КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ С ОНР НА ТЕМУ «КВАРТИРА, МЕБЕЛЬ»
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Воронова Наталья Николаевна

Конспект занятия по формированию-лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме КВАРТИРА, МЕБЕЛЬ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mebel.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ С ОНР

НА ТЕМУ «КВАРТИРА, МЕБЕЛЬ»

Программные задачи:

- Выявлять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена; обивке: ткань, кожа; истории происхождения мебели, использовании ее человеком.

- Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик.

- Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и материалами, обобщать и делать выводы.

- Расширять словарный запас с помощью новых слов.

 

Словарь: лесоруб, дизайнер, столяр, сборщик, плотник, обивка, ткань, собирать, заготавливать, мебельная фабрика, столешница, подлокотники.

 

Материал: иллюстрации различной мебели, профессий, материалы: камень, дерево; презентация; натуральная и кукольная мебель

 

 

Ход занятия

-Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости.

-Посмотрите, что перед нами? (макет дома)

-Какой это дом?

-Можно жить в доме, но многие из нас живут в квартирах (картинки квартир) Какая это квартира? (однокомнатная, двухкомнатная, трехкомнатная)

-Ребята, без чего человеку трудно обходиться в квартире?

 

-Сегодня мы с вами поговорим о мебели. Какую мебель вы знаете? Для чего нужна мебель?

-Всегда ли была мебель у людей?

 

Работа с презентацией: 

-Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди? (На полу, на земле, на камнях)

-Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно.

-Что вы чувствуете? (жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно).

 -Вот, и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет? (Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть).

 

-И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле? 

(Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить).

 

-Тогда-то человек задумался, из чего же ему сделать мебель? Вокруг пещеры были только камни и дерево. Предлагаю обследовать камни и дерево (потрогать, приложить к щеке, понюхать, попилить, забить гвоздь, построгать). Камни холодные, тяжелые, острые, шершавые, крепкие. Гвоздь гнется, не забивается, не пилится. Дерево приятное на ощупь, теплое, крепкое, его можно построгать и, оно станет гладким, в него хорошо забивается гвоздь, в нем можно просверлить отверстия.

 

-Поэтому человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.

 

-Вы знаете, люди, каких профессий участвуют в изготовлении мебели?

 

Дизайнер придумывает мебель, делает чертежи.

Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели, на мебельной фабрике плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, а 

сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать крупногабаритную мебель.

Мебель изготавливают из разных материалов. Давайте поиграем и узнаем.

  Упражнение «Из чего – какой?»:

 

- Стол из дерева – значит, он какой? (Стол из дерева – значит, он деревянный.)

 

- Стул из пластмассы – значит, он какой? (Стул из пластмассы – значит, он пластмассовый.)

 

- Кресло из соломы – значит, оно какое? (Кресло из соломы – значит, оно соломенное.)

 

- Диван из кожи – значит, он какой? (Диван из кожи – значит, он кожаный.)

 

- Ножки табуретки из железа – значит, они какие? (Ножки табуретки из железа – значит, они железные.)

 

- Дверцы шкафа из стекла – значит, они какие? (Дверцы шкафа из стекла – значит, они стеклянные.)

 

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»:

 

Раз, два, три четыре (дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках),

 

Много мебели в квартире (дети сжимают и разжимают кулачки).

 

В шкаф повесим мы рубашку (здесь и далее дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках),

 

А в буфет поставим чашку.

 

Чтобы ножки отдохнули,

 

Посидим чуть-чуть на стуле.

 

А когда мы крепко спали,

 

На кровати мы лежали.

 

А потом мы с котом

 

Посидели за столом.

 

Чай с вареньем дружно пили (дети попеременно хлопают в ладоши).

 

Много мебели в квартире.

 

Кинезелогические упражнения «Стол», «Стул»

 

Упражнение «Доскажи словечко» (вешаем картинки на доске)

 

Костя в комнату вошел

 

И поставил сок …. (на стол).

 

Катя вынула жирафа,

 

Мяч и гномика … (из шкафа).

 

Книжку новую Ивана

 

Достаем … (из-под дивана).

 

Если хочет Миша спать,

 

Он ложится … (на кровать).

 

Чтобы ноги отдохнули,

 

Посижу чуть-чуть … (на стуле).

Предлагаю вам попробовать самим обустроить нашу квартиру и расставить мебель. Только мы с вами не просто расставляем мебель, но и обязательно говорим, для чего она нужна (работа с макетом)

 Упражнение «Скажи, для чего этот предмет мебели?»:

 

- Обеденный стол для чего? (для обеда)

 

- Журнальный стол для чего? (для журналов)

 

- Письменный стол для чего? (для письма)

 

- Компьютерный стол для чего? (для компьютера)

 

- Книжный шкаф для чего? (для книг)

 

- Посудный шкаф для чего? (для посуды)

 

- Платяной шкаф для чего? (для одежды)

 

- Обувная тумбочка для чего? (для обуви)

 

- Бельевая тумбочка для чего? (для белья)

Но ведь мебель-то у нас не настоящая, игрушечная, маленькая.

 Упражнение (Физминутка)

 «Назови ласково» (с мячом)

 

- стол – столик, стул – стульчик, полка – полочка, шкаф – шкафчик, кровать – кроватка, кресло – креслице, диван – диванчик, комод – комодик, тумба – тумбочка;

 

- столы – столики, стулья – стульчики, полки – полочки, шкафы – шкафчики, кровати – кроватки, диваны – диванчики, комоды – комодики, тумбы – тумбочки.

Пока мы с вами отдыхали, в комнате кто-то навел беспорядок :

Упражнение «Без чего?» (по картинке)

Вот теперь у нас порядок. Осталось только вещи по местам разложить(расставляем игрушки в детской комнате)-магнитная доска (употребление предлогов):

-Положи мяч под кровать

-убери кубики в шкаф и т.п.

-

-

-

Вся мебель такая разная. Посмотрим на неё повнимательнее

Упражнение «Скажи наоборот»:

 

- Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.

 

- Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.

 

- Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.

 

- Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.

 

- Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.

 

- Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.

 

- Табурет жесткий, а диван … мягкий.

 

- Стол жесткий, а кресло … мягкое.

 

 Ну, а теперь нам осталось выбрать мебель в свою квартиру. Где её можно взять? (купить в мебельном магазине) Мальчики будут покупать и обустраивать детскую комнату для, а девочки для себя (аппликация)

 

 

Ребята, о чем сегодня мы с вами говорили? Что нового вы узнали? Что особенно понравилось?

 

Какую мебель вы бы выбрали в свою квартиру? Хотели бы вы жить в такой квартире?  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Защитники Отечества»

Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защитившим страну от врагов. Обогащение речи признаками, синонимами. Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников р...

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе логопедической группы

В гостях у звездочета.Закрепить умение решать примеры в пределах 10 прямым и обратным счетом. развивать логическое мышление, мелкую моторику. воспитывать стремление помогать друг-другу....

Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Зимние виды спорта.»

Тема: «Зимние виды спорта.» Цели занятия:коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;- учить детей давать сравнительную характеристику зву...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме:"Звук и буква С"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: "Звук и буква С"...