Мастер-класс для педагогов «Формирование речевой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности».
консультация по развитию речи
Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности педагогов в вопросах речевого развития дошкольников посредством технологии развивающих игр Никитина.
Задачи:
- Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах речевого развития дошкольников и современных образовательных технологий.
- Активизировать мыслительную деятельность педагогов.
- Способствовать сплочению педагогов - членов команды.
- Учить педагогов взаимодействовать и понимать личную ответственность за
достижение общего результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 830.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
№38 «РОСИНКА»
города Рубцовска Алтайского края
__________________________________________________________________
658208, г. Рубцовск, ул. Ст. Разина, 198
тел: 6-36-43 , detskiu@yandex.ru
Мастер-класс для педагогов «Формирование речевой активности у детей
старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности».
Подготовила:
воспитатель Щебетун Е.Б
Рубцовск
08.05.2019
Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности педагогов в вопросах речевого развития дошкольников посредством технологии развивающих игр Никитина.
Задачи:
- Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах речевого развития дошкольников и современных образовательных технологий.
- Активизировать мыслительную деятельность педагогов.
- Способствовать сплочению педагогов - членов команды.
- Учить педагогов взаимодействовать и понимать личную ответственность за
достижение общего результата.
Материал: настольно-дидактическая игра, наборы кубиков Никитина: «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики»; набор геометрических тел; конструктор «Строитель»; магнитный конструктор, маркеры.
Ход мастер-класса.
Теоретическая часть. На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.
В настоящее время дошкольные учреждения стремятся уделить особое внимание политехническому образованию, учету индивидуальных особенностей детей и использованию проектной деятельности.
Исходя из этого, конструирование может рассматриваться как одна из актуальных в системе работы с детьми дошкольного возраста.
Кроме того, в результате исследований установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Тренируя пальцы, ребенок оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
В связи с этим и была создана настольно-дидактическая игра «Занимательные игры с пчелкой Жу-жу и муравьем Тукитук», для детей старшего дошкольного возраста, которая позволяет решать следующие задачи, необходимые для успешной социализации дошкольников:
- развивать связную речь дошкольников;
- развивать конструктивное творчество;
- раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Настольно-дидактическая игра включает в себя:
- игровое поле для 4 или 8 игроков;
- карточки задания (от 1 до 14);
- фишки;
- набор фонов для придумывания сказки.
Правила игры: на полотне изображены 4 игровых поля, объединенных общим сюжетом. Каждый игрок имеет свое игровое поле, на котором изображен старт и финиш.
На каждом поле играет один игрок или команда из 2-х человек. Участник игры выставляет на старте фишку и начинает двигаться к финишу. На каждом ходе игрок должен взять карточку, выполнить задание и двигаться дальше. Тот игрок или команда, которые быстрее достигнут финиша, являются победителями.
14 заданий, которые изображены на карточках, содержат 7 заданий на развитие речи и 7 заданий на развитие конструктивных навыков дошкольников. Задания, подчиненные одной теме, подобраны в порядке возрастания сложности.
Выполняя задания по конструированию, ребенок имеет возможность передвигаться по группе, выбирая нужный строительный материал.
Для игры требуются следующие наборы кубиков Никитина: «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики»; набор геометрических тел; конструктор «Строитель»; магнитный конструктор.
Задания по речевому развитию не требуют использования дополнительного оборудования, они находятся в карточке. Ребенок выполняет их устно, либо зарисовывает маркером ответ на карточке.
Практическая часть. Предлагаем Вам разбиться на 4 команды по 2 человека и
начать игру.
Задание 1. Игра «Четвёртый лишний»
Цель: Развитие умения находить четвертый лишний предмет и объяснить, почему этот предмет является лишним.
Материал: схемы - матрицы.
Ход игры: Рассмотрите схему – матрицу, на которой изображены геометрические тела. Необходимо найти лишний предмет и объяснить, по какому признаку этот предмет является лишним.
Задание 2. «Найди строительную деталь и зарисуй ее в трех проекциях».
Цель: обучение детей нахождению нужной строительной детали с переносом ее на лист бумаги в виде схематического изображения с трех позиций (вид спереди, вид сбоку и вид сверху).
Материал: деревянный конструктор, лист бумаги и карандаш.
Ход игры: Необходимо выбрать нужную строительную деталь: арку, куб, брусок, цилиндр, рассмотреть ее и зарисовать в трёх проекциях.
Задание 3. Игра «Сложи узор».
Цель: закрепление умений детей складывать узор из кубиков по схеме.
Материал: Кубики «Сложи узор» (Кубики Никитина), схема. 18
Ход игры: Используя разное число кубиков из серии «Сложи узор» не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) сложите заданный объект, угадайте его название. Каждой команде дается один объект: утенок, лебедь, кораблик и рыбка.
