Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему "Звуковая культура речи. Звук ш".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему "Звуковая культура речи. Звук ш".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Теремок»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
на тему «Звуковая культура речи. Звук ш»
Разработала:
Воспитатель Тахирова О.В.
Акбулак, 2025
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней групп
Тема: «Звуковая культура речи. Звук «ш».
Цель: закрепить произношение звука «с». Познакомить детей с шипящим звуком «ш», показать его артикуляцию. Учить детей произносить звук «ш» изолированно, в словах, добиваться чёткости произношения данного звука.
Задачи:
- Развивать фонематический слух детей;
- Развивать слуховое внимание, связную речь детей;
- Активизировать словарь детей;
- Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
- Способствовать совершенствованию у детей коммуникативных навыков и звуковой культуры речи.
Словарь: шипеть, шипящий, звук, слово, шуба, шахматы, шкаф, шприц.
Методы и приёмы: организационный момент (сюрпризный), артикуляционные упражнения, физкультминутка «Шар лопнул», беседа по вопросам, словесная игра «Паровозик», использование загадки, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: артикуляционная и дыхательная гимнастики, отгадывание загадок со звуком «Ш», проговаривание чистоговорок, беседа по вопросам.
Оборудование и материалы: магнитная доска, зеркала, мнемотаблицы для заучивания чистоговорок,
Игрушка мишки.
Картинки с изображением: шахмат, шишки, шкафа, шайбы, шарфа, шубы, машины, камыша, петушка, мишки, матрёшки, шляпы, шалуна, карандаша, шалаша, малыша, шины.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Говорим всегда красиво: Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим, Потому что не шумим!
Наши ушки слушают, Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают, Ножки нам не мешают.
Мотивация.
– Ребята, к нам в гости кто – то пришёл, а кто, узнайте, отгадав загадку:
Зверь забавный сшит из плюша;
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного,
И устрой ему берлогу.
– Кто это?
(воспитатель достаёт мишку из – за ширмы).
– Ребята, давайте поздороваемся с мишкой.
– Он пришёл к нам за помощью. Мишка не может говорить звук «ш», вместо него он произносит «с». Вместо «шапка» он говорит «сапка», вместо «машина» – «масина». Ребята, поможем ему?
- Основная часть.
Воспитатель:
– Ребята, давайте мишке расскажем интересную сказку.
– Живёт – поживает Язычок в своём домике. Домик Язычка –ротик. Домик Язычка любит улыбаться. Вот так.
– Дом Язычка может открываться и закрываться.
– Язычок очень любит петь песни. Однажды он запел вот такую песенку: «С-с-с»
– Чья это песенка?
– Давайте все вместе споём песенку водички.
– Теперь водичка зажурчала громче. Ещё громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
– Но вот однажды Язычок решил поиграть: вообразил, что он лисичка, распушил хвостик, сделал его широким и выставил на улицу, на нижнюю губу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Язычок положить на нижнюю губу, не закрывая её, а саму нижнюю губу не поворачивать. Вот так.
Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик (кончик языка) за верхние зубы, и закрыл домик, чтобы собака не вбежала за ним. А хвостик всё равно держал за верхними зубами. Подождал Язычок немножко и решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик держал за верхними зубами. Вот так. Но собаки уже нигде не было, она давно убежала.
– А теперь поиграем так. Я скажу «хвостик греется на солнышке», а вы положите язычок на нижнюю губу – на крылечко домика. Потом я скажу: «Собака!», а вы поднимите кончик языка кверху, за верхние зубы и спрячьте его в домик. Вот так. Потом домик открываете и закрываете, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху, за верхними зубами.
Воспитатель:
– Молодцы, ловкие у вас язычки. Собака убежала, бояться язычку некого и сделал он вот так, поднял хвостик кверху, к верхним зубам, губы слегка вытянул вперёд и зашипел: «ш-ш-ш». Так у язычка появилась новая песенка.
Воспитатель:
– Ребята, а кто из животных может шипеть?
– Приготовьте пальчики, сомкните их. Вот так. Когда ротик у змеи открывается, она шипит – пальчики размыкаются, а когда рот закрывает змея – пальчики соединяются.
– Слова, которые начинаются со звука «ш», очень много. Это такие слова: шишка, шарф, шашки, школа, шайба, шахматы (показ картинок)
– Давайте поиграем. Игра «Хлопни в ладоши». Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши один раз тогда, когда услышите в начале слова звук «ш». А если в слове нет звука «ш», что вы тогда будете делать? Итак, начинаем. Будьте внимательны.
Шуба, зима, шорты, брюки, шкаф, комод, шина, колесо.
– А теперь давайте поиграем.
Физкультминутка «Раздувайся пузырь»
Дети встают в круг, берутся за руки, делают вдох, как бы надувая шар, и отходят назад. По хлопку воспитателя шар лопается, дети приседают, опуская руки вниз и одновременно делая выдох со звуком «ш». Игра повторяется 3 – 4 раза.
(дети садятся на стульчики).
– Молодцы, ребята. Справились. А теперь давайте поиграем в другую игру. Она называется «Паровозик».
Игра «Посади животных в поезд».
Из конверта воспитатель достает картинки разных животных.
Задание: ехать в поезде могут только те животные, в названии которых есть звук «Ш». Дети выбирают животных со звуком «Ш» и сажают в окошечки поезда.
Картинки животных: кошка, лошадь, лиса, мышка, волк, лягушка, петушок…
А теперь давайте Мишку научим говорить чистоговорки.
Проговаривание чистоговорки:
На опушке в избушке живут старушки болтушки
У каждой старушки лукошко, в каждом лукошке кошка.
Кошка на окошке шапку шьёт
Мышка в сапожках избушку метёт.
Ша-ша-ша – наша Маша хороша,
Шо-шо-шо – поет очень хорошо,
Шу-шу-шу – поет песню малышу,
Ши-ши-ши- любят песни малыши.
А теперь давайте повторим все вместе!
Ребята, мишка любит сочинять стихи, подскажите ему последние словечки.
Игра «Доскажи словечко»
Носит яркий гребешок наш веселый ……(петушок)
Вот бежит малышка, серенькая …..(мышка)
Мышка моется под душем, моет хвостик, моет….. (уши)
Зашуршали тихо шины – это едет к нам ……(машина)
А под снегом спит медведь, тише, тише не …..(шуметь)
- Рефлексия.
Воспитатель:
- Дети, кто к нам приходил в гости?
– Дети, как вы думаете, мы научили мишку говорить «ш»?
– Как звучала у вас шипящая песенка?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
– Ну что ж, пора прощаться с мишкой. Мишка дарит вам раскраски шариков. До свидания, Мишка! Приходи ещё.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Конспект предназначен для детей средней группы...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»
Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Программное содержание: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Методическая разработка конспекта открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»
Часто возникает вопрос как у воспитателя,так и уродителей:"Как привлечь ребёнка к занятию?". Так вот, в занятии должен быть сюрпризый момент-это появление какого-либо персонажа. ...

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Программное содержание: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....