Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Ирина Штельма

Материал подготовлен для педагогов детского сада. Также может быть использован родителями, чьи дети имеют речевые трудности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления граматически оформленного речевого высказывания.

Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является в частности речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Систематическое проведение таких упражнений позволит:

- выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;

- стабилизировать общий тонус организма;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- улучшить фонематический слух;

- формировать умение изменять модуляцию голоса;

- улучшить ритмико-интонационную сторону речи;

- повысить речевую активность;

Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка, особенно гиро- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности.

Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовлетворение. Предполагаемые движения могут содержать какой-либо воображаемый образ, перевоплощение.

Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.

Перед началом упражнения педагог подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него рукоу или блестящей указкой («волшебной палочкой») со словами:

Вы сегодня не ребята,

Вы смешные медвежата.

Ваня не ребенок,

Ваня – медвежонок.

Таня не ребенок.

Таня- медвежонок.

В это время детям можно предложить закрыть глаза, и открыть их только после прикосновения («превращения»).

«УТРО»

Цели:

- вырабатывать правильное дыхание.

- обучать элементарным приемам массажа;

- вырабатывать положительный эмоциональный фон;

- расширять артикуляторные возможности;

- оптимизировать общий тонус тела, снимать патологические зажимы.

Медвежата сладко спят ( Дети прислоняются к спинкам стульев, закрывают глаза)

И расслабленно сопят (Спокойно и глубоко дышат)

Солнце глянуло в окошко,

Все зажмурились немножко (Крепко зажмуривают глаза)

- Медвежата, хватит спать, (Широко открывают глаза)

Вам пора давно вставать. (Встают со своих мест)

Медвежата все проснулись,

Потянулись, улыбнулись. (Тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке)

Любя мишки чистоту.

Умываться все идут. (Шагают на месте)

Кран, откройся (Имитируют движение руки при открывании крана)

Нос, умойся (Поглаживающие движения указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон)

Мойтесь сразу оба глаза, (Круговые массирующие движения по векам)

Лоб и щеки, (Разглаживают лоб от центра к вискам. Растирают щеки).

Мойся, шейка (Растирают шею, поварачивая голову вправо-влево)

Ручки, мойтесь хорошенько (Растирают руки)

Словно щеткой, язычком

Чистить зубы мы начнем ( артикуляционное упражнение «Чистим зубки»)

Принюхались медвежата: ( полный вдох через нос, задерживают воздух на 2 сек, медленно выдыхают через рот)

Что-то пахнет непонятно (Повторяют упражнение 3-5 раз)

Очень вкусно. Это мед!

Мама к завтраку нас ждет (Садятся на стульчики)

Медвежата мед лакали, (Лакательные движения языком, рот открыт)

Потом губки облизали (Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»)

Лижут с неба сладкий мед

Язычком назад- вперед ( Упражнение «Маляр»)

Язычок не опускают,

К верху сильно прижимают ( Упражнение «Грибок»)

Надо чай попить горячий,

Но сначала остудить. (Кистью руки изображают чашечку)

- Вы, медвежата, н ленитесь

Сперва подуйте, (Делают вдох носом, выдох через рот, губы трубочкой, воздушная струя направлена на «чашку» в руке)

Потом попейте (Имитируют «питье» из «чашки»)

А после улыбнитесь (Губы в улыбке)

Завтрак съеден, медвежата

Шалят, как будто индюшата. (Упражнение «Индюк»)

Спокойно садятся за столы.

«ШАРФИКИ»

Помимо снятия напряжения с плеч и шеи это упражнение способствует улучшению кровоснабжения головы, движения спинно-мозговой жидкости.

Мама мишек одевала ( дети на стульчиках сидят)

Шарфики всем завязала ( педагог имитирует «Ззавязывание шарфиков», при этом дети немного вытягивают шею вверх, затем расслабляют ее)

Покрутили головой ( движения головой вправо-влево)

Хорошо как и тепло!

«ИГРА С ШИШКАМИ»

Цели:

- развивать глазодвигательные функции, умение следить взглядом за предметами

- развивать внимание

- развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук

- оптимизировать тонус рук и плечевого пояса

- формировать пространственное восприятие, обучать различению правой и левой руки.

Мама с мишками играла,

Шишки разные кидала. ( логопед имитирует «бросание» шишки, дети внимательно следят, кому бросают «шишку» , совершают хватательные движение рукой)

Медвежата их поймали

С силой сжали, разломали, (Сильно сжимают кулачок)

В стороны бросали, (бросающие движения)

А ручки отдыхали (Потряхивание кистями рук).