Задание 4. Игра «Угадай, из какой сказки построенный объект».
Цель: закрепление представлений детей о сказках.
Материал: Кубики «Сложи узор», готовая постройка, иллюстрации сказок.
Ход игры: Используя готовую постройку (задание 3), необходимо вспомнить и назвать из какой сказки этот объект (герой). Так же назвать других героев сказки и автора.
Задание 5. Игра «Мебель».
Цель: Совершенствование знаний детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны.
Материал: схема – матрица.
Ход игры: Используя схему, назовите предмет мебели и материал, из которого сделан. Например: стол из дерева – деревянный, стол из стекла – стеклянный, стол из пластмассы – пластмассовый, стол из металла – металлический.
Задание 6. Игра «Построй мебель из кубиков».
Цель: Формирование умения мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умения их комбинировать.
Материал: «Кубики для всех» (кубики Никитина), схема постройки.
Ход игры: Игроку по схеме нужно построить мебель: кресло, стол, стул или
кровать, используя «Кубики для всех».
Задание 7. Игра «Угадай слово».
Цель: Закрепление умения выделять первый звук в словах – названиях картинок и записывать букву, которую он обозначает.
Материал: карточка – ребусы, карандаш.
Ход игры: Рассмотрите карточку с ребусом, на которой изображены картинки.
Нужно выделить первый звук в слове и букву, которая обозначает этот звук, записать в пустом квадрате под картинкой. Затем прочитать слово, которое получилось.
Задание 8. Игра «Выложи букву».
Цель: развитие умения выкладывать букву из кубиков Никитина.
Материал: кубики «Сложи узор» (кубики Никитина), схема-подсказка.
Ход игры: используя кубики «Сложи узор», выложите первую букву названия строительной детали, изображённой на картинке.
Задание 9. Игра «Найди 8 пчелок».
Цель: Формирование умения словесно обозначать местоположение объекта.
Материал: карточки с изображением пчёлок.
Ход игры: Рассмотрите картинку, найдите пчелок, определите место, где они
спрятались и назовите его. Например: за деревом, под скамейкой.
Задание 10. Игра «Сложи постройку и обведи».
Цель: формирование умений детей выполнять элементарные вертикальные
постройки, ориентируясь на схемы, накладывая кубики друг на друга.
Материал: схемы – матрицы, деревянные кубики.
Ход игры: Рассмотрите схему, с изображенными на ней цифрами. Затем выложите нужное количество кубиков вертикально, ориентируясь на цифры. Соотнесите полученную постройку с рисунками других построек. Найдите свою и обведите ее фломастером.
Задание 11. Игра «Угадай фигуру».
Цель: Формирование умений детей в составлении и отгадывании описательных загадок о геометрических фигурах.
Материал: карточки со схемами.
Ход игры: Рассмотрите схему. Угадайте, какая геометрическая фигура загадана.
Составьте про неё загадку. Например: у фигуры 4 вершины, 4 угла, 4 стороны. Что это?
Задание 12. Игра «Создай объёмное тело и запиши».
Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию.
Материал: магнитный конструктор, карточки.
Ход игры: Необходимо создать из магнитного конструктора объёмное тело (куб, параллелепипед, пирамида или треугольная призма), которое показано на картинке. Записать, сколько понадобилось деталей.
Задание 13. Игра «Постройка из кирпичиков».
Цель игры: Формирование умений детей строить конструкции по чертежу.
Материал: кирпичики (кубики Никитина), схемы.
Ход игры: Необходимо почитать чертежи постройки: вид спереди, вид сбоку, вид слева. Отобрать нужное количество кирпичиков и сложить объект (планер, колодец, стул или поезд).
Задание 14. Игра «Придумай сказку».
Цель: формирование умения придумывать сказку с использованием технологии «Карты Проппа» и постройки из кирпичиков.
Материал: карты Проппа, карточки с разным фоном, постройка (из задания 13).
Ход игры: Обыграйте постройку, созданную ранее. Для этого нужно подобрать фон, подходящий, по вашему мнению, к постройке. Пользуясь картами Проппа составить сюжет сказки и рассказать ее.
Вывод: Сегодня Вы познакомились с увлекательными играми Никитина, которые мы объединили в настольно-дидактической игре. Теперь у Вас есть возможность познакомиться с технологией ближе, не торопясь, и самое главное, научить Ваших детей играть. Самое главное не забывать один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно.
Список литературы
1. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебнометодическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c.
2.Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 208 с.
3. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
4. Интернет-ресурс: сайт семьи Никитиных http://nikitiny.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»
Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Отчет по проекту «МИНИ-ОГОРОД» в подготовительной группеОбобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;привлечь к работе проекта как можно больш...
Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...
Описание практической части мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Практическая часть мастер класса для педагогов....
Практическая часть мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Практическая часть к мастер классу для педагогов....
Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...
Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...