Мастер-класс «Создание современной Развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию детей раннего возраста»
методическая разработка по развитию речи
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Создание современной развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию детей раннего возраста»
Ведущий мастер-класса: Шумина Дарья Михайловна
Участники: воспитатели всех дошкольных групп
Ход:
ФГОС дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка. Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.
Сегодня предлагаю рассмотреть организацию центров развития речи и литературных уголков в группах раннего возраста.
Книжный уголок:
В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:
- Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
- Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
- Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
- Книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
- Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
- Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
- Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения
(предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами
Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре.
Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных
направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного
возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.
Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для
театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым
театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются
различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости
используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты:
- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),
- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы»,
«Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),
- различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные»,
«Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках»,
«Звуковое лото» и др.),
- альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном
возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.
Материалы по развитию речи
- Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
- Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
- Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
- Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
- Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
- Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)
Практическая часть мастер - класса:
Перед каждым педагогом лежит план группы. Я предлагаю вам разместить на этом плане два центра: книжный и речевой центр. План предполагается группы раннего возраста. Отмечаем центры пустыми квадратными листочками, которые также перед вами.
Второе задание: перед вами разложены карточки с наименованиями различной атрибутики, с наименованиями игрушек и пособий. Предлагаю вам разложить эти карточки поверх пустого квадратика в плане, так чтобы понимать где какое пособие или игра будут находиться.
Рефлексия:
Обсуждаем почему и в соответствии с чем мы разложили пособия и игры и почему именно такие места в плане выбрали для наших уголков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно - пространственная среда в группе для детей раннего возраста в соответствие с требованиями ФГОС ДО (из опыта работы).
Материал является лауриатом городского смотра- конкурса "Современный учебный кабинет и современная дошкольная группа ", в наминации"Лучшая дошкольная группа"....

Комфортная развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития детей дошкольного возраста
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития детей дошкольного возраста.
Статья будет интересна начинающим педагогам....

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста»
Презентация...

Тема «Влияние развивающей предметно –пространственной среды на речевое развития детей дошкольного возраста»Воспитатель: Кузнецова Н.Г.
Провокация в виде приглашения в игру заключается том, чтобы заранее подготовленные и подобранные материалы стимулировали в ребёнке интерес, любопытство и желание сделать что либо. Она создает ребенку ...