Конспект беседы «Кто такой русский богатырь?»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Ход беседы
Цель: создать условия для формирования представления детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
Задачи:
- воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
- учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;
- приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары – часто нападали на славян, опустошала земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне свое государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей и богатыри. Вот как они выглядели (демонстрация иллюстрации к картине В. М. Васнецова «Богатыри»). Посмотрите, ребята, какими они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными.
- Богатыри – это люди особенные, наделенные невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.). Их не страшат злые враги, не страшит даже смерть.
- Ребята, скажите, любите ли вы сказки о богатырях? (Ответы детей)
- Сказки о богатырях называются былинами. Былина – это песнь-сказание. Былина произошла от слова быль, было. Создателем былин является народ, поэтому былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы, например, сказки Пушкина. В былинах говорится о борьбе русскогонарода с завоевателями, о силе русских воинов. Кто является героями былин? (Ответы детей)
- Былины о богатырях рассказывали сказители. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
- Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Отчизна – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
- Сегодня мы с вами познакомимся с замечательными русскими былинами, в которых с древних времен воспевались лучшие качества защитника Отечества. Как вы думаете, какие же это качества? (Сила, смелость, ловкость)
Физкультминутка «Богатыри» (движения в соответствии с текстом)
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Воспитатель. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы, былины. Послушайте, как говорится о богатырях в былинах. (Прочитать детям фрагменты былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей». Пояснить, что все эти произведения – былины. Обратить внимание на поэтичность былин, на использование в них специфических речевых оборотов: добры молодцы, ворог лютый и т. п. Пояснить детям их значение.)
- В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.
- И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои-богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.
Много песен и былин сказывал народ об их силе и подвигах, мужестве и отваге. А пословицы и поговорки вошли в нашу жизнь.
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:
Смелость силе воевода.
Тот герой, кто за Родину горой.
Кто смел, тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, а не сходи.
Жить – Родине служить.
Счастье Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель. Вот какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам: «Защищать свою Родину, беречь ее. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ».
Итог беседы:
1. Кто такие богатыри?
2. Как называют рассказы о богатырях?
3. Кто рассказывал былины?
4. Каких былинных героев вы уже знаете?
Приложение к беседе
Фрагмент былины «Илья Муромец»
В городе Муроме, в селе Карачарове жил крестьянин, по прозванью Иван Тимофеевич, со своей супругой, Ефросиньей Яковлевной. Прожили они вместе пятьдесят лет, а детей у них не было. Часто старики горевали, что под старость прокормить их будет некому. Горевали-горевали, Бога молили, и родился у них, наконец, долгожданный сын. А имя ему дали Илья.
И вот живут они с сыном Ильей, живут, не нарадуются. Быстро растет сынок. Лето прошло, другое прошло, пора ему ходить начинать. Тут и увидели старички большое горе: сидит Илья недвижимо. Ноги у него как плети. Руками действует, а ногами никак не шевелит. Прошло и третье Лето, и четвертое, а Илье ничуть не легче. Еще пуще стали плакать старики: вот и есть сын, да никуда не годящий — обуза, а не подмога.
Так и просидел Илья сиднем целых тридцать лет – себе на печаль, родителям на горе.
Обретение силы Ильей Муромцем
И вот в одно прекрасное утро собрался Иван Тимофеевич на работу. Надо ему было выкорчевать пни, чтобы пшеницу посеять. Ушли старики в лес, а Илью одного дома оставили. Он уже привычный был сидеть — дом караулить.
А день выдался жаркий. Сидит Илья, потом обливается. И вдруг слышит: подходит кто-то к его оконцу. Подошли и постучали. Потянулся Илья кое-как, открыл окошко. Видит, — стоят два странника, очень старые.
Посмотрел Илья на них и говорит:
— Чего вам, страннички, надобно?
— Дай-ка нам испить пива хмельного. Мы знаем, у тебя есть в подвале пиво хмельное. Принеси нам чашу в полтора ведра.
Илья им в ответ:
— И рад бы принести, да не могу — у меня ноги не ходят.
— А ты, Илья, попробуй сперва, тогда и говори.
— Что вы, старцы, тридцать лет я сиднем сижу и знаю — ноги у меня не ходят.
А они опять:
— Брось ты, Илья, нас обманывать! Сперва попробуй, а после и говори.
Пошевелил Илья одной ногой — шевелится. Другой пошевелил — шевелится. Соскочил с лавки и побежал, как будто всегда бегал. Схватил чашу в полтора ведра, спустился в погреб свой глубокий, нацедил пива из бочонка и приносит старцам.
— Нате, кушайте на доброе здоровье, страннички. Уж очень я рад, — научили вы меня ходить.
Фрагмент былины «Добрыня Никитич и Змей»
Случилось богатырю молодому, Добрыне Никитичу, в жаркий день возле Пучай-реки в поле гулять. А неподалеку оттуда на горе Сорочинской жила Змея свирепая, жадная. Ненавидела Змея Добрыню за то, что не раз богатырь ее змеёнышей ядовитых топтал, не раз спасал от плена змеиного людей русских, которых Змея к себе на гору в пещеру утаскивала. Много раз уговаривала Добрыню матушка родимая:
- Берегись, дитятко, Пучай-реки, не купайся в ней. Налетит на тебя Змея, как безоружный с ней справишься?
Помнил Добрыня наказы матушкины. Да очень уж жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся.
А Змея тут как тут. Поднялась над рекою, вьется над Добрынею, броситься на него готова. Издевается:
- Захочу – Добрыню целиком сожру! Захочу – Добрыню в хоботы возьму! Захочу – Добрыню в плен унесу!
Но не испугался Змеи Добрыня: успел ловко на берег выскочить. Схватил он колпак свой в три пуда весом, да как хватит Змею по голове! Вмиг отшиб у нее хоботы ядовитые. Кинулся к платью своему, выхватил нож булатный. Испугалась, завыла Змея лютая:
- Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детенышей не трогай впредь.
Поверил ей Добрыня. Согласился. Отпустил Змею на волю. Мигом скрылась, улетела змея лютая. А Добрыня домой пошел.
Приходит домой, а Киев-град печален стоит.
- Что за горе приключилось? – Добрыня спрашивает.
Отвечают ему люди киевские:
- Одна была у князя Владимира племянница любимая, Забава дочь Путятична. Пошла она в зеленом саду прогуляться. Пролетала тут над Киевом Змея проклятая. Подхватила, унесла княжну в свою пещеру змеиную!
Идет Добрыня к Владимиру, а там богатыри сидят в горнице, думу думают: как освободить Забаву Путятичну? Кого послать? Все на Добрыню кивают: он, мол, с таким делом лучше всех справится.
Сел Добрынюшка на своего добра коня. Дала ему мать в руки плёточку шелковую:
- Как приедешь, дитятко, на гору Сорочинскую, покрепче коня хлещи, чтобы крепко топтал он злых змеёнышей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы: «Что такое Новый год?» для детей младшей группы
Цель: - дать представление о Новогоднем празднике; Ход беседы: Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас. Послушайте загадку и подумайте, о чем она: Загадка. Посмотрели мы в окошк...

Конспект беседы «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Конспект беседы «Что такое хорошо, что такое плохо?»Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо»Цель: закрепление знаний о понятиях - «плохие»...

Конспект беседы "Кто такой волонтёр?"
рассказать воспитанникам о создании волонтерского движения, уточнить-кто такие волонтёры, чем они занимаются....