к народной культуре.
-Расширять словарный запас : светелка, макитра, рубель, ухват, садник, настольник.
Предварительная работа: беседы о жизни кубанских казаков, рассматривание фотографий, картин, чтение художественных произведений, знакомство с пословицами и поговорками, песнями, танцами, их трудом.
Ход ОД:
Мотивация:
А теперь ребятки слушайте загадку:
Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (Глобус).
А что такое глобус (уменьшенная модель нашей земли.)
Давайте повнимательнее его рассмотрим и загадка покажется простой.
Что на глобусе обозначено синим цветом? (Моря, океаны, реки).
Коричневым и желтым? (Горы и пустыни).
Зеленым? (Леса и долины).
Белым? (Ледники). Молодцы!
А теперь давайте найдем на глобусе нашу страну– как она называется (Россия). Какая она большая и красивая, богатая плодородными землями, морями и реками.
Ребята как называется народ который живет в России?
И мы с вами кто? (Россияне)
А столица нашей страны? (Москва)
Как называется наша малая Родина?
Мы с вами кто?
А как называется край в котором мы с вами живем?
А кто скажет как еще называют наш край? (Кубань)
Знаете ли вы, ребята, как раньше называли население на Кубани?
Правильно (казаки, казачки).
А начиналось все с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И стали стекаться еще на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жилье :
А как в давние времена называли жилища на Кубани? (мазанки, хаты)
Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков.
И сегодня я предлагаю нам попасть в хату наших дальних-дальних родственников – предков. Давайте наденем на голову шапку – кубанку, повернемся вокруг себя, скажем : «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!» и топнем ногой.
Смотрите, дети! Вот мы с вами стали кем (Казаками и казачками) и попали в старинную казачью хату. (Презентация видеоролика жилье казака)
Из какого материала строили хаты? (Хаты строили из камыша, глины, соломы).
Чем покрывали крышу? (Крышу покрывали соломой или камышом.)
Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, Белый цвет – символ чистоты и опрятности. Так и стали казаки жить на Кубани.
(Слайд) хата была разделена на 2 половины, в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица, светелка.
Как называлась половила где принимали гостей. Повторите.
В той половине, где жили и готовили еду стояла русская печь (Слайд)
Как вы думаете, зачем в хате нужна была печь (Чтобы было тепло зимой и на ней спали) Правильно.
В казачьих семьях главой семьи был казак. Он добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов, уставший приходил и ложился спать на печь. (Слайд казак спит на печи)
ФИЗМИНУТКА:
Сон Казака»
Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казак» закрывает глаза, делая вид сна. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «КУ-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
А для чего еще служила печь (для приготовления пищи). Казачка готовила вкусную еду для своего мужа. А в чем готовила еду (в чугуне, в нем варили кашу, картошку, борщ). Попробуйте, какой он тяжелый. Хозяйка, что бы поставить чугунок в горячую печь, использовала – ухват. Ухват- это палка, с надетой на нее металлической рогаткой. (Слайд казачка ставит ухватом чугунок в русскую печь)
Чтобы испечь пироги или хлеб нужно было замесить тесто. Посуда в которой замешивали тесто называется – макитра, это горшочек из глины. Повторите.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ТЕСТО»
Готовое тесто ставили в печь с помощью деревянной лопаты - садник. Повторите.
(Слайд казачка ставит тесто в печь садником)
У казачки по хозяйству было много дел. Она ходила к колодцу принести воды на коромысле, что бы постирать грязное белье
(Слайд казачка несет воду на коромысле)
А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Повторите. Видите какой он ребристый. На каталку наматывается мятое белье и с силой несколько раз проводится.
Зимними вечерами казачки занимались рукоделием: пряли пряжу, делали игрушки, вышивали.
(Слайд) Посмотрите внутри хату украшали ткаными половичками, покрывалами, вышивками. А вы знаете как на Кубани называли вышитое полотенце? (рушник)
Самый красивый рушник вешали в красный угол (Слайд) туда, где висела икона.
В старину люди после трудового дня собирались вечерами на сходницу. Не зря есть такая пословица: “Собирай всю родницу на веселую сходницу”. А вот и еще пословица - Кончил дело – … (хором) гуляй смело! Делу время – … (хором) потехе час, на веселые за столом посиделки, давайте накроем стол. Что нам для этого понадобится, что сначала стелют на стол (скатерть). Скатерть в старину называли настольник.
Пели любимые песни, рукодельничали. Пели в старину без музыкального сопровождения. Как такое пение называется? (а cappella)
ПЕСНЯ
Играли в веселые игры, давайте поиграем в старинную игру «СБЕЙ КУБАНКУ»
Рефлексия:
Дидактическая игра: «В хате или в доме?»
(На мольберт вывешиваются картинки хаты и современного дома). Вам нужно прикрепит изображение предметов в зависимости от того, где
они должны находиться в современном доме или в хате.
( Картинки: телевизор, ухват, диван, печь, чайник, самовар, кастрюля, чугунок, рубель, утюг, современная скатерть и настольник, кухонный комбайн, макитра).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0000000.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
в подготовительной группе
на тему: «Житье- бытье казаков»
Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Задачи:
- Продолжать формировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода.
- Знакомить детей с народным фольклором: поговорками, пословицами, играми, приобщать их к народной культуре.
-Расширять словарный запас : светелка, макитра, рубель, ухват, садник, настольник.
Предварительная работа: беседы о жизни кубанских казаков, рассматривание фотографий, картин, чтение художественных произведений, знакомство с пословицами и поговорками, песнями, танцами, их трудом.
