Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики
консультация по развитию речи (средняя группа)

Лобанцова Елена Александровна

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой        сферы,        повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления  грамматически оформленного речевого высказывания.

Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким является, в частности, речь.

Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему  патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Регулярное  проведение таких упражнений позволит:

-выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;

-стабилизировать общий тонус организма;

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-улучшить фонематический слух;

-формировать умение изменять модуляцию голоса;

-улучшить ритмико-интонационную сторону речи;

-повысить речевую активность;

-оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния  места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и. как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности.

Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер. Приносить детям радость и удовлетворение. Предлагаемые движения могут содержать какой-либо воображаемый образ. Перевоплощение. Некоторые этюды можно сопровождать музыкой. Помогающей создать соответствующий настрой.

Речь педагога должна быть интонационно окрашенной. С богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.

Примеры
«Кошка»

ЦЕЛИ:

  • развивать глазодвигательные функции;
  • развивать координацию движений;
  • формировать пространственное восприятие;
  • преодолевать разного вида мышечные дистонии и зажимы.

Вот окошко распахнулось.

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вправо,

Посмотрела кошка вниз,

Кошка влево повернула,

Проводила взглядом мух,

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Дети встают, сгибают руки в локтях и смыкают их перед грудью.

Раздвигают руки в стороны.

Выполняют плавные движения руками.

Поворачивают голову вправо.

Опускают голову вниз.

Поворачивают голову влево.

Выполняют круговые движения головой.        

Тянут руки вверх, улыбаются.

Садятся на свои места или приседают на корточки.


  • «Черепаха»

Вот гуляет черепаха,

Прячет голову от страха.

Дети опускают плечи, подбородок тянут вперед и вверх.

С напряжением поднимают плечи, подбородок прижимают к груди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).

Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...

Речедвигательные упражнения

В  памятке  предоставлен  материал  для  родителей  по  проведению  речедвигательных  упражнений  в  домашних  условиях.  Материал гото...

Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.

Материал предоставлен для воспитателей ДОУ.  В материале содержатся методика проведения игр и занятий по  психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

В настоящее время большин­ство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции рече­вых нарушений без стабили­зации и активизации энерге­тического потенциала ...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...

Речедвигательные упражнения для дошкольников с элементами психогимнастики

Речедвигательные упражнения рекомендуется использовать в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, как в групповой так и в индивидуальной работе с дошкольниками. Упражнения  помогают детям рас...

Конспект занятия «Моё душевное здоровье» (с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений)

В данном конспекте описаны основные методы и приемы для благополучного развития душевного здоровья....