Проблемы развития речи в старшем дошкольном возрасте
статья по развитию речи (старшая группа)

Галыгина Светлана Анатольевна

Старший дошкольный возраст - это очень важный возраст ребёнка. В этот период идёт подготовка к школе[4]. Возраст этот 5-7 лет, или старший дошкольный возраст, – это так же значимый период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. В этот период очень важно для подготовки к школе овладение всеми звуками[1].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_galygina_svetlana.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы развития речи в старшем дошкольном возрасте

Автор:

Галыгина Светлана Анатольевна

Должность:

Воспитатель

МБДОУ №321

г. Нижний Новгород
2024г.


Старший дошкольный возраст - это очень важный возраст ребёнка. В этот период идёт подготовка к школе[4]. Возраст этот 5-7 лет, или старший дошкольный возраст, – это так же значимый период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. В этот период очень важно для подготовки к школе овладение всеми звуками[1].

В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от трех тысяч пятисот слов до семи тысяч слов у детей старшего дошкольного возраста, это на сегодняшний день норма. То есть, ребёнок может придумать рассказ и даже пересказать услышанный ранее. Активно использует обобщающие слова,  причастный и деепричастный оборот. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи[2]. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается этап усвоения грамматической системы языка. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Наиболее яркой характеристикой речи детей 6-го года является активное освоение разных типов текстов.

Своевременное и правильное освоение речи - это одно из важных условий полноценного психического развития: дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими, могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре и так далее[3]. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения ребенка с окружающими, нередко накладывая тяжёлый отпечаток на его характер: дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, раздражительными[4].

Развитие речи старших дошкольников идет в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления[4]. Определяя критерии базового уровня речевого развития, которого ребенок должен достичь в дошкольном детстве, следует выделить:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации;

- элементарные умения чтения и письма.

Достаточный уровень развития речи дошкольников понимается как длительный процесс накопления словарного запаса, освоения социально за- крепленных значений слов и формирование умения использовать их в условиях общения. Мы все прекрасно понимаем значение лексикона в овладении языком. Если его мало, то связно изъясняться на нем невозможно

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. Таким образом, речь это - могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся управляемыми.

Речь - это психический процесс обобщенного отражения действительности, форма существования сознания человека, служащая средством общения и мышления. Ребенок усваивает язык, овладевает речью в результате социального опыта общения и обучения. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания.

Список использованных источников:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина; Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. Заведен - М.: Издательский центр "Академия", 2009. – 400 с.
  2. Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста /И.О. Болотова. — 2016. — №7.6. — С. 35-38.
  3. Назарова Д. Ж., Н.А. Хамроева, Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста , Вестник магистратуры. 2020. – 3с.
  4. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Интеграция задач развития связной речи в образовательном процессе.

Чтобы  у дошкольников не страдала речевая деятельность и в дальнейшем у детей не было дезадаптации, дискомфорта  и соответственно коммуникативной трудности в школе, необходимо предусмотреть ...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Консультация для родителей "Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста"...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...