Мастер-класс для педагогов «Формирование речевой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности».
консультация по развитию речи

Щебетун Елена Борисовна

 

Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности педагогов в  вопросах речевого развития дошкольников посредством технологии развивающих игр  Никитина.

Задачи:

- Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах речевого развития дошкольников и современных образовательных технологий.

- Активизировать мыслительную деятельность педагогов.

- Способствовать сплочению педагогов - членов команды.

- Учить педагогов взаимодействовать и понимать личную ответственность за

достижение общего результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx830.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

№38 «РОСИНКА»

города Рубцовска Алтайского края

__________________________________________________________________

658208, г. Рубцовск, ул. Ст. Разина, 198

тел: 6-36-43 , detskiu@yandex.ru

Мастер-класс для педагогов  «Формирование речевой активности у детей

старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности».

Подготовила:

воспитатель Щебетун Е.Б

Рубцовск

08.05.2019

Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности педагогов в  вопросах речевого развития дошкольников посредством технологии развивающих игр  Никитина.

Задачи:

- Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах речевого развития дошкольников и современных образовательных технологий.

- Активизировать мыслительную деятельность педагогов.

- Способствовать сплочению педагогов - членов команды.

- Учить педагогов взаимодействовать и понимать личную ответственность за

достижение общего результата.

Материал: настольно-дидактическая игра, наборы кубиков Никитина: «Сложи  узор», «Кубики для всех», «Кирпичики»; набор геометрических тел; конструктор  «Строитель»; магнитный конструктор, маркеры.

https://xn----7sbblyjhcpi2i4b1b.xn--p1ai/upload/resize_cache/ram.watermark/247/90a/a25/334672/1b645c262f0b8502a302c69f5ec7167c.jpg              https://images.ctfassets.net/1hoetwa8errz/4Glz6TJx2cd3s8zumjzddJ/ba62624cba3b1efae087c65eb4923d10/nikitin-cubes-01.png

https://www.mstrana.ru/_mod_files/ce_images/eshop/5e07e288-d138-11e4-bb1b-6cf049e4f0a7.JPG          https://ae04.alicdn.com/kf/H7308567ed1e44d319eb48745e8f40bcbp/KACUU-157.jpg

Ход мастер-класса.

Теоретическая часть. На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие  детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.

В настоящее время дошкольные учреждения стремятся уделить особое внимание  политехническому образованию, учету индивидуальных особенностей детей и  использованию проектной деятельности.

Исходя из этого, конструирование может рассматриваться как одна из актуальных  в системе работы с детьми дошкольного возраста.

Кроме того, в результате исследований установлено, что уровень развития речи  детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений   пальцев рук.

Тренируя пальцы, ребенок оказывает мощное воздействие на работоспособность   коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность   формировать как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.  

https://our-everything.ru/images/pch-ju-fon/p1gmg5to1m1ladvb4hke1ad61g5ed.jpg

В связи с этим и была создана настольно-дидактическая игра «Занимательные игры  с пчелкой Жу-жу и муравьем Тукитук», для детей старшего дошкольного возраста,  которая позволяет решать следующие задачи, необходимые для успешной социализации   дошкольников:

- развивать связную речь дошкольников;

- развивать конструктивное творчество;

- раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развить способность осознавать   свои желания и возможность их реализации.

Настольно-дидактическая игра включает в себя:

- игровое поле для 4 или 8 игроков;

- карточки задания (от 1 до 14);

- фишки;

- набор фонов для придумывания сказки.

Правила игры: на полотне изображены 4 игровых поля, объединенных общим  сюжетом. Каждый игрок имеет свое игровое поле, на котором изображен старт и финиш.

На каждом поле играет один игрок или команда из 2-х человек. Участник игры выставляет   на старте фишку и начинает двигаться к финишу. На каждом ходе игрок должен взять   карточку, выполнить задание и двигаться дальше. Тот игрок или команда, которые  быстрее достигнут финиша, являются победителями.

14 заданий, которые изображены на карточках, содержат 7 заданий на развитие  речи и 7 заданий на развитие конструктивных навыков дошкольников. Задания,  подчиненные одной теме, подобраны в порядке возрастания сложности.

Выполняя задания по конструированию,  ребенок имеет возможность передвигаться по  группе, выбирая нужный строительный материал.

Для игры требуются следующие наборы кубиков Никитина: «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики»; набор геометрических тел; конструктор «Строитель»; магнитный  конструктор.

Задания по речевому развитию не требуют  использования дополнительного оборудования, они находятся в карточке. Ребенок выполняет их устно, либо зарисовывает маркером  ответ на карточке.

Практическая часть. Предлагаем Вам разбиться на 4 команды по 2 человека и

начать игру.

Задание 1. Игра «Четвёртый лишний»

Цель: Развитие умения находить четвертый лишний предмет и объяснить, почему   этот предмет является лишним.

Материал: схемы - матрицы.

Ход игры: Рассмотрите схему – матрицу, на которой изображены геометрические тела. Необходимо найти лишний предмет и объяснить, по какому признаку этот предмет  является лишним.

Задание 2. «Найди строительную деталь и зарисуй ее в трех проекциях».

Цель: обучение детей нахождению нужной строительной детали с переносом ее на  лист бумаги в виде схематического изображения с трех позиций (вид спереди, вид сбоку и  вид сверху).

Материал: деревянный конструктор, лист бумаги и карандаш.

