Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с речевыми нарушениями
методическая разработка по развитию речи
Мнемотехника является эффективным коррекционно-развивающим методом для обучения и развития детей с различными нарушениями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Родничок»
«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей
с речевыми нарушениями»
Учитель-логопед
Альбина Флюра Шарифулловна
Введение
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример - славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. «А (аз) Б (буки) В (веди) - я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро и т.д.». Таким образом, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.
Актуальность
В настоящее время количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. В логопедической практике все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – системным недоразвитием речи. У таких детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Очень важно заинтересовать детей, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.
Перед нами, практикующими педагогами, стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Существуют разнообразные традиционно используемые приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в этом направлении.
Использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскивать нетрадиционные методы для формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.
Мнемотехника («искусство запоминания») — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста.
В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет гораздо быстрее вспомнить стихотворение, сказку, рассказ.
Цель работы с мнемотехникой: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая.
Задачи:
- развивать внимание, логическое мышление, смекалку;
- совершенствовать восприятие, зрение, слух, тактильные ощущения;
- формировать у детей навыки запоминания, научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;
- стимулировать интеллектуальное развитие детей;
- развивать умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук, воображение, связную речь.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начала работу с применения мнемоквадратов.
Мнемоквадраты — это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные изображения, т. к. формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти отдельные образы: огурец – зеленый, помидор – красный. Позже картинки можно заменить графическим изображением. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. Но опираясь на свой опыт я отметила, что и старших дошкольников заинтересовывают цветные изображения, поэтому в своей работе больше использую цветные картинки.
Мнемоквадраты используются в дидактических играх «Один – много», «Посчитай», «1, 2, 5», «Прятки» (поочередно закрывать предметы и говорить, чего нет), «Четвёртый лишний», «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «Жадина» (назвать своим каждый предмет: мой, моя, моё, мои) и др.
После знакомства с мнемоквадратом, занятие усложняется, демонстрируя мнемодорожки – это уже дорожка из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные картинки, - силуэтные изображения, геометрические фигуры. таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе.
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для ребят дошкольного возраста, так как у дошкольников преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на доску. Затем, после чтения стихотворения педагогом, дети воспроизводят это стихотворение по опорным картинкам.
Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения:
1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
2. Объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
3. Еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
4. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогает ребенку уяснить основную мысль.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.
Этапы работы с мнемотаблицей для составления описательного рассказа:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Беседа по содержанию условных обозначений, каждому пункту плана.
3. Составление описательного рассказа по мнемотаблице педагогом.
4. Составление описательного рассказа по мнемотаблице ребенком.
Мнемотаблицы для пересказа
На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации следует заменить условными схемами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дошкольники.
Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста:
1. Педагог объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста педагогом с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.
В результате использования таких приемов мнемотехники у детей:
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Вывод: работая с детьми по преодолению речевых нарушений с помощью приемов мнемотехники, отметила, что дети с интересом и большим удовольствием играют с мнемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами. Особенно нравятся мнемоквадраты, из которых можно делать и дорожки, и таблицы. Поэтому за этот год было изготовлено большое количество материала по мнемотехнике. В следующем году планирую сделать игры-презентации по мнемотехнике.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(выпускная квалификационная работа) в виде проекта...

Обобщение опыта на тему: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".
В материале описывается как приемы мнемотехники эффективно влияют на развитие связной речи дошкольников....

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих эффективно запоминать стуктуру расска...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...

«Использование приемов мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями». Консультация для воспитателей.
В речи детей с ОНР существует множество проблем: недостаточный словарный запас; плохая дикция; бедная диалогическая речь; односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, грамматически и...