Мастер- класс для педагогов. Тема: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе».2025г
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
В ходе мастер-класса рассматривается повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Газовичок» г.Надыма»
Мастер- класс для педагогов.
Тема: «Развитие речи у детей старшего дошкольного
возраста в организованном образовательном процессе».
Подготовила: воспитатель
Коваленко Юлия Николаевна
2025г
- Презентация педагогического опыта.
Уважаемые коллеги! Я хочу представить вам мастер-класс по теме:
«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе».
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи. Овладение речью в дошкольный период составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности - коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. К сожалению в последнее время всё больше появляется детей с речевыми нарушениями и это не только врождённые патологии, но и недостаток речевого развития. Родители перестали читать детям книги, говорить с ними на различные темы, играть в речевые игры. Можно сказать, что появился дефицит речевого общения.
Наблюдая за детьми в разных видах деятельности было обращено внимание на недостаточное речевое развитие детей: диагностика речевого развития показала, что в старшей группе 22% детей имели низкий уровень, 78% средний уровень. Для определения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста были использованы три методики Ф. Г. Даскаловой, В.И. Яшиной, Н.И. Гуткиной.
Была определена цель деятельности с детьми: повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе. Намечены задачи:
- Развивать речь детей дошкольного возраста в процессе применения разнообразных методов и приемов, в различных видах детской деятельности.
- Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.
- Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.
- Развивать стремление обсуждать увиденное, делиться своими впечатлениями, переживаниями.
- Повышать качество работы с детьми по развитию речи.
Выбраны методы и приёмы,которые способствовали эффективности работы по речевому развитию в организованном образовательном процессе.
В результате проведенной работы повторный мониторинг показал, что 15 % детей имеют высокий уровень развития речи, 73% средний, и 2% низкий уровень. Высокие результаты были достигнуты в результате обогащения словарного запаса детей притяжательными и относительными прилагательными, глагольными формами, наречиями, местоимениями.
- Представление системы учебных занятий
Поставленная цель и задачи решались, в процессе образовательного процесса в различных видах деятельности, в которых создавались условия для высокой речевой активности детей.
Был разработанперспективный план работы с детьми по проблеме:технологические карты мероприятий, наглядно-методические пособия, картотека речевых игр и упражнений.
В процессе развития речи дошкольников взрослый выступал перед ребенком в двух основных ролях. С одной стороны, как представитель общества, который овладел нормами и образцами, который учит. С другой как равный партнер, с которым можно действовать как со сверстником, играть во все детские игры и забавы. Весь образовательный процесс был построен на применении игрового метода как ведущего.
Методами развития речи у детей дошкольного возраста являлись: общение со взрослыми; общение со сверстниками; дидактические игры и упражнения; игры-инсценировки; наблюдения; природа; материальная культура; педагогически обоснованная дидактическая обстановка; экскурсии; социальная среда; игра; труд, загадки.В интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывали развивающую предметно-пространственную среду, предоставляли им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые поддерживали бы разнообразную деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивали их язык.
Осуществлялся дифференцированный подход. Заранее намечали, кого спросить, продумывали задания в соответствии с силами и возможностями каждого, поэтому в рассказах детей впоследствии проявлялась их индивидуальность, воображение.
Комплексный подход заключался в том, что при общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности непременно обращали внимание на особенности их речевого развития: образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделяли большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогали найти их.
Вся работа осуществлялась в сотрудничестве с родителями воспитанников. Для них проводились консультации, мастер – классы, разрабатывались рекомендации проводились совместные мероприятия.
- Проведение имитационной игры
Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вашему вниманию те методы и приёмы, которые я использую в своей работе. Скажите, Вы любите сказки? Конечно же, мы как и наши дети любим сказки. Хочу вам предложить волшебный цветок «Цветик-семицветик», он поможет мне показать вам наиболее интересные приёмы моей работы.
Говорю:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
От тебя ответ мы ждём ,
какой в развитии речи эффективен метод или приём.
Уважаемые коллеги я предлагаю вам выбрать понравившийся вам лепесток.
1-й лепесток игра«Лови- бросай и быстро называй»
Мастер: Предлагаю Вам игру на расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти. Объясняю вам правила игры: я бросаю мяч и называю обобщающее понятие, а вы мне быстро перечисляете. Например я говорю:
Овощи и вы должны называть несколько овощей. (Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.)
