Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Опубликовано 16.06.2023 - 21:09 - Абдулова Елена Кисматуллаевна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]»
Тема
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]»
Программные задачи
Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области развитие речи.
Образовательные:
- упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;
- учить слышать звук в слове,
- учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет;
- учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;
- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук;
- учить правильно отгадывать загадки.
Развивающие:
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] - [ р];
- развивать связную речь.
Воспитательные:
воспитывать внимание и усидчивость,
- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Интеграция образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»
Материал
Демонстрационный материал: иллюстрация к сказке «Белоснежка и семь гномов» с изображением всех гномов
Раздаточный материал: мяч.
Словарная работа
Белоснежка
Методы и приемы
-Практические: произношение звуков [л] и [р], дидактические игры «Услышь звук», «Подбери слово», физминутка на ускорение, соотнесение изображений гномов с их именами.
- Наглядные: наблюдение за артикуляцией звука, рассматривание иллюстрации с изображением гномов.
- Словесные: рассказ об артикуляции звуков, отгадывание загадок, чтение отрывка из сказки «Белоснежка и семь гномов», беседа по содержанию текста, вопросы, ответы, составление рассказа на заданную тему.
Предварительная работа
артикуляционная гимнастика
Этапы деятельности
Ход НОД
Вводный этап
1.Уточнение артикуляции звуков.
- Из всех звуков звук [р] — самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам «покорить» этот звук. Чаще всего вместо [р] выговаривается похожий на него звук [л].
Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. Я однажды наблюдала, как подросший вороненок кричал: «Пек-пек-пек». «Карр-карр-карр», — терпеливо повторяла ворона. «Пек-пек-пек», — сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но получалось у него примерно так: «Ллак-ллак-ллак».
Сегодня мы будем учиться различать звуки [р] и [л] и правильно выговаривать их.
Когда вы произносите звук [л], то кончик языка упирается в верхние зубы. (Показ воспитателем и произнесение детьми.). Когда произносим звук [р] кончик языка касается бугорков на потолочке в ротике-домике, а когда мы выдыхаем воздух, он дрожит. (Показ и произнесение)
Основной этап
2. Игра «Услышь звук» (определение наличия звука в слогах и словах).
Я буду называть слоги. Если вы услышите в звук [р], пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя), если услышите звук [л], попробуйте позвонить в «колокольчик».
Будьте внимательны: ла, ва, на, ра, са, ла, да, ра, фа, ла, ка, ча, ла, ра и т.д.
(Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.)
Сейчас я буду произносить слова: праздник, полка, полосатая, рыжая, лев, зебра, муравьи, ползают, прыгают.
3. Игра «Подбери слово» (подбор слов на заданный звук).
Поиграем в игру, в которой вы мне назовете слова со звуком [р]. (Воспитатель бросает детям мяч, в ответ дети называют слово с нужным звуком)
А теперь назовите мне слова со звуком л.
4.Отгадывание загадок.
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. Что это?
Д е т и. Лук.
Воспитатель. Почему выдумаете, что это лук? Дети отвечают.
Какой звук слышится в слове лук — [л] или [р]? Дети отвечают.
Послушайте еще одну загадку:
Начинает он копать,
Заменяет сто лопат. Что это?
Д е т и. Экскаватор.
Воспитатель. Почему выдумаете, что это экскаватор? Дети отвечают.
Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]? Дети отвечают.
Произнесите это слово так, чтобы в нем отчетливо слышался звук [р]. Дети выполняют.
Еще одна загадка.
Стоят в поле сестрички:
Желтые глазки, белые реснички.
Что это?
Дети отвечают.
Почему вы думаете, что это ромашки? Дети отвечают.
Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]? Дети отвечают.
Произнесите это слово так, чтобы в нем слышался звук [р]. Дети выполняют.
Физкультминутка на ускорение (можно делать в кругу или на ускорение)
Руки в боки, (руки сделали на пояс)
Все присели, (присели)
Быстро встали, (встали)
Бег на месте
Влево, вправо, поворот,
Над головой хлопок,
И все с начала только чуть быстрее.
5. Соотнесение изображений гномов с их именами.
Сегодня вы послушаете отрывок из сказки американского писателя Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов». Это сказка о девочке, которую звали Белоснежка, и о ее друзьях — семи сказочных маленьких человечках, гномах. Все они были добрыми приятелями. А звали их так: Весельчак, Тихоня, Ворчун, Чихун, Простак, Док, Соня. Вот эти гномы. (Показывает иллюстрации.) Посмотрите, какие они разные. Как вы думаете, кто здесь Весельчак, кто Ворчун? Почему вы так думаете?
Дети отвечают.
Догадайтесь, почему так звали гномов. Почему одного из гномов звали Тихоня? Дети отвечают.
Чихун? Дети отвечают.
Соня? Дети отвечают.
Док? Дети отвечают.
6. Чтение сказки «Белоснежка и семь гномов»
Послушайте, что говорится в сказке о том, почему так назвали гномов, и что с ними произошло. (Читает сказку со слов «Заглянув в открытую дверь...».)
Вопросы
1. Понравилась ли вам сказка?
2. Кто такие гномы?
3. Как звали гномов из сказки?
Вопросы-подсказки: как звали самого старшего, самого умного гнома, которого все слушались? Как звали гнома, который все время чихал? Как звали гнома, который всегда молчал? любил ворчать? любил спать? был всегда веселым? всегда стеснялся?
(Вопросы-подсказки задают только в том случае, если дети упустят чье-либо имя.)
Заключительный этап
- Какую сказку мы сегодня с вами сочиняли?
- Какой гном вам нравиться больше всего и почему?
- О каких звуках мы сегодня говорили?
- Чем они отличаются?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию ечи в старшей группе «Звуковая культура речи, звуки «ч», «щ»
конспект составлен в соответствие с требованиями ФГОС ДО...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе "Звукова культура речи: дифференциация звуков ж-ш"
Целью деятельности является развитие фонематического слуха, дифференцировать звуки ж-ш в словах.Посредством стихов и рифмовок упражнять детей в четком произношении этих звуков. С помощью дидактических...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Цель: создать условия для слухового восприятия детей звуков [з]-[ж]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»...
Конспект по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ "
Цель:Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляциизвуки....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч]—[Щ]»
Развитие речи для детей старшего возраста....