Конспект НОД "Ознакомление детей дошкольного возраста с народным фольклором" в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с народно-прикладным искусством и художественным словом.
Задачи:
Воспитательные: приобщать детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Образовательные: способствовать развитию умственных способностей, логического мышления, формирование словаря.
Развивающие: Развивать внимание, мышление, память, интонационную сторону речи. Развать коммуникативные умения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народным фольклором».
Занятие по развитию речи в средней группе
Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с народно-прикладным искусством и художественным словом.
Задачи:
Воспитательные: приобщать детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Образовательные: способствовать развитию умственных способностей, логического мышления, формирование словаря.
Развивающие: Развивать внимание, мышление, память, интонационную сторону речи. Развать коммуникативные умения.
Вводная часть
- Приветствие
Вместе:
Встанем рядом полукругом
Улыбнёмся мы друг другу.
Скажем весело «Привет»
Всем удачи в этот день!
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо)
Воспитатель: Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Новое слово- слагал. (объяснить значение слова) складывал, придумывал, сочинял)
Ответы детей-- 3-4 раза (можно у всех)
Основная часть
1. Сюрпризный момент
Воспитатель: (удивленно) Какое загадочное письмо. Кто же его прислал? Прочитаем?
Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил вам задания. Предлагаю вам узнать что такое Фольклор. Но это не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карточки с заданиями.
Желаю успехов!
Ваш дедушка Фольклор.
Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.
Ребята, что такое «фольклор»? (объяснить значение слова)
Фольклор означает – "народная мудрость", "народное знание"
Фольклор-это потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…
Воспитатель: Так что же такое ФОЛКЛОР? Кто мне ответит?
Ответы детей-- 3-4 раза (можно у всех) -это потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…
Воспитатель: А кто их сочинял?
Подсказка--- Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Дети: Народ!
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим следующее задания.
Воспитатель: Слушайте первое задание дедушки Фольклора:
«Дорогие ребята, отгадайте мои загадки:
(дети отгадывают загадки и находят игрушки, которые загаданы в загадках)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый. (Свинья)
Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – … (Корова)
Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит: «Ме-ме-ме,
Дай-ка травки мне-е-е». (Коза)
(Подготовить игрушки с домашними животными и платок)
Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: Почему их называют домашними животными
Ответы детей ----- (одним словом)
Д/И на внимание: “Кто спрятался ? (ПРЯЧЕМ ПОД ПЛАТОК ИГРУШКИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ)
Физкультминутка: Железнова «Есть в лесу из брёвен дом»
В ЛЕСУ
Есть в лесу из брёвен дом
есть окошко в доме том
Посмотрите в то окно
В доме тихо и темно. ---------(Пальцы в замок, большие пальцы соединены - заглядываем в
---------------------------------------------получившееся окошко)
Мы тихонько кулачком
Постучимся в этот дом --------(Стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"ГАВ-ГАВ", сказал и запер дверь. --- (Рукой, по которой стучали изображаем собачку, потом
-------------------------------------------------рука опять превращается в дверь)
Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом -----(Стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"МЕ-МЕ", сказал и запер дверь. ---- (делаем рукой "козу")
Громко, громко кулачком
Постучимся в этот дом ---------------(Стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"МУ-МУ", сказал и запер дверь. -------(делаем рукой "корову")
Киска из окна глядит
"МЯУ-МЯУ", говорит.
Хватит в домик наш стучать
Дайте хоть чуть-чуть поспать.
Решили двери мы закрыть, ---- (Правую руку складываем щепоткой. Прижав пальцы к ладони
---------------------------------------------левой руки, имитируем поворот ключа)
Чтобы зверей не разбудить
Потом пошли к себе домой -----(Идем пальчиками)
Спать на перине пуховой-----------(Ладони сложены, кладем на них голову)
Воспитатель (читает письмо): «Продолжаем путь и следующее испытание «Скороговорки».
Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками?
(Ответы детей)
Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки- (объяснить значение слова) --скоро говорить, быстро. Проговаривая каждый слог и каждое слово чтобы было понятно, что Вы говорите. Но проговаривать надо быстро!
- Шесть котят есть хотят.
- Белые бараны били в барабаны.
- Шесть мышат в камышах шуршат.
Воспитатель. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.
Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы! (Читаем письмо). Вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествовали по жанрам фольклора. А давайте вспомним, что же такое ФОЛЬКЛОР? Фольклор означает – "народная мудрость", "народное знание"
Фольклор-это потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки… Фольклор - это устное народное
Отвечают дети, воспитатель помогает.
Воспитатель: Молодцы, теперь вы знаете что такое фольклор. На сегодня наше путешествие окончено, но мы с вами еще будем много интересного узнавать о Фольклоре, знакомится с народным творчеством. До новых встреч!
Д/И «Здравствуйте, матрешки!»
Цель: учить соотносить предметы по величине; понимать и использовать в речи слова
большая, меньше, самая маленькая матрешка; раскладывать картинки слева направо от
большей к меньшей; развивать зрительную память, внимание, умение выполнять
задание по подражанию, по словесному указанию; воспитывать вежливость,
аккуратность в обращении с картинками.
Материал: пять картинок с изображением матрешек (от большой до самой
маленькой), «дорожка» (полоска бумаги). Усложнение 4-5 матрешек.
Ход игры:
Воспитатель. К нам в гости пришли сестрички-матрешки. Здравствуйте, матрешки!
Вот самая старшая, самая большая сестричка-матрешка (воспитатель кладет
картинку), вот сестричка-матрешка поменьше, а вот самая маленькая сестричка матрешка (картинки выкладывает по очереди, по мере рассказа, на «дорожку».
-Кто пришел к нам в гости? (Матрешка).
- Где самая большая (поменьше, самая маленькая) матрешка?
- Какая это матрешка? (Самая большая).
- А эта? (Поменьше)
- А эта? (Самая маленькая)
Затем воспитатель перемешивает картинки.
- Хочешь поздороваться с матрешками? Поставь их на дорожку: сначала самую
большую (ребенок выполняет), поменьше (ребенок выполняет), самую маленькую.
Поздороваемся с матрешками: «Здравствуйте, матрешки!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие по калмыцким народным сказкам» / средняя группа/
Знают ли дети калмыцкие народные сказки? Об этом это занятие....

Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русским народным творчеством».
Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе«Знакомство с русским народным творчеством». Интеграция образовательных областей: "Социально — коммуникативн...
Конспект НОД «У страха глаза велики» в средней группе. Цель: использование устного народного творчества в развитии ребенка
Цель: использование устного народного творчества в развитии ребенка Задачи: · продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;·...

Конспект «Совместная образовательная деятельность по приобщению к истокам русской народной культуры» средняя группа
приобщение к истокам русской народной культуры...

Конспект НОД по области «Познавательное развитие» В средней группе «Русский народный костюм»
Конспект НОД по области «Познавательное развитие»В средней группе«Русский народный костюм»Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Задачи:1. ...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка».
Тема: «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка»....

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе "Мальчик с пальчик" (мордовская народная сказка)
В средней группе ведется аквтиная работа по ознакомлению детей с мордовским фольклором (народные сказки, колядки, заклички, прибаутки), а также произве...