Фрукты: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Ягоды: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Деревья: Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь.
Кустарники: Сирень, смородина, крыжовник, шиповник, калина, боярышник.
Транспорт и т.д.
2-й лепесток игра «Слово наоборот»
Слова.
Мастер: Предлагаю игру на умение подбирать слова, обозначающие признаки предметов с противоположным значением.
- вариант
Я раздаю карточки, а вы должны подобрать к карточке пару с противоположным значением, назвать и объяснить.
2 вариант
Я предлагаю вам переставить буквы заданного слова наоборот и назвать его.:
Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел; мир – Рим; кит – тик; Аня- Яна.
Слова:
3-й лепесток игра «Волшебные очки».
Мастер: Эта игра на развитие творческого воображения, умения составлять описательные рассказы.У меня есть «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказать, что же произойдет, когда наступит (зима, весна, лето, осень).
Слова:
4-й лепесток «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе. На столе стоит ваза.и т.д.
Слова:
5-й лепесток лепесток игра «Шкатулка со сказками»
Мастер: Предлагаю игру на развитие связной речи, творческого мышления, закрепления сказок.Насколько вы знаете сказки, мы сейчас и проверим. Назовите сказку, с которой связаны эти предметы, и докажите. (Из шкатулки достаю картинки)
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, лиса. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Мороз, девочка, собачка. («Морозко»).
-Муха, самовар, комар. («Муха-цокотуха»)
-Прорубь, щука, печка. («По щучьему веленью»).
- Сани, рыба, лиса. («Волк и лиса»).
Слова:
6-й лепесток
Хочу познакомить вас, коллеги с такой технологией как Сеты. Эту технологию эффективно можно использовать для речевого развития детей. В чём заключается её суть. Ребёнку представляется набор разнообразных картинок, даётся поле, в центр которого помещается какой либо центральный образ и в течение первой половины дня или второй половины дня дети на этом поле размещают вокруг него любые изображения, связанные с этим образом, объясняя, почему и как картинки взаимосвязаны. Затем, когда поле заполнено, воспитатель в отсутствие детей изготавливает картину из размещённых картинок, эта картина выставляется и дети составляют рассказы по картине. Давайте и мы попробуем с вами составить такой сет.
(Мы отдохнули, и так как у нас волшебный цветок, то у нас произошло волшебство, получилась картина.И теперь давайте по этой картине придумаем рассказ.)
Слова:
7–й лепесток Игра -«Какое слово заблудилось?».
Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами. Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном: Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном». Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело. Забодал меня котел (козел), на него я очень зол. На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка), На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки). Вкусная сварилась Маша. (каша). На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос). «Испеки мне утюжок!» - просит бабушку крючок, (пирожок.внучок) |
Моделирование.
Мастер: Итак, уважаемые коллеги, вы познакомились с теми методами и приёмами, которые я использую в работе с детьми. А сейчас я вам предлагаю
дополнить технологическую карту занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста, выбрав те методы и приёмы из предложенного, которые вы бы использовали в этой деятельности.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги! Всем большое спасибо за работу. Благодарю вас за общение, и прошу оценить ваше внутреннее состояние. Вам предлагается написать мне телеграмму, в которой указать ваши пожелания и замечания, т.е. высказать своё мнение.
ТЕЛЕГРАММА Алехиной Наталье Сергеевне
В целом мастер класс прошёл_____________________________________
Мне понравилось ______________________________________________
Интересным для меня было (не было)________________________________
Мои пожелания________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

Методическая разработка по отдельным направлениям профессиональной деятельности (обобщение опыта, результаты педагогического исследования) по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе»
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»
Творческие задания для педагогов ДОУ по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной театрализованной деятельности»....
Мастер – класс для педагогов ДОУ "Речедвигательная гимнастика" для детей старшего дошкольного возраста
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую потологию, должна строится с учетом основных линий речевого развития (лексики,фонетики, грамматического строя и связной речи), обеспечивать интеграцию р...
Мастер- класс для педагогов "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе"
В ходе мастер-класса рассматривается повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе.Задачами мастер-класса является:Развивать речь детей дош...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"
Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...

Мастер-класс для педагогов «Формирование речевой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности».
Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности педагогов в вопросах речевого развития дошкольников посредством технологии развивающих игр Никитина.Задачи:- Развивать ...