«Использование приемов мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями». Консультация для воспитателей.
консультация по логопедии
В речи детей с ОНР существует множество проблем: недостаточный словарный запас; плохая дикция; бедная диалогическая речь; односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, грамматически и лексически неправильно оформленная; неспособность построить монолог; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Какие факторы облегчают процесс становления связной речи? Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Работая с дошкольниками с ОНР, мы сталкиваемся с проблемами в их обучении. Поэтому я рекомендую использование вспомогательных средств, облегчающих, систематизирующих и направляющих процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств являются приемы мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_s_detmi_s_onr.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей логопедических групп «Использование приемов мнемотехники
для развития связной речи
у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Учитель-логопед
Шелехова Е.В.
В речи детей с ОНР существует множество проблем: недостаточный словарный запас; плохая дикция; бедная диалогическая речь; односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, грамматически и лексически неправильно оформленная; неспособность построить монолог; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Какие факторы облегчают процесс становления связной речи? Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Работая с дошкольниками с ОНР, мы сталкиваемся с проблемами в их обучении. Поэтому я рекомендую использование вспомогательных средств, облегчающих, систематизирующих и направляющих процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств являются приемы мнемотехники.
Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, об особенностях явлений природы, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, позже - к мнемотаблицам. Использование мнемотаблиц на занятиях и в свободной деятельности позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Содержание мнемотаблицы – графическое или частично графическое изображение предметов. Нарисованное в таблице должно быть понятно самим детям. Мнемотаблица-схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов, развитие мелкой моторики рук. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. На начальном этапе можно предложить готовую схему, а ребенок может эту схему раскодировать. Чтобы заучить любое стихотворение и нарисовав графически каждое слово, нужно спросить у детей «на что похоже, что напоминает». Прочитав стихотворение, положите перед детьми карточки мнемотаблицы и дети, глядя на них, рассказывают стихотворение. Дети сами любят рисовать и придумывать мнемотаблицы. Для этого нужно раздать листы, разделенные на ячейки. Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, сказок, мультфильмов. Нужно наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создавать разнообразные дидактические игры.
Овладение приемами мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: развитие психических процессов преобразование предметов в абстрактные знаки и символы, перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы. Мнемотаблицы используются при заучивании стихотворений, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса.
Чем раньше мы будем учить детей с речевыми нарушениями пересказывать или рассказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....
Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитанияребенка. ...
Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...
Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...