Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с ТНР по теме: «Предметы быта и утварь»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Васильева Светлана Александровна

Данное занятие, конспект  которого я публикую, является итогом большой работы по приобщению  детей к культуре русского  народа, формированию осознанного  отношения к роли человека в развитии технического прогресса (условия быта)

Оно основано на работе с детьми в мини-музее старинной домашней утвари и предметов прикладного творчества «Кузовок». Этот музей мы  начали собирать в нашей группе много лет назад. В начале в нём было всего три предмета – чугунный утюг, ухват и рубель. Сейчас он насчитывает более тридцати экземпляров, которые  помогают нам в работе с детьми во всех образовательных областях.

 В занятие я использую русские народные заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки, подвижные и хороводные игры, продукты детского речевого творчества,  развивающие  игровые упражнения,  проблемные ситуаций, основанные на  приёмах и методах ТРИЗ, а также экземпляры музея.

Думаю, этот конспект может помочь воспитателям в работе с детьми по формированию уважительного отношения к традициям и обычаям русского народа, систематизации и углубления  знаний детей   о предметах старинного быта, о гостеприимстве и хлебосольстве, как, отличительной  черте характера  русского  человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_predmety_byta_i_utvar.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №115 комбинированного вида Выборгского района. Санкт – Петербурга   (ГБДОУ детский сад № 115 Выборгского района СПб)

194 017  Санкт – Петербург, ул. Гаврская д. 9

   Конспект 

Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с ТНР по теме:   «Предметы быта и  утварь» 

 

           Образовательная область:  Социально-коммуникативное развитие

           Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», Здоровье».

            

          Технологии: игровые, здоровьесберегающие, триз.

Составила:

  Васильева С.А.

 ,воспитатель

 ГБДОУ № 115

 Выборгского района СПб

 Высшая квалификационная

 категория

 

г. Санкт – Петербург 2016 г.

Программное обеспечение:

  •  Цель:   приобщение  детей к культуре русского  народа, формирование уважительного отношения к его традициям и обычаям,   формирование осознанного  отношения к роли человека в развитии технического прогресса (условия быта)

Задачи:

  • Уточнить, систематизировать и углубить  знаний детей   о предметах старинного быта, о гостеприимстве и хлебосольстве, как, отличительной  черте характера  русского народа.
  • Обогатить словарь детей за счёт знания народных пословиц, поговорок, загадок и новых слов ( ухват, чугун,   рубель,  мутовка, туесок, шкатулка, оберег).
  • Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
  • Упражнять в ориентации на листе бумаги.
  • Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.

Словарная работа: ухват, чугун, самовар, рубель, туесок, шкатулка, оберег, мутовка.

Методы: практический, тактильный, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приёмы:  погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа,  загадывание загадок , решение проблемной ситуации,   хороводные и подвижные игры.

Предварительная работа: создание детского мини-музея старинной русской утвари, рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок, просматривание презентаций об устройстве старинного русского быта, придумывание загадок об экспонатах музея. Прослушивание  записей русских народных песен.

 Оборудование:  хлеб-соль на подносе, детский мини-музей старинной русской утвари «Кузовок», подарок для детей из предметов старинной русской утвари (чугунок, ухват, мутовка, шкатулка, подкова), повязки на глаза для обследования предметов на ощупь, шапочки маски «вороны» и «деда» для игр, лист бумаги формат А-3, множество вырезанных картинок, клей по количеству детей, листы картона с нарисованными подковами, солёное тесто чёрного, красного и зелёного цвета для лепки оберегов, маленькие подковки для рефлексии.

Здоровьесберегающие  технологии: подвижные игры «Сидит ворона на суку»,  «Дударь, Дударь Дударище»

 Программное обеспечение:

Образовательные ресурсы:

программа «От рождения до школы» Н.Б.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, программа Л.В. Коломийчинко «Дорогою добра», «Триз для дошкольников» С.А. Васильева.

Организационный момент: Дети  встречают гостей хлебом и солью и провожают гостей на их места, сами садятся на стульчики напротив.

Ход занятия:

  1. Встреча гостей.

Дети встречают гостей хлебом и солью и провожают гостей на их места, со словами: 

 1реб.: Милости просим, гости дорогие! Хлебом да солью встречаем, с поклоном в дом приглашаем!                                                                            2реб.: Просим на избу: красному гостю красное место.                                          Наш дом как чаша полна-                                                                

3реб.: Хлеб соль со стола не сходят.                                                    

 4реб.:  Гостю почет — хозяину честь. Гость доволен — хозяин рад               5реб.:   Русский человек хлеб-соль водит.                                          

Воспитатель:

В синеве ослепительной неба

Всё летят и летят журавли…

Слышен запах горячего хлеба-

Драгоценного дара земли

Есть в России хороший обычай-

Хлебом-солью гостей привечать

Может, чуть растерявшись в начале,

Будешь это всю жизнь вспоминать.

Воспитатель:

Русский человек хлеб-соль водит, Что,  значит хлеб-соль водить, хлебосолить?

Дети: Это значит дружить, предлагать дружбу, заранее надеяться, что гости не принесут вреда.

Воспитатель:

Все поговорки, которые вы назвали, говорят о важном качестве русского человека, о гостеприимстве.

У русских людей, есть ещё одна пословица:

Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

-Как вы думаете, о чём она говорит? Ответы детей.

Воспитатель:

-Да! Люди украшают свой дом, но и ещё очень важно, какой  хозяин – человек, интересный, весёлый, может ли он развлечь своих гостей, рассказать или показать, что то интересное.

  1. Экскурсия по музею.