«ИГРАЕМ С ПЕСКОМ»

Цели:

- чередовать напряжение и расслабление мышц рук

- развивать мелкую моторику правильное дыхание

- снимать эмоциональное состояние

Песочек в руки набираем, (Захватывающие движения руками (вдох))

Пальцы крепко мы сжимаем,

Чтоб песок не высыпался,

Чтоб в руках у нас остался (крепко сжимают кулаки)

Пальцы разжимаем.

Песочек высыпаем. (Медленно разжимают пальцы рук (выдох))

Стряхнули с рук песок. (потряхивание руками)

Устали ручки. Ох! (Руки на колени)

«МУРАВЕЙ»

Цели:

- оптимизировать мышечный тонус ног, сочетая напряжение и расслабление мышц

- Развивать правильное дыхание.

Муравей залез на ножку (ноги вперед (глубокий вдох)

Мы посмотрим, где же он ( стопы на себя, задерживают дыхание, смотрят на ногу)

Мы стряхнем скорее крошку (Потряхивание ногой (выдох))

И немного отдохнем! (расслабление)

«У МОРЯ»

Цели:

- тренировать правильное дыхание

- расширять сенсомоторный репертуар

- развивать мимическую мускулатуру, умение напрягать и расслаблять мышцы лица, шеи , плеч

- активизировать артикуляционную моторику

- вырабатывать положительное эмоциональное состояние.

Это упражнение хорошо сочетать с прослушиванием музыки , что повысит эффективность выполняемых движений, окажет успокаивающее и расслабляющее действие.

В море теплая вода (волнообразные движения руками)

Дети все пришли сюда (шагают на месте)

Брызги в стороны летят, (движения руками вверх-вниз)

Поплескаться каждый рад,

Рад и порезвиться,

Рад и понырять (руки перед грудью, кистями выполняют синхронные волнообразные движения вперед)

И под ярким солнышком (сесть на стулья)

Спокойно загорать (ложаться на ковер)

Подбородок вверх подняли, (голову вверх, глубокий вдох)

Подбородок загорает (глубокий выдох, вдох-выдох 3-5 раз)

Ротик шире открываем. (рот открыть)

Язычок наш загорает (упражнение «Лопаточка»)

Летит жучок- (Ж_Ж_Ж_Ж……)

Укушу язычок (прячут язык вглубь рта, рот открыт)

Снова летит жучок-

Ой, укушу язычок. (повтор 3-4раза)

Жучка прогнали,

Спокойно подышали. (Закрывают рот, спокойные дыхательные движения)

Пчелка летела и на носик села. (напрягают, морщат губы и нос)

Ой, спугнули, улетает,

Губки, носик расслабляем. (расслабление мышц лица)

Бабочки летели и на брови сели.

Брови наши как качели,

Бабочек качать хотели. (поднимаем и опускаем брови)

Все долго лежали и загорали (Спокойно лежат)

Потом потянулись, (Потягиваются)

И встали (Поднимаются со своих мест)

«РАКУШКА»

Цели:

- снимать напряжение с мышц плеч и шеи

- повышать уровень психической активности

В море мы нашли ракушку (складывают ладони лодочкой)

Мы ее приложим к ушку (прикладывать ладонь к правому уху, наклоняем голову к правому плечу)

И суровою зимой (прикладывать ладонь к левому уху)

Будем слышать мы прибой (наклоняют голову влево).

«КОШКА»

Цели:

- развивать глазодвигательные функции

- развивать координацию движений

- формировать пространственное восприятие

Преодолевать разного вида мышечные дистонии и зажимы.

Дети встают, сгибают руки в локтях и смыкают их перед грудью.

Вот окошко распахнулось (Руки в стороны)

Вышла кошка на карниз (плавные движения руками)

Посмотрела кошка вправо (голову вправо)

Посмотрела кошка вниз (голова вниз)

Кошка влево повернула, (голову влево)

Проводила взглядом мух (круговые движения головой)

Потянулась, улыбнулась (руки вверх, улыбаются)

И уселась на карниз. (Садятся на свои места или приседают на корточки).

Во втором варианте детям предлагается следить только глазами, не поворачивая головы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).

Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...

Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.

Материал предоставлен для воспитателей ДОУ.  В материале содержатся методика проведения игр и занятий по  психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

В настоящее время большин­ство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции рече­вых нарушений без стабили­зации и активизации энерге­тического потенциала ...

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, б...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...

Речедвигательные упражнения для дошкольников с элементами психогимнастики

Речедвигательные упражнения рекомендуется использовать в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, как в групповой так и в индивидуальной работе с дошкольниками. Упражнения  помогают детям рас...

Конспект занятия «Моё душевное здоровье» (с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений)

В данном конспекте описаны основные методы и приемы для благополучного развития душевного здоровья....