Конспект НОД "Ознакомление детей дошкольного возраста с народным фольклором" в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с народно-прикладным искусством и художественным словом.

Задачи:

Воспитательные: приобщать детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.                                                                               

Образовательные:  способствовать развитию умственных способностей, логического мышления, формирование словаря.  

Развивающие: Развивать внимание, мышление, память, интонационную сторону речи. Развать коммуникативные умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народным фольклором».

Занятие по развитию речи в средней группе

Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с народно-прикладным искусством и художественным словом.

Задачи:

Воспитательные: приобщать детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Образовательные: способствовать развитию умственных способностей, логического мышления, формирование словаря.

Развивающие: Развивать внимание, мышление, память, интонационную сторону речи. Развать коммуникативные умения.

Вводная часть

  1. Приветствие

Вместе:

Встанем рядом полукругом
Улыбнёмся мы друг другу.
Скажем весело «Привет»
Всем удачи в этот день!

(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо)

Воспитатель: Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки
слагал.

Новое слово- слагал. (объяснить значение слова) складывал, придумывал, сочинял)

Ответы детей-- 3-4 раза (можно у всех)

Основная часть

1. Сюрпризный момент

Воспитатель: (удивленно) Какое загадочное письмо. Кто же его прислал? Прочитаем?

Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил вам задания. Предлагаю вам узнать что такое Фольклор. Но это не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карточки с заданиями.

Желаю успехов!
Ваш дедушка Фольклор.

Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.

Ребята, что такое «фольклор»? (объяснить значение слова)

Фольклор означает – "народная мудрость", "народное знание"

Фольклор-это потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…

Воспитатель: Так что же такое ФОЛКЛОР? Кто мне ответит?

Ответы детей-- 3-4 раза (можно у всех) -это потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…

Воспитатель: А кто их сочинял?

Подсказка--- Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Дети: Народ!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим следующее задания.

Воспитатель: Слушайте первое задание дедушки Фольклора:
«Дорогие ребята, отгадайте мои загадки:

(дети отгадывают загадки и находят игрушки, которые загаданы в загадках)

Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,

Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый. (Свинья)

Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – … (Корова)

Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит: «Ме-ме-ме,
Дай-ка травки мне-е-е». (Коза)

(Подготовить игрушки с домашними животными и платок)

Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Почему их называют домашними животными

Ответы детей ----- (одним словом)

Д/И на внимание: “Кто спрятался ? (ПРЯЧЕМ ПОД ПЛАТОК ИГРУШКИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ)

Физкультминутка: Железнова «Есть в лесу из брёвен дом»

В ЛЕСУ
Есть в лесу из брёвен дом
есть окошко в доме том
Посмотрите в то окно
В доме тихо и темно. ---------(Пальцы в замок, большие пальцы соединены - заглядываем в
---------------------------------------------получившееся окошко)

Мы тихонько кулачком
Постучимся в этот дом --------(Стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"ГАВ-ГАВ", сказал и запер дверь. --- (Рукой, по которой стучали изображаем собачку, потом
-------------------------------------------------рука опять превращается в дверь)

Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом -----(Стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"МЕ-МЕ", сказал и запер дверь. ---- (делаем рукой "козу")
Громко, громко кулачком
Постучимся в этот дом ---------------(Стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"МУ-МУ", сказал и запер дверь. -------(делаем рукой "корову")
Киска из окна глядит
"МЯУ-МЯУ", говорит.
Хватит в домик наш стучать
Дайте хоть чуть-чуть поспать.
Решили двери мы закрыть, ---- (Правую руку складываем щепоткой. Прижав пальцы к ладони
---------------------------------------------левой руки, имитируем поворот ключа)
Чтобы зверей не разбудить
Потом пошли к себе домой -----(Идем пальчиками)
Спать на перине пуховой-----------(Ладони сложены, кладем на них голову)

Воспитатель (читает письмо): «Продолжаем путь и следующее испытание «Скороговорки».

Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками?

(Ответы детей)

Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки- (объяснить значение слова) --скоро говорить, быстро. Проговаривая каждый слог и каждое слово чтобы было понятно, что Вы говорите. Но проговаривать надо быстро!

  1. Шесть котят есть хотят.
  2. Белые бараны били в барабаны.
  3. Шесть мышат в камышах шуршат.

Воспитатель. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.

Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы! (Читаем письмо). Вам понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествовали по жанрам фольклора. А давайте вспомним, что же такое ФОЛЬКЛОР? Фольклор означает – "народная мудрость", "народное знание"

Фольклор-это потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки… Фольклор - это устное народное

Отвечают дети, воспитатель помогает.

Воспитатель: Молодцы, теперь вы знаете что такое фольклор. На сегодня наше путешествие окончено, но мы с вами еще будем много интересного узнавать о Фольклоре, знакомится с народным творчеством. До новых встреч!

Д/И «Здравствуйте, матрешки!»

Цель: учить соотносить предметы по величине; понимать и использовать в речи слова

большая, меньше, самая маленькая матрешка; раскладывать картинки слева направо от

большей к меньшей; развивать зрительную память, внимание, умение выполнять

задание по подражанию, по словесному указанию; воспитывать вежливость,

аккуратность в обращении с картинками.

Материал: пять картинок с изображением матрешек (от большой до самой

маленькой), «дорожка» (полоска бумаги). Усложнение 4-5 матрешек.

Ход игры:

Воспитатель. К нам в гости пришли сестрички-матрешки. Здравствуйте, матрешки!

Вот самая старшая, самая большая сестричка-матрешка (воспитатель кладет

картинку), вот сестричка-матрешка поменьше, а вот самая маленькая сестричка матрешка (картинки выкладывает по очереди, по мере рассказа, на «дорожку».

-Кто пришел к нам в гости? (Матрешка).

- Где самая большая (поменьше, самая маленькая) матрешка?

- Какая это матрешка? (Самая большая).

- А эта? (Поменьше)

- А эта? (Самая маленькая)

Затем воспитатель перемешивает картинки.

- Хочешь поздороваться с матрешками? Поставь их на дорожку: сначала самую

большую (ребенок выполняет), поменьше (ребенок выполняет), самую маленькую.

Поздороваемся с матрешками: «Здравствуйте, матрешки!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие по калмыцким народным сказкам» / средняя группа/

Знают ли дети калмыцкие народные сказки? Об этом это занятие....

Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русским народным творчеством».

Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе«Знакомство с русским народным творчеством». Интеграция образовательных областей: "Социально — коммуникативн...

Конспект НОД «У страха глаза велики» в средней группе. Цель: использование устного народного творчества в развитии ребенка

Цель: использование устного народного творчества в развитии ребенка Задачи: ·        продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;·...

Конспект НОД по области «Познавательное развитие» В средней группе «Русский народный костюм»

Конспект НОД по области «Познавательное развитие»В средней группе«Русский народный костюм»Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Задачи:1.        ...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе "Мальчик с пальчик" (мордовская народная сказка)

            В средней группе ведется аквтиная работа по ознакомлению детей с мордовским фольклором (народные сказки, колядки, заклички, прибаутки), а также произве...