Воспитатель обращается к гостям:

-Мы с детьми решили рассказать вам о нашем мини-музее старинной русской утвари «Кузовок»

Мы сами придумали загадки о некоторых экспонатах нашего музея. Попробуйте отгадать их

1реб.: 

В полотняном царстве,

В чистом государстве,

На углях пароход

Всё плывёт и плывёт!

Угли раздуваются –

Как он называется?

(Угольный чугунный утюг)

Воспитатель: 

-Что такое чугун?

-Почему работа таким утюгом была очень тяжёлой

2реб.: 

Наши люди в старину

Утюгов не знали,

Носили грубое бельё

Его не гладили, а мяли.

Чтоб бельё своё размять

По столу катали.

Чем бельё из льна катали,

Вспомни, как же называли?

(Рубель.)

Воспитатель:

-Покажи, как работал этот инструмент?

-Сколько времени требовалось хозяйке, чтобы размять одну вещь?

3реб.:

Всю еду, любой припас

Я сложу к себе в запас,

В коробочки из бересты –

Знаю я и знаешь ты:

Коробка пригождается!

Как же называется?

(Туесок)

Воспитатель:

-Что такое береста?

4реб.: 

Стоит бочка,                                                                                                                              

 В бочке печка, на печке труба.                                                                                      

 Бочка медная, пузатая,                                                                                              

 Печка узкая, хвостатая.                                                                                        

 Если в печке огонь,                                                                                                          

А в бочке вода,                                                                                                                      

 Значит, чаю пей,                                                                                                                

Хоть два ведра.

Воспитатель:                                                                                                                        

-Что такое медь?

-Почему в твоей загадке печка, названа хвостатой?                                              

5реб.:   

Деревянная лошадка,                                                                                             

Привезла нам каши сладкой.                                                                                                    

 Ждет лошадка у ворот –                                                                                      

Открывай по шире рот.                                                                                      

(Ложка)

Воспитатель:

-Из древесины какого дерева на Руси делали ложки?                                                                                                

-Как называли людей, которые делали ложки?

-Какие предметы сейчас заменяют на наших кухнях эти вещи.

Воспитатель:

Молодцы! Вы очень хорошо подготовились и много узнали! Я горжусь вами!

  1. Игра: «Определи на ощупь, какой предмет».

Я знаю, что наши гости приготовили для нас подарок! Давайте, поиграем с ним!

Гости вносят корзину, в которой лежат старинные вещи: ухват, чугунок,   шкатулка, подкова, мутовка.

Воспитатель проводит игру «Определи на ощупь, какой предмет». Задача детей обследовать предмет руками, и рассказать какой он (назвать размер, вес, материал или свойства предмета, части, предположить, что это может быть)

Воспитатель: Давайте договоримся, пока один из вас рассказывает о предмете с закрытыми глазами, остальные смотрят, но молчат.

Когда дети заканчивают своё обследование и снимают повязку с глаз, все дети объясняют назначение предмета, как понимают, предполагают, как он может  называться, затем воспитатель называет предмет и рассказывает о нём.

  1. Физкультурная пауза: 

Подвижные игры «Сидит ворона на суку»,  «Дударь, Дударь Дударище»

  1. Изготовление коллажа:

Воспитатель предлагает детям доделать коллаж о русской народной кухонной утвари. Вначале обсуждаются с детьми картинки уже приклеенные к коллажу (дерево липы, береста, русская печь, сосна, ива, стол). Детям даётся задание: приклеить картинку можно только в том случае, если сможешь объяснить,   как твоя картинка связана с уже приклеенными, или вновь появившимися.

Например:

- Я приклею деревянную ложку, потому что её делают из древесины липы, и т. д.

После того, как коллаж будет собран, воспитатель предлагает детям посмотреть, какой, самой главной картинки не хватает. Это человек!

Изображение человека на этом коллаже должно быть обязательно, потому что, только ум, смекалка и руки человека могли сделать эти вещи и со временем усовершенствовать их до нашей современной кухонной утвари.

  1. Игра «Да-нетка» по коллажу.

Правило: угадывать слова можно ориентируясь на местоположение картинок на плоскости коллажа.

Один ребёнок загадывает слово, другие при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет» и которые касаются местоположения загаданного объекта, отгадывают слово.

Например:

-Эта картинка находится в верхнем левом  углу коллажа?

-Нет.

И т. д.

  1. Вручение подарков гостям.

Сделанные заранее подковы – обереги из солёного теста дети дарят гостям на счастье.

  1. Рефлексия.

Воспитатель раздаёт детям маленькие картонные подковки и предлагает, если занятие понравилось положить её улыбающемуся петрушке или забрать себе, если нет, то положить подковку грустному петрушке.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста,  напраленной на закрепление знаний основных цветов спектра и класификации на теплые и холодные тона....

Методическая разработка. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.С использованием мнемотехники и презентации. Тема: «Транспорт разный есть на свете»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о видах транспорта.Задачи:I.Познавательные:1.      Продолжать учить классифицировать транспорт по видам (водный, воздушный, на...

непрерывно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6лет) ОО Речевое развитие ТЕМА: «Письмо мишки Умки»

ОО Речевое развитие ТЕМА: «Письмо мишки Умки»  Тема: «Письмо мишки Умки»Цель для воспитателя: формирование умения составлять связный рассказ о весне с помо...

Конспект проведения совместной непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений Тема: «Как помочь Буратино?» Образовательная область «Познавательное развитие»

Программное содержание:Образовательные задачи:Закрепить знание детей о последовательности дней недели. Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет. Тема: "Мой город Сертолово"

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет. Тема: "Мой город Сертолово"...