Ход ОД:
Мотивация:
А теперь ребятки слушайте загадку:
Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (Глобус).
А что такое глобус (уменьшенная модель нашей земли.)
Давайте повнимательнее его рассмотрим и загадка покажется простой.
Что на глобусе обозначено синим цветом? (Моря, океаны, реки).
Коричневым и желтым? (Горы и пустыни).
Зеленым? (Леса и долины).
Белым? (Ледники). Молодцы!
А теперь давайте найдем на глобусе нашу страну– как она называется (Россия). Какая она большая и красивая, богатая плодородными землями, морями и реками.
Ребята как называется народ который живет в России?
И мы с вами кто? (Россияне)
А столица нашей страны? (Москва)
Как называется наша малая Родина?
Мы с вами кто?
А как называется край в котором мы с вами живем?
А кто скажет как еще называют наш край? (Кубань)
Знаете ли вы, ребята, как раньше называли население на Кубани?
Правильно (казаки, казачки).
А начиналось все с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И стали стекаться еще на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жилье :
А как в давние времена называли жилища на Кубани? (мазанки, хаты)
Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков.
И сегодня я предлагаю нам попасть в хату наших дальних-дальних родственников – предков. Давайте наденем на голову шапку – кубанку, повернемся вокруг себя, скажем : «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!» и топнем ногой.
Смотрите, дети! Вот мы с вами стали кем (Казаками и казачками) и попали в старинную казачью хату. (Презентация видеоролика жилье казака)
Из какого материала строили хаты? (Хаты строили из камыша, глины, соломы).
Чем покрывали крышу? (Крышу покрывали соломой или камышом.)
Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, Белый цвет – символ чистоты и опрятности. Так и стали казаки жить на Кубани.
(Слайд) хата была разделена на 2 половины, в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица, светелка.
Как называлась половила где принимали гостей. Повторите.
В той половине, где жили и готовили еду стояла русская печь (Слайд)
Как вы думаете, зачем в хате нужна была печь (Чтобы было тепло зимой и на ней спали) Правильно.
В казачьих семьях главой семьи был казак. Он добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов, уставший приходил и ложился спать на печь. (Слайд казак спит на печи)
ФИЗМИНУТКА:
Сон Казака»
Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казак» закрывает глаза, делая вид сна. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «КУ-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
А для чего еще служила печь (для приготовления пищи). Казачка готовила вкусную еду для своего мужа. А в чем готовила еду (в чугуне, в нем варили кашу, картошку, борщ). Попробуйте, какой он тяжелый. Хозяйка, что бы поставить чугунок в горячую печь, использовала – ухват. Ухват- это палка, с надетой на нее металлической рогаткой. (Слайд казачка ставит ухватом чугунок в русскую печь)
Чтобы испечь пироги или хлеб нужно было замесить тесто. Посуда в которой замешивали тесто называется – макитра, это горшочек из глины. Повторите.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ТЕСТО»
Готовое тесто ставили в печь с помощью деревянной лопаты - садник. Повторите.
(Слайд казачка ставит тесто в печь садником)
У казачки по хозяйству было много дел. Она ходила к колодцу принести воды на коромысле, что бы постирать грязное белье
(Слайд казачка несет воду на коромысле)
А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Повторите. Видите какой он ребристый. На каталку наматывается мятое белье и с силой несколько раз проводится.
Зимними вечерами казачки занимались рукоделием: пряли пряжу, делали игрушки, вышивали.
(Слайд) Посмотрите внутри хату украшали ткаными половичками, покрывалами, вышивками. А вы знаете как на Кубани называли вышитое полотенце? (рушник)
Самый красивый рушник вешали в красный угол (Слайд) туда, где висела икона.
В старину люди после трудового дня собирались вечерами на сходницу. Не зря есть такая пословица: “Собирай всю родницу на веселую сходницу”. А вот и еще пословица - Кончил дело – … (хором) гуляй смело! Делу время – … (хором) потехе час, на веселые за столом посиделки, давайте накроем стол. Что нам для этого понадобится, что сначала стелют на стол (скатерть). Скатерть в старину называли настольник.
Пели любимые песни, рукодельничали. Пели в старину без музыкального сопровождения. Как такое пение называется? (а cappella)
ПЕСНЯ
Играли в веселые игры, давайте поиграем в старинную игру «СБЕЙ КУБАНКУ»
Рефлексия:
Дидактическая игра: «В хате или в доме?»
(На мольберт вывешиваются картинки хаты и современного дома). Вам нужно прикрепит изображение предметов в зависимости от того, где
они должны находиться в современном доме или в хате.
( Картинки: телевизор, ухват, диван, печь, чайник, самовар, кастрюля, чугунок, рубель, утюг, современная скатерть и настольник, кухонный комбайн, макитра).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»...
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «Чтобы стать Олимпийским чемпионом»
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «Чтобы стать Олимпийским чемпионом»...
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»...
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы компенсирующей направленности «Поиграем в театр»
Конспект образовательной деятельстиподготовительной группы компенсирующей напрвленности«Поиграем в театр»...
Организованная образовательная деятельность подготовительная группа. Тема "Школа тетушки Совы"
формирование элементарных матеиматических представлений...
Конспект образовательной деятельности подготовительная группа Художественно эстетическое развитие «Аппликация» Тема: «Осенняя берёза»
Цель: формирование творческой деятельности детей.Задачи:- продолжать учить детей изображать берёзу с характерными для неё признаками;- учить вырезать предметы по шаблону (симметричное вырезание)...