КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ С ОНР НА ТЕМУ «КВАРТИРА, МЕБЕЛЬ»
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по формированию-лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме КВАРТИРА, МЕБЕЛЬ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ С ОНР
НА ТЕМУ «КВАРТИРА, МЕБЕЛЬ»
Программные задачи:
- Выявлять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена; обивке: ткань, кожа; истории происхождения мебели, использовании ее человеком.
- Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик.
- Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и материалами, обобщать и делать выводы.
- Расширять словарный запас с помощью новых слов.
Словарь: лесоруб, дизайнер, столяр, сборщик, плотник, обивка, ткань, собирать, заготавливать, мебельная фабрика, столешница, подлокотники.
Материал: иллюстрации различной мебели, профессий, материалы: камень, дерево; презентация; натуральная и кукольная мебель
Ход занятия
-Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости.
-Посмотрите, что перед нами? (макет дома)
-Какой это дом?
-Можно жить в доме, но многие из нас живут в квартирах (картинки квартир) Какая это квартира? (однокомнатная, двухкомнатная, трехкомнатная)
-Ребята, без чего человеку трудно обходиться в квартире?
-Сегодня мы с вами поговорим о мебели. Какую мебель вы знаете? Для чего нужна мебель?
-Всегда ли была мебель у людей?
Работа с презентацией:
-Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди? (На полу, на земле, на камнях)
-Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно.
-Что вы чувствуете? (жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно).
-Вот, и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет? (Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть).
-И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле?
(Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить).
-Тогда-то человек задумался, из чего же ему сделать мебель? Вокруг пещеры были только камни и дерево. Предлагаю обследовать камни и дерево (потрогать, приложить к щеке, понюхать, попилить, забить гвоздь, построгать). Камни холодные, тяжелые, острые, шершавые, крепкие. Гвоздь гнется, не забивается, не пилится. Дерево приятное на ощупь, теплое, крепкое, его можно построгать и, оно станет гладким, в него хорошо забивается гвоздь, в нем можно просверлить отверстия.
-Поэтому человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.
-Вы знаете, люди, каких профессий участвуют в изготовлении мебели?
Дизайнер придумывает мебель, делает чертежи.
Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели, на мебельной фабрике плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, а
сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать крупногабаритную мебель.
Мебель изготавливают из разных материалов. Давайте поиграем и узнаем.
Упражнение «Из чего – какой?»:
- Стол из дерева – значит, он какой? (Стол из дерева – значит, он деревянный.)
- Стул из пластмассы – значит, он какой? (Стул из пластмассы – значит, он пластмассовый.)
- Кресло из соломы – значит, оно какое? (Кресло из соломы – значит, оно соломенное.)
- Диван из кожи – значит, он какой? (Диван из кожи – значит, он кожаный.)
- Ножки табуретки из железа – значит, они какие? (Ножки табуретки из железа – значит, они железные.)
- Дверцы шкафа из стекла – значит, они какие? (Дверцы шкафа из стекла – значит, они стеклянные.)
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»:
Раз, два, три четыре (дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках),
Много мебели в квартире (дети сжимают и разжимают кулачки).
В шкаф повесим мы рубашку (здесь и далее дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках),
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили (дети попеременно хлопают в ладоши).
Много мебели в квартире.
Кинезелогические упражнения «Стол», «Стул»
Упражнение «Доскажи словечко» (вешаем картинки на доске)
Костя в комнату вошел
И поставил сок …. (на стол).
Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика … (из шкафа).
Книжку новую Ивана
Достаем … (из-под дивана).
Если хочет Миша спать,
Он ложится … (на кровать).
Чтобы ноги отдохнули,
Посижу чуть-чуть … (на стуле).
Предлагаю вам попробовать самим обустроить нашу квартиру и расставить мебель. Только мы с вами не просто расставляем мебель, но и обязательно говорим, для чего она нужна (работа с макетом)
Упражнение «Скажи, для чего этот предмет мебели?»:
- Обеденный стол для чего? (для обеда)
- Журнальный стол для чего? (для журналов)
- Письменный стол для чего? (для письма)
- Компьютерный стол для чего? (для компьютера)
- Книжный шкаф для чего? (для книг)
- Посудный шкаф для чего? (для посуды)
- Платяной шкаф для чего? (для одежды)
- Обувная тумбочка для чего? (для обуви)
- Бельевая тумбочка для чего? (для белья)
Но ведь мебель-то у нас не настоящая, игрушечная, маленькая.
Упражнение (Физминутка)
«Назови ласково» (с мячом)
- стол – столик, стул – стульчик, полка – полочка, шкаф – шкафчик, кровать – кроватка, кресло – креслице, диван – диванчик, комод – комодик, тумба – тумбочка;
- столы – столики, стулья – стульчики, полки – полочки, шкафы – шкафчики, кровати – кроватки, диваны – диванчики, комоды – комодики, тумбы – тумбочки.
Пока мы с вами отдыхали, в комнате кто-то навел беспорядок :
Упражнение «Без чего?» (по картинке)
Вот теперь у нас порядок. Осталось только вещи по местам разложить(расставляем игрушки в детской комнате)-магнитная доска (употребление предлогов):
-Положи мяч под кровать
-убери кубики в шкаф и т.п.
-
-
-
Вся мебель такая разная. Посмотрим на неё повнимательнее
Упражнение «Скажи наоборот»:
- Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.
- Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.
- Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.
- Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.
- Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.
- Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.
- Табурет жесткий, а диван … мягкий.
- Стол жесткий, а кресло … мягкое.
Ну, а теперь нам осталось выбрать мебель в свою квартиру. Где её можно взять? (купить в мебельном магазине) Мальчики будут покупать и обустраивать детскую комнату для, а девочки для себя (аппликация)
Ребята, о чем сегодня мы с вами говорили? Что нового вы узнали? Что особенно понравилось?
Какую мебель вы бы выбрали в свою квартиру? Хотели бы вы жить в такой квартире?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Защитники Отечества»
Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защитившим страну от врагов. Обогащение речи признаками, синонимами. Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников р...
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе логопедической группы
В гостях у звездочета.Закрепить умение решать примеры в пределах 10 прямым и обратным счетом. развивать логическое мышление, мелкую моторику. воспитывать стремление помогать друг-другу....
Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Зимние виды спорта.»
Тема: «Зимние виды спорта.» Цели занятия:коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;- учить детей давать сравнительную характеристику зву...

Конспект занятия по художественному творчеству в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: Подарок маме (декупаж)
Конспект занятия художественного творчства в технике декупаж...

Конспект итогового занятия по ОО «математическое развитие и конструирование» в подготовительной к школе логопедической группе детского сада. Тема " в гости к Матроскину"В рамках тематической недели «Домашние животные»
· Цели занятия:Обобщить знания, полученные в течение года.· ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме:"Звук и буква С"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: "Звук и буква С"...