«Актуальность развития речи детей младшего дошкольного возраста» март 2025 год
материал по развитию речи (младшая группа)

Старкова Марина Петровна

Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Актуальность развития речи

детей младшего дошкольного возраста»

    Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения".

    Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности.

   С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка, в дальнейшем.

     Актуальность развития речи детей младшего дошкольного возраста определяется тем, что согласно статистическим данным, за последние 5–10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле и аудио коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности мелкой моторики, очень важной для ее становления.

    В дошкольном возрасте основной вид деятельности — это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

      Выдающийся ученый И. П. Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям, доказывая, что они формируют речевой центр. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

    Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.         Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых фольклорных жанров на эстетическое развитие развитие детей младшего дошкольного возраста

В наше время, когда вопросы эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческо...

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе....

Опыт работы на тему: "Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами"

Опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами». Цель педагогического опыта:Изучить и обос...

"Активизация речи детей младшего дошкольного возраста" январь 2025 год

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы....

Консультация для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» январь 2025

Воспитание патриотических чувств у дошкольников происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране....

Индивидуальная программа на ребенка младшего дошкольного возраста по разделу «Речевое развитие» группа младшего дошкольного возраста

В основу индивидуальной программы положены следующие принципы (Левина Р.Е): • раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; • развитие речи и опоры на...