Ход игры: Необходимо выбрать нужную строительную деталь: арку, куб, брусок, цилиндр, рассмотреть ее и зарисовать в трёх проекциях.

Задание 3. Игра «Сложи узор».

Цель: закрепление умений детей складывать узор из кубиков по схеме.

Материал: Кубики «Сложи узор» (Кубики Никитина), схема. 18

Ход игры: Используя разное число кубиков из серии «Сложи узор» не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) сложите заданный объект, угадайте его название. Каждой команде дается один объект: утенок, лебедь, кораблик и рыбка.

 Задание 4. Игра «Угадай, из какой сказки построенный объект».

Цель: закрепление представлений детей о сказках.

Материал: Кубики «Сложи узор», готовая постройка, иллюстрации сказок.

Ход игры: Используя готовую постройку (задание 3), необходимо вспомнить и назвать из какой сказки этот объект (герой). Так же назвать других героев сказки и автора.

Задание 5. Игра «Мебель».

Цель: Совершенствование знаний детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны.

Материал: схема – матрица.

Ход игры: Используя схему, назовите предмет мебели и материал, из которого сделан. Например: стол из дерева – деревянный, стол из стекла – стеклянный, стол из пластмассы – пластмассовый, стол из металла – металлический.

Задание 6. Игра «Построй мебель из кубиков».

Цель: Формирование умения мыслить пространственными образами (объемными  фигурами), умения их комбинировать.

Материал: «Кубики для всех» (кубики Никитина), схема постройки.

Ход игры: Игроку по схеме нужно построить мебель: кресло, стол, стул или

кровать, используя «Кубики для всех».

Задание 7. Игра «Угадай слово».

Цель: Закрепление умения выделять первый звук в словах – названиях картинок и записывать букву, которую он обозначает.

Материал: карточка – ребусы, карандаш.

Ход игры: Рассмотрите карточку с ребусом, на которой изображены картинки.

Нужно выделить первый звук в слове и букву, которая обозначает этот звук, записать в пустом квадрате под картинкой. Затем прочитать слово, которое получилось.

Задание 8. Игра «Выложи букву».

Цель: развитие умения выкладывать букву из кубиков Никитина.

Материал: кубики «Сложи узор» (кубики Никитина), схема-подсказка.

Ход игры: используя кубики «Сложи узор», выложите первую букву названия строительной детали, изображённой на картинке.

Задание 9. Игра «Найди 8 пчелок».

Цель: Формирование умения словесно обозначать местоположение объекта.

Материал: карточки с изображением пчёлок.

Ход игры: Рассмотрите картинку, найдите пчелок, определите место, где они

спрятались и назовите его. Например: за деревом, под скамейкой.

Задание 10. Игра «Сложи постройку и обведи».

Цель: формирование умений детей выполнять элементарные вертикальные

постройки, ориентируясь на схемы, накладывая кубики друг на друга.

Материал: схемы – матрицы, деревянные кубики.

Ход игры: Рассмотрите схему, с изображенными на ней цифрами. Затем выложите нужное количество кубиков вертикально, ориентируясь на цифры. Соотнесите полученную постройку с рисунками других построек. Найдите свою и обведите ее фломастером.

Задание 11. Игра «Угадай фигуру».

Цель: Формирование умений детей в составлении и отгадывании описательных загадок о геометрических фигурах.

Материал: карточки со схемами.

Ход игры: Рассмотрите схему. Угадайте, какая геометрическая фигура загадана.

Составьте про неё загадку. Например: у фигуры 4 вершины, 4 угла, 4 стороны. Что это?

Задание 12. Игра «Создай объёмное тело и запиши».

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию.

Материал: магнитный конструктор, карточки.

Ход игры: Необходимо создать из магнитного конструктора объёмное тело (куб, параллелепипед, пирамида или треугольная призма), которое показано на картинке. Записать, сколько понадобилось деталей.

Задание 13. Игра «Постройка из кирпичиков».

Цель игры: Формирование умений детей строить конструкции по чертежу.

Материал: кирпичики (кубики Никитина), схемы.

Ход игры: Необходимо почитать чертежи постройки: вид спереди, вид сбоку, вид слева. Отобрать нужное количество кирпичиков и сложить объект (планер, колодец, стул или поезд).

https://otkrit-ka.ru/uploads/posts/2021-07/krasivye-kartinki-karty-proppa-6.jpg    https://pandia.ru/text/85/476/images/img1_29.jpg

Задание 14. Игра «Придумай сказку».

Цель: формирование умения придумывать сказку с использованием технологии «Карты Проппа» и постройки из кирпичиков.

Материал: карты Проппа, карточки с разным фоном, постройка (из задания 13).

Ход игры: Обыграйте постройку, созданную ранее. Для этого нужно подобрать фон, подходящий, по вашему мнению, к постройке. Пользуясь картами Проппа составить сюжет сказки и рассказать ее.

Вывод: Сегодня Вы познакомились с увлекательными играми Никитина, которые мы объединили в настольно-дидактической игре. Теперь у Вас есть возможность познакомиться с технологией ближе, не торопясь, и самое главное, научить Ваших детей играть. Самое главное не забывать один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно.

Список литературы

1. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебнометодическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c.

2.Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 208 с.

3. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.

4. Интернет-ресурс: сайт семьи Никитиных http://nikitiny.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»

Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Отчет по проекту  «МИНИ-ОГОРОД» в подготовительной группеОбобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;привлечь к работе проекта как можно больш...

Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».